Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические советы. Изучение данного раздела требует от студентов знания истоков, причин и сущности мировых религий
Изучение данного раздела требует от студентов знания истоков, причин и сущности мировых религий. Для осмысления этого объемного и сложного материала необходимо обратиться к указанной литературе, подготовить развернутые выступления по всем вопросам семинара. Однако целью занятия является не только знакомство с историй религии как таковой, но и выяснение её связи с различными сферами культуры. Главное же внимание должно быть уделено соотношению религии и искусства (т.к. религия выросла не только из философии, но и из магии, мистики и мифологии), анализу её взаимодействия с различными видами художественного творчества. Теоретическую базу, которая способствует решению этой задачи, закладывает понимание происхождения и сущности религии, а также её связей и противоречий в отношениях с культурой в процессе развития человека и общества. Вопрос о происхождении, сущности и функциях религии объяснялся по-разному представителями различных научных школ и мировоззренческих ориентации: 1) представители школы локаята (древняя Индия) считали религию выдумкой жрецов в корыстных целях; 2) в трактовке теологов религия есть не что иное как результат непосредственного божественного вмешательства; 3) сторонники психоаналитической теории (в частности, 3. Фрейд) рассматривали религию как особую форму реакции организма человека на окружающую среду; 4) последователи антропологической концепции религии (Л. Фейербах) пытались вывести религию из «человеческой природы»; 5) основоположники социологической теории религии (в частности, Э. Дюркгейм) считали, что религия - общественное явление с определенными социальными функциями; 6) по-своему давали объяснение феномена религии представители марксистской мысли (К. Маркс. Ф. Энгельс XIX в.), которые считали, что религия - составная часть истории самого общества. В основе её лежат социальные, гносеологические, психологические и другие корни. Понятие «религия» (от лат. religio - связь), отмечается в философском словаре, означает веру в сверхъестественное, лежащую в основе мировоззрения, поведения и действий. Религия - это совокупность верований, символов, образов действий, с помощью которых регулируются отношения людей к проблемам жизни, смерти, страдания, добра, зла и т.д. Далее следует уяснить вопрос о социальных функциях религии, выделив основные из них: «интеграционную» (Э. Дюркгейм), регулятивную, мировоззренческую, иллюзорно-компенсаторскую. Сложным и дискуссионным является вопрос о соотношении целого и частного, т.е. культуры и религии, и решается по-разному представителями различных научных школ. Существует две концепции. Последователи первой, православной культурологии (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, английский этнограф Д. Фрезер), считают, «всякая культура... родилась из культа»..., «вся культура - из храма». Святыни - это первичное творчество человека; культурные ценности - это производные культа - «отслоения» его, которые потом «превращаются» в «светскую философию», «светскую науку», «светскую литературу». Вторая концепция - просветительская (Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Г. Лессинг, Б. Франклин, Т. Джефферсон, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.), считающая религию вообще антикультурной, чуждой духовному прогрессу. Налицо две диаметрально противоположные точки зрения. Следует уяснить, что вся мировая и русская история подтверждает: религия и культура не только не противостоят друг другу, а, наоборот, выступают в единстве, взаимодействуют, но при этом религия является одним из важнейших феноменов культуры, её составной частью. Признавая общность некоторых содержательных, формальных, эмоционально-психологических признаков искусства и религии (образная форма отражения, обращение к внутреннему миру человека, вечным проблемам человеческого бытия и т.д.), необходимо выявить их различия на социальном, гносеологическом, эстетическом и функциональном уровнях. Опираясь на указанные положения, можно перейти к анализу взаимодействия искусства и религии, при этом необходимо сосредоточиться на трех вопросах: 1) виды взаимодействия искусства и религии (культовое искусство, связанное с процессом богослужения; использование тем сюжетов и образов в различных видах искусства; обращение к религиозной атрибутике, культовому искусству через цитирование, воспроизведение их стилистических особенностей); 2) канон и символика в религиозном искусстве (иконографический канон в христианстве, архитектурный канон, символика культовых предметов, форм, цвета, чисел); 3) отношение мировых религий (буддизма, христианства, ислама) к системе искусства (исходя из сущности религий, следует выяснить роль различных видов искусства и используемых ими средств художественно-образного воздействия в структуре мировых религий). Вопросы и задания: 1. Почему буддизм, христианство, ислам называют «мировыми религиями»? Существуют ли другие виды мировых религий? 2. Каковы основные обряды в христианстве? В чем их религиозный смысл? 3. Назовите пять столпов ислама и 10 заповедей христианства, дайте их толкование. 4. Дайте сравнительный анализ буддизма, христианства и ислама (история возникновения, основные положения вероучения, праздники и обряды, использование канона и символики и т.д.). 5. В чём заключается вероучение буддизма? Определите понятия: сансара, нирвана, карма, дхарма. Что означают в буддизме «четыре благородные истины», «восьмеричный путь»? 6. «Атеизм - это тонкий слой льда, по которому может пройти один человек, целый же народ ухнет в бездну» (Ф. Бэкон). Прокомментируйте данное высказывание. 7. «Бог есть комплекс... идей, которые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм» (A.M. Горький). Прокомментируйте данное высказывание. ТЕСТЫ
1. Структура современного культурологического знания включает... а) философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию; б) гносеологию, этику, эстетику, философию искусства и культуры; в) социологию культуры, культурную антропологию, прикладную культурологию.
2. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур основными критериями являются: а) достижения в области образования и науки; б) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность; в) средняя продолжительность жизни.
3. Морфология культуры - это... а) система нормативных отношений; б) смена культурных образцов; в) типичные формы и структуры культуры.
4. Культурные нормы - это... а) множество закономерно связанных друг с другом элементов; б) законы и стандарты социального бытия людей; в) продукты человеческой деятельности.
5. Семиотика изучает: а) внутреннее знаковых систем; б) отношение знаковых систем с тем, кто их использует; в) знаковые системы как средство выражения смысла; г) все перечисленное.
6. Кто из мыслителей отожествлял понятия «цивилизация» и «культура»? а) Н. Бердяев б) Э. Тейлор в) О. Шпенглер г) все перечисленные
7. Кто считается основоположником культурной антропологии? а) Т. Парсонс б) Ф. Боас в) А. Рэдклифф-Браун
8. Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии? а) Н. Михайловский б) К. Леонтьев в) Н. Данилевский г) Н. Бердяев
9. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой: а) эволюционная модель б) волновая модель в) циклическая модель
10. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений? а) Г. Спенсер б) О. Шпенглер в) 3. Фрейд г) И. Хейзинга
11. Кто из мыслителей противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация»? а) Н. Бердяев и О. Шпенглер б) Т. Парсонс и Э. Тейлор в) П. Сорокин и Ю. Лотман
12. Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур элементов другой, или в возникновении новых культурных явлений? а) катарсис б) конформизм в) мимесис г) аккультурация
13. Высказывание: «Культура возникает в игре, как игра», -принадлежит а) О. Шпенглеру б) А. Тойнби в) И. Хейзинга г) К. Ленерсу
14. Автором концепции социокультурной динамики и исследователем социальной стратификации является: а) Ф. Боас б)Н. Бердяев в) Т. Парсонс г) П. Сорокин
15. Понятие «цивилизация» означает: а) обработка, возделывание, улучшение б) ступень общественного развития, следующая за варварством в) синоним культуры
16. Цивилизация как кризис и гибель культуры рассматривается в работе: а) О. Шпенглера б) Ф. Ницше г) И. Хейзинга
17. Теория «культурных кругов» Ф. Гребнера развивалась как направление: а) структурализма б) функционализма в) диффузионизма
18. Кто из ученых занимался проблемами массовой культуры, введя в научный оборот термины «человек толпы», «человек - масса»? а) Д. Беля б) Э. Тоффлер в) X. Ортега-и-Гассет
19. Типологизация культуры - это: а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы б) характеристика различных культур в) типы различных личностей
20. Типы культуры - это а) расчленение социокультурных объектов и их группировка по общим основанием б) сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других в) все перечисленное
21. П. Сорокин в работе «Кризис нашего времени» выделяет два основных типа культуры: а) гуманитарный и естественный б) антропологический в) идеациональный и чувственный
22. Герменевтика занимается: а) интерпретацией смыслов б) истолкованием знаковых систем в) истолкованием текстов
23. Традиционному типу культуры соответствует: а) опора на социальное и этническое деление б) широкий обмен информации в) стремление к унификации и стандартизации производства
24. Что изучает синергетика? а) динамические процессы в открытиях, нелинейных системах б) знаки и знаковые системы в) проблемы культурных коммуникаций
25. Культура в научном смысле — это: а) искусство и литература б) характеристика воспитанного человека в) высшие достижения человеческого гения г) искусственная среда существования и самореализации людей, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
26. Культурный артефакт - это: а) шедевр художественной культуры б) произведения человеческой деятельности в) другое обозначение творца культуры
27. Культурный эталон - это: а) высший образец поведения. б) религиозное нравоучение. в) система запретов.
28. Символ - это: а) дорогое украшение. б) предмет, созданный человеком. в) намек, понятный только посвященным
29. Стиль - это: а) модный покрой одежды б) свободно выбранная манера поведения в) что-то противоположное нравственности и простоте г) совокупность своеобразия приемов в реализации чего-либо.
30. Культурная эпоха-это: а) апогей в развитии какой-либо цивилизации б) этап революционных преобразований в культуре в) этап культурного развития, характеризующийся стилевой ценностью.
31. Культурная инновация - это: а) другое название традиции. б) появление новых, предметов в обиходе. в) смена смыслов в культуре.
32. Культурная традиция - это: а) родительское наследие в культуре. б) система ценностей, неподвластных времени. в) устаревшие формы культуры.
33. Миф-это: а) сказания о богах, героях и т.д. б) ментальность, основанная на чувственном восприятии мира в) вид деятельности архаических людей.
34. Табу - это: а) запретные слова, мысли, поступки б) особый вид магии в) ритуальное поведение.
|