![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Типы рыночных структур
1. Понятие рыночной структуры и ее основные типы 2. Рынок совершенной конкуренции 3. Чистая монополия 1. Понятие рыночной структуры и ее основные типы Рыночная структура – совокупность условий, в которых протекает взаимодействие фирм на рынке. Характер рыночной структуры определяется рядом факторов: 1) количеством и размером фирм на рынке; 2) характером продукции (однородная или дифференцированная, т. е. удовлетворяющая одну и ту же потребность, но характеризующаяся различными свойствами); 3) характером входных и выходных барьеров (факторы препятствующие переливу капитала из одной отрасли в другую); 4) характером и степенью распространения информации относительно способов производства продукции, цен на различных сегментах рынка, намерений фирм и т. д. В экономической теории выделяют два типа рынков: рынок совершенной конкуренции (ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию); рынок несовершенной конкуренции (отдельная фирма в состоянии воздействовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгодном для себя направлении). Выделяют три типа несовершенной конкуренции: чистая монополия; олигополия; монополистическая Совершенная конкуренция существует при следующих условиях: · на рынке действует большое количество фирм, которые очень малы относительно размеров рынка; · продукция однородная (идентичная), т.е. покупателю не важно у кого он купит этот товар; · компании могут свободно вступать на рынок и покидать его; · наличие единой общей информации о рынке для всех продавцов и покупателей; · отдельные покупатели или продавцы не могут повлиять своими действиями на рыночную цену – они принимают цену как данную («ценополучатели»), это происходит вследствие того, что размер компании является небольшим по сравнению с рынком, цены определяются взаимодействием спроса и предложения на рынке. Рынок совершенной конкуренции является теоретической моделью, однако можно назвать ряд рынков, которые по своим характеристикам максимально приближены к совершенной конкуренции (например, товарные рынки – чай, кофе, шерсть, хлопок, пшеница; валютные рынки; фондовые Признаки чистой монополии: · единственный поставщик, отрасль – синоним фирмы, поскольку фирма всего одна; · реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители данного вида продукции; · на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения (в первом случае естественные монополии – предприятия общественного пользования, например: электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия; искусственные барьеры – патенты и лицензии, контроль товарных запасов и пунктов сбыта и др.); · доступ к информации блокирован; · монополист обладает рыночной властью: контролирует цены, поставки продукта на рынок. В условиях чистой монополии фирма обладает максимальной, но не абсолютной властью, т. к. при принятии решений относительно объема выпуска и цены продукции фирма должна учитывать рыночный спрос. В экономической теории также различают монопсонию – рыночная структура при которой на рынке действует только один покупатель. Признаки олигополии: · на рынке действует несколько крупных компаний, зависимых друг от друга, т.е. при принятии решений относительно объема выпуска и цены продукции фирмы должны учитывать не только рыночный спрос, но и действия других фирм; · производят как однородную, так и дифференцированную продукцию (однородная – рынки сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.п.; дифференцированная – рынки потребительских товаров); · существуют определенные барьеры вхождения в отрасль, доступ к информации затруднен. Признаки монополистической конкуренции: · большое количество продавцов и покупателей; · компании предлагают похожую, но не идентичную продукцию (продукция дифференцированная – одинаковая по назначению, но разная по качественным характеристикам); · относительная легкость вступления в рынок; · отдельная фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.
|