Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Умственная отсталость (УО)
Термином УО обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС, которое может быт различным по тяжести, локализации и времени наступления. Олигофренопедагогика – одна из отраслей специальной педагогики, разрабатывающая проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) умственная отсталость включает определенные степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития – IQ: - легкая УО – 40-69; - умеренная УО – 35-49; - тяжелая УО – 20-34; - глубокая УО – ниже 20. Нормой считается показатель IQ – 71и выше. Виды умственной отсталости: Деменция (от лат. dementia – безумие, слабоумие) – стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга. У дементных детей, в отличие от олигофренов, наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития. Олигофрения (от греч. oligos – малый + phren - ум) – вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенной органического поражения ЦНС (преимущественно коры полушарий головного мозга). Термин «Олигофрения» ввел немецкий психиатр Эмиль Крепелин в 1915 году. Возникновение олигофрении обусловлено главным образом вредными воздействиями на мозг ребенка во внутриутробном периоде его жизни, а так же воспалительными, токсическими и травматическими заболеваниями ребенка в течение первого года жизни. По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы: - дебильность – относительно легкая, неглубокая УО; - имбецильность – глубокая УО; - идиотия – наиболее тяжелая, глубокая УО. Характер образовательного процесса для детей с нарушением интеллекта (УО) – коррекционно-развивающий. Обучение и воспитание детей с легкими формами УО направлены на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной сферы. Особенности образовательного процесса в ДОУ: - создание благоприятного и охранительного режима; - индивидуальный и дифференцированный подход; - единство и постоянство требований (ДОУ и семьи); - приобщение к посильному труду; - расширение чувственного опыта ребенка; - развитие речи и познавательных интересов; - организация предметно-практической и трудовой деятельности; - сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка. Особенности образовательного процесса в школе: - максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества; - преподавание общеобразовательных предметов; Проведение специальных коррекционных занятий (логопедические, социально-бытовая ориентировка, ритмика, лечебно-физкультурный комплекс, развитие психомоторики и сенсорных процессов). Обучение детей с нарушением интеллекта осуществляется в специальных коррекционных учреждениях – школах VIII вида по специальным программам.
|