Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические советы. Кафедра истории и культурологииСтр 1 из 7Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и культурологии
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические указания к семинарским занятиям
Часть1
Казань 2009
УДК 7.03 ББК85 И 90
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г.А. Табейкина. - Казань: КТАСУ, 2009. - 39 с.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Материалы предназначены для изучения студентами курса «Культурология» в рамках семинарских занятий и успешной сдачи зачета по предмету. Каждый раздел содержит тематический план, список литературы, методические советы, вопросы и задания, темы рефератов, тесты. Указания снабжены кратким словарем культурологических понятий и терминов, библиографическими сведениями об ученых в области культурологии и смежных с нею областей гуманитарного знания. Материалы к теме «Первобытность: антропогенез и генезис культуры» составлены И.А. Гатауллиной. Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывают наиболее важные темы, отражающие содержание и структуру курса «Культурология».
УДК 7.03 ББК85 (С ) Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2009 (С)Табейкина Г.А., 2009
Тема 1. Культура как общественное явление План 1. Понятие культуры. 2. Структура культуры, её субстанциональные и функциональные элементы. 3. Материальная и духовная культура. 4. Функции и законы развития культуры. Литература
1. Иконникова С.Н. Теория культуры. - СПб.: Питер, 2009. 2. Исламгалиева С.К. и др. Культурология. Курс лекций. - М., 2005. 3. Культурология. Учебное пособие /Под ред. проф. Г.В. Драча. - М., 2003. 4. Кармин Е.С. и др. Культурология. - СПб., 2005. 5. Мамонтов СП. Основы культурологии. - М., 2001. 6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. Методические советы
Изучение курса культурологии следует начинать с определения понятия «культура», которое относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Слово «культура» латинского происхождения. Этимологически оно означало «возделывать», «обрабатывать» и применялось первоначально как агротехнический термин - «обработка земли, возделывание почвы». Римский мыслитель и оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) в своей работе «Тускуланские беседы» использует этот термин применительно к развитию человеческой духовности и ума с помощью изучения философии, которую определял как «культуру ума». Он приблизил смысл латинского слова «культура» к содержанию греческого понятия «пайдейа» (воспитание, образование). И сразу же «культура» стала противостоять латинскому понятию «natura» (природа). В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность - единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятие «культура» вкладывали самый различный смысл. В эпоху средневековья культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как её постоянное духовное совершенствование, стремление к Богу. В эпоху Возрождения под личным совершенствованием начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, основанному на образцах античной эпохи. В эпоху Просвещения ( XVIII в.) слово «культура» окончательновошло в употребление в качестве философского понятия. В этот периодоно использовалось с близким по смыслу термином « ЦИВИЛИЗАЦИЯ ». Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурностьевропейских наций заключается в стремлении о рганизоватьсвою жизнь на разумных началах, а измеряется она достижениями в области науки и искусства. Цель культуры ивысшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Противопоставлением этому являлись дикость и варварство древних и неевропейских народов. Представители позднего Просвещения - немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель разработаликонцепцию исторического развития культуры, ее прогресса. Идеи прогресса стали преобладающими в мировоззрении людейXIX п., которым прогресс культуры виделся бесконечным процессомсовершенствования. И только в XX в. стала очевидна тщетность этих надежд. Итак, что следует понимать под культурой? Единого ответа нет и сегодня. Это не только из-за многозначности самого понятия «культура», но и потому, что оно объединяет разные точки зрения. По оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры. В современной культурологии наиболее распространены три подхода: - технологический, где культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводстваобщественной жизни; - деятельностный, где культура рассматриваетсякак способ и результат жизнедеятельности человека; - ценностный (аксиологический), где культураявляется некой идеальной моделью, к которой должны стремиться люди. Культуру в целом можно определить как СОВОКУПНОСТЬвсех видов человеческой деятельности, в результате которойпроисходит преобразование природы, окружающего мираисамого человека, выступающего одновременно в качестве субъекта и объекта культуры. Хрестоматийное определение культуры дает английский этнограф Э. Тайлор в работе «Первобытная культура»: «Культура, в широком этнографическом смысле, слагается о своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Сутьданного определения состоит в том, что культура характеризует человека как существо общественное, социальное. Отсюда следует, что культурав широком смысле включает и себя и социальную практику в целом. При э томпринципиальную значимость имеют ценностно-нормативные основаниякультуры, связанные с устремленностью кидеалам Истины - ДобраКрасоты. Далее следует рассмотреть вопрос о структуре культуры, где необходимо выделить её субстанциональные и функциональные элементы. Первые представляют собой не что иное как опредмечивание различныхвидов человеческой деятельности. На основании этого различают отдельныесферы культуры: культуру труда, быта, общения, а также политическую, правовую, художественную и т.д. Культура предстает здесь в единстве двух сторон: как предметное богатство внешнего мира и, вместе с тем как развитие самого человека, его сущностных сил. К функциональным элементам относятся следующие «блоки» культуры: система материальных идуховных ценностей, способы их создания, хранение и распространение (потребление) в обществе. Данные составные части культуры выступают также в качестве основных критериев, позволяющих определить уровень культурного развития общества, сравнить культуру разных исторических эпох,.стран и народов, различных регионов. Далеенеобходимо перейти к анализу материальной и духовной культуры, выделив их единый источник (человек иего труд), а также черты различия между ними. При этом важно подчеркнуть, что именно духовные потребности составляют принципиальное отличие человека от животного, а следовательно, образуют «ядро» культуры. Это положение имеет важное методологическое значение, ибо позволяет разграничить понятия «культура» и «цивилизация», рассмотреть разные точки зрения на роль научно-технического прогресса в жизни общества и его влияние на развитие культуры. Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету. Национальная культура - это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Её своеобразие проявляется как в духовной (язык, литература, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и т.д.) сферах жизни идеятельности. Совокупность культурных ценностей, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой, или «официальной». Но поскольку общество делится на множество групп (демографических, социальных, профессиональных и т.д.), то у каждой из них постепенно формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Сегодня говорят о молодежной субкультуре, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной, сельской, городской и т.п. Субкультура, которая не толькоотличается от «официальной» культуры, но и противостоит ей, находится в открытомконфликте с доминирующими ценностями, называется контркультурой. Формы культуры. В зависимости от того, кто является создателем культуры и каков её уровень, различают три формы - элитарную, народную и массовую культуру. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Мапхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры, и обладающуюрядом принципиально важных особенностей, в том числе: способом вербального общения - языком, вырабатываемым её носителями, гдеособые социальные группы - политики, деятели искусств и т.п. используюти особые, закрытые для непосвященных языки - латынь, санскрит. Субъектом элитарной культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие. Таким образом, элитарная. культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью (И.В. Кандаков). В отличие от элитарной, народная культура — это традиционная культура, включающая культурные -пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу. Её субъектом, является народ - коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения» (В.М. Межуев). Отсюда её анонимность, безличность, имперсональность (отсутствие автора). В современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями народная культура утрачивает своё значение, её формы, приемы и механизмы функционирования имитирует массовая культура, выступающая своеобразным «постиндустриальным фольклором». Однако, надо иметь в виду, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с «массовой культурой», напротив, эта последняя по своему содержанию и социальным функциям враждебна подлинно народной культуре. Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Начав формироваться во второй половине XIX в., наибольшего размаха она достигает в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Особенностью массовой культуры является демонстративная демократичность, ориентация на человека массы - недифференцированного субъекта с невыраженным личностным началом, исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур, и превращать их в предмет массового потребления, коммерческий характер, связь со средствами массовой информации как главным каналом распространения и потребления её ценностей. Она отличается неспособностью к производству креативного сознания. Носителем её ценностей является массовый человек со стертым индивидуальным началом, массовая аудитория-это коллектив, все единицы которого атомизированы, разобщены, это толпа «одиноких». Проблема массовой культуры была поднята О, Шпенглером «Закат Европы», А. Швейцером «Культура и этика», X. Ортегой-и-Гассетом «Восстание масс», Э. Фроммом «Иметь или быть», где она осмысливается как предельное выражение духовной несвободы. Типология культуры. Типология культуры — этот метод научного познания, с основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью описания сопоставления. Задача типологии культуры - это упорядоченное описание и объяснение разнородного по составу множества объектов культуры. Основными принципами типологии культуры являются: - географический (локализация культур в территориальном пространстве); - хронологический (локализация культур во времени, выделение этапов в историческом развитии); - национальный (относительные особенности этнических и национальных признаков культуры). Типология использует также подход «Восток — Запад», который рассматривается многими теоретиками. Для западного типа культуры характерна ориентация на: - ценности технического развития; - динамический, деятельный образ жизни; - совершенствование культуры и общества. Конституционно закреплена идея значимости личности, приоритет творчества и инициативы. Восток не отвергает старого, традиционного, органически вписываясь в него, отсюда характерными чертами восточной культуры являются: - гармония с природой; - погруженность во внутренний мир человека; - развитие не с помощью техники и технологий, а естественным путем; - приоритет коллективного перед личностным началом. Сегодня восточные культуры утрачивают свою замкнутость и закрытость, воспринимая влияние западной культуры, но при этом оставаясь самобытными и индивидуальными. В заключение работы над темой необходимо сформулировать основные функции культуры и законы её развития. Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество - находит выражение в целом ряде её общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному. Как один из вариантов, можно предложить следующий перечень функций культуры: - познавательная (или гносеологическая), - информационная, - коммуникативная, - регулятивная (нормативная), - ценностная (аксиологическая), - семиотическая (знаковая), - гуманистическая (или человекотворческая), - адаптационная. В совокупности эти функции позволяют определить главное предназначение и гуманистическую миссию культуры, которая заключается в развитии и реализации творческих способностей человека, формировании личности в единстве двух связанных между собой начал - социализации и индивидуализации человека как субъекта и объекта культуры. Специфические и своеобразные законы функционирования культуры позволяют ей развиваться даже в самые неблагоприятные с социальной точки зрения эпохи и периоды: в Средние века, в годы застоя, войн и диктатур, во времена тоталитарных режимов. Основными из них считаются: 1. Закон единства и многообразия культур; 2. Закон преемственности в развитии культуры; 3. Закон прерывности и непрерывности в развитии культуры; 4. Закон взаимодействия и сотрудничества культур.
Вопросы и задания: 1. Какой смысл заключается в выражении Цицерона «cultura animi»? 2. В чём состоит общность и различие материальной и духовной культуры? 3. Что такое духовная культура и каковы сферы её проявления? 4. «Культура - есть зло и создана для подавления и порабощения человека, превращения его в послушное орудие чужих и враждебных человеку сил» - Ж.Ж. Руссо. Согласны ли Вы с данным утверждением? Свой ответ аргументируйте. 5. «Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил». Н.Заболоцкий Можно ли, опираясь на данное четверостишие, ответить на вопрос - в чем состоит сущность культуры? 6. «Культура - зеркало, в котором человек себя видит и в котором себя узнает» - Р. Брэдбери. Справедливо ли данное высказывание? Свой ответ аргументируйте. 7. «Культура всегда есть сознательная работа духа над собственным совершенствованием и над упорядочением того, что окружает человека» - А. Лосев. Согласны ли Вы с данной точкой зрения?
|