![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специальное образование лиц с нарушениями зрения
1. Тифлопедагогика (от греч. tyhlos - слепой) - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения - слепых и слабовидящих. Предмет тифлопедагогики - теория и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих.
Основные задачи тифлопедагогики: - педагогическое изучение слепых и слабовидящих; - разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; - определение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений функции зрения; - разработка содержания, методов и форм организации обучения и воспитания слепых и слабовидящих. К лицам с нарушениями зрения относятся: слепые - с полным отсутствием зрения и с остаточным зрением, при котором его острота равна 0, 05 и ниже на лучше видящем глазу; слабовидящие — со сниженным зрением от 0, 05 до 0, 2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией; с косоглазием и амблиопией; Косоглазие проявляется в нарушении бинокулярного зрения; бывает односторонним и двусторонним. Амблиопия — формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы (преломляющая способность глаз). По степени сохранности остаточного зрения различают: - абсолютную слепоту (полностью на оба глаза выключены зрительные ощущения); - практическую слепоту - наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение.
Слепота бывает: - врождённой; - приобретённой.
Причины врождённой слепоты: - повреждение плода в период внутриутробного развития; - заболевания плода. Причины приобретённой слепоты: - заболевания органов зрения; - заболевания ЦНС (менингит, опухоль мозга); - осложнение после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина; - травматические повреждения мозга или глаз.
Категории детей с нарушениями зрения: - слепорождённые; - рано ослепшие; - лишившиеся зрения после 3-х лет жизни. Последствия слепоты: - ограниченность двигательной сферы; - неполнота содержания социального опыта; - своеобразие эмоционально-волевой сферы; - трудности в игровой, учебной и профессиональной деятельности; - неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; - повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и т.д.
Слабовидение — значительное снижение остроты зрения. Причины: глазные болезни на фоне общего заболевания: миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм (недостаток преломляющей способности глаза). Особое значение для слепых и слабовидящих имеют: - осязание; - слуховое восприятие; - речь.
По Л.С.Выготскому, слепые владеют «шестым чувством» (тепловым), которое позволяет незрячим на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет. Сенсорное воспитание создаёт условия для отражения окружающего мира сначала в наглядно-действенной форме, затем на последующих этапах, по мере накопления социального и бытового опыта, в словесно-логической форме.
|