![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И соответствующие виды государственных аттестационных испытаний
защита ВКР владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности
ностеи личности
проводить психологическую диагностику различного профиля и необходимую психолого-пед. коррекцию
Согласно требованиям ГОС ВПО по специальности 031000 «Педагогика и психология», предъявляемым к профессиональной подготовленности специалиста - педагога-психолога, считаем целесообразным выделение трех основных учебных модулей (ОУМ): • теоретико-методологического; • историко-аналитического; • практико-ориентированного.
1 - Теоретико-методологический учебный модуль содержит в себе комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и методологических основ необходимых педагогу-психологу профессиональных знаний: 1. Введение в психолого-педагогическую деятельность. 2. Основы общей психологии. 3. Общие основы педагогики. 4. Методология и методы психолого-педагогических исследований. 5. Психолого-педагогическая антропология. 6. Возрастная психология. 7. Педагогическая психология. 8. Социальная психология. 9. Основы психологии семьи и семейного консультирования. 10. Социальная педагогика. 11. Теория и методика воспитания. 12. Теория обучения. 13. Психология личности. 34. Управление образовательными системами. Освоение содержания дисциплин теоретико-методологического модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний, соответствующий уровню предъявляемых требований к его профессиональной подготовке. Специалист: владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности; владеет системой знаний об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний; выпускник должен быть готов разрабатывать развивающие и коррекцион-ные программы с учетом особенностей личности; готов к осознанному выбору и освоению образовательных программ; готов проводить психологическую диагностику различного профиля и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие личности. Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требованиям ГОС ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности: • коррекционно-развивающей; • преподавательской; • научно-методической; • социально-педагогической; • воспитате льн ой. Теоретико-методологический модуль состоит из трех элементов: методологического, психологического и педагогического, в соответствии с которыми сгруппированы вопросы данного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен. Соответствие вопросов по дисциплинам 3-м элементам теоретико-методологического модуля представлено в таблице:
Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операция мышления. Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении. Основные закономерности развития высших психических функций. Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития
Сущность, закономерность и принцип целостного педагогического образования. Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, Структура, динамика, движущие силы и противоречия.. Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт
менном этапе. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Характеристика методов психолого-педагогической диагностики. Методология, методы и логика педагогического исследования Педагогика как наука, ее объект,, предмет, задачи, категориальный аппарат
Психологическая характеристика педагогической деятельности
возникновения. Понятие эго-идентичности (Э. Эриксон)
1. Понятие эго-идентичности (Э.Эриксон). 2. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. 3. Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции 4. Основные методологические проблемы психологии на современном этапе. 5. Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении. 6. Основные закономерности развития высших психических функций. 7. Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникнове 8. Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание. 9. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат. 11.Социальная педагогика как отрасль педагогического знания. 12.Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования. 13.Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования. Н.Понятия воспитательная система и воспитательное пространство. 15.Социально-педагогическая виктимология. 16.0бучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия. 17.Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе. 18.Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт. 19.Методология, методы и логика педагогического исследования. 20.Закономерности и принципы обучения. 21.Система методов обучения в школе. 22.Факторы социализации личности ребенка. 23.Характеристика методов психолого-педагогической диагностики. 24.Психолого-педагогическая антропология. 25.Психологическая структура личности педагога. 26.Психологическая характеристика педагогической деятельности. 27.Характеристика методов психолого-педагогических исследований. 28.Антропологический подход в педагогике и психологии. 29.Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития. 30.Социализация как социальное психолого-педагогическое явление. 2 - Историко-аналитический модуль включает комплекс дисциплин, направленных на приобретение будущим специалистом аналитических навыков изучения концептуальных основ психолого-педагогических теорий и взглядов, формирование способности к использованию исторического опыта в практической психолого-педагогической деятельности, а также освоение необходимых педагогу-психологу профессиональных знаний о предмете психологии и его развитии: Дисциплины ГОС ВПО, составляющие основу содержания историко-аналитаческого учебного модуля: 1. Основы общей психологии. 2. Общие основы педагогики. 3. История образования и педагогической мысли. 4. Возрастная психология. 5. История психологии. 6. Социальная психология. 7. Теория и методика воспитания. 8. Теория обучения. 9. Психология личности. Освоение содержания дисциплин историко-акалитического модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний, соответствующий уровню предъявляемых требований к его профессиональной подготовке. Педагог-психолог: • способен к использованию исторического опыта в практической психолого- • готов к профессиональной деятельности, направленной на психологическое • способствовать социализации и формированию общей культуры личности;
• владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индиви • владеет системой знаний об образовательных системах, их становлении, раз Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требованиям ГОС ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности: • преподавательской; • научно-методической; • культурно-просветительской. Историко-аналитический модуль состоит из двух элементов: историческое развитие научно-психологаческого знания, эволюция психолого-педагогических концепций, в соответствии с которыми сгруппированы вопросы данного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен.
Вопросы по элементам историко-аналитического модуля представлены в следующей таблице: [Элементы! Дисциплины i м одуля
Предмет психологии и основные этапы его становления. Общая характеристика теории деятельности А.Н-Леонтьева. Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (А.В. Запорожец, А.А. Венгер). Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности. Теории кризисов психическою развития в отечественной и зарубежной психологин (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин, Э. Эриксон). Теория отношений В.Н. Мясищева. Основные теории развития в педагогике и психологии
Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци. Педагогические и психологические взгляды И. Гербарта. Педагогические идеи Л.Н. Толстого, Педагогическое наследие П.П. Блонского. Педагогическое наследие СТ. Шацкого. Общая характеристика психолого-педагогических взглядов П.Ф. Каптерева. Педагогические идеи В.Л. Сухомлинского. Педагогическая система А.С. Макаренко
Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин, Э. Эриксон). Психоаналитический подход к развитию ребенка (3. Фрейд, Э. Эриксон)
Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин, Э. Эриксон)
Приоритетные направления развития педагогической науки в современные условиях. Научная доктрина и модернизация образования
Педагогическое наследие СТ. Шацкого. Гуманистические концепции воспитания
Перечень вопросов обоих элементов второго, исторкко-аналитического, учебного модуля включает в себя следующие: 1. 2. Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социаль 3. Классический психоанализ. 4. Условия и предпосылки психического развития. 5. Американская гуманистическая психология (К. Роджерс и др.). 6. Психологаческие взгляды С.Л. Рубинштейна. 7. Общая характеристика теории Ж. Пиаже. 8. Человек как социальная единица и уникальная личность. 9. Общая характеристика теории деятельности А, Н. Леонтьева. (А.В. Запорожец, А.А. Венгер). 11.Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности. И.Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Е. Элькокин, Э. Эриксон). П.Теория отношений В.Н. Мясищева. 14.Педагогическая система А.С. Макаренко. 15.Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России. 16, Дидактика А. Дистервега.
17.Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях. 18.Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо. 19, Педагогические идеи Л.Н. Толстого. 20.Педагогические взгляды ЯЛ. Коменского. 21.Педагогическая теория И.Г. Песталоцци. 22.Педагогическое наследие П.П. Блонского. 23.Педагогические идеи В.А. Сухомлинского. 24.Научная доктрина и модернизация образования. 25.Педагогическое наследие СТ. Шацкого. 26.Основные теории развития в педагогике и психологии. 27.Психо-авалитический подход к развитию ребенка (3. Фрейд, Э. Эриксон). 28.Педагогические и психологические взгляды И. Гербарта. 29.0бщая характеристика психолого-педагогических взглядов П.Ф. Каптерева. 30. Гуманистические концепции воспитания. ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности: 3 - Практико-ориентированный учебный модуль включает комплекс дисциплин, направленных на овладение студентом практических умений и навыков, необходимых педагогу -психолог1/ в профессиональной деятельности: 1. Управление образовательными системами. 2. Психолого-педагогический практикум. 3. Возрастная психология. 4. Педагогическая психология. 5. Социальная психология. 6. Психодиагностика. 7. Психологическое консультирование. 8. Психолого-педагогическая коррекция. 9. Психотерапия. ] О.Основы психологии семьи и семейного консультирования. 11.Методы активного социально-психологического обучения. 12.Психологическая служба в образовательном учреждении. 13.Конфликтология. 14. Социальная педагогика. Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требованиям ГОС • преподавательской; • социально-педагогической; • воспитательной; • культурно-просветительской; • управленческой. Освоение содержания дисциплин практико-ориентированного модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний и умений, соответст- вуютий уровню предъявляемых требований к его практической готовности для работы в образовательных учреждениях различного типа. Педагог-психолог: • способен к использованию исторического опыта в практической психолого- • готов проводить психологическую диагностику различного профиля и необ • готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на • организовывать деятельность образовательного процесса, способствовать • способствовать социализации и формированию общей культуры личности. Практико-ориентированный модуль включает в себя 3 элемента: возрастные характеристики развития личности, педагогические коммуникации, практическая психология в соответствии с которыми сгруппированы вопросы данного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен.
Вопросы по элементам практико-ориентированного модуля представлены в следующей таблице:
Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения. Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошко-льяого) возраста. Психолого-педагогическая характериешка дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста, Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста Психолого-псдагогичсская характеристика зрелости. Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста
образования. Психологическая поддержка образовательного процесса. Психолого-педагогическая проблема коммуникация. Проблема психологического здоровья личности
Особенности консультирования по вопросам супружеских и дет- ско-родительских отношений
Диагностика исихолого-педагопгсеской готовности ребенка к школе
Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе
Общий перечень вопросов практико-ориентированного учебного модуля: 1. 2. Цели и основные понятия психодиагностики. 3. Методы психодиагностического исследования. 4. Психологическая характеристика малых групп. 5. Проективные методы исследования. Общая характеристика. 6. Проблема валидности и надежности психодиагностических методик. 7. Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, вос 8. Общая характеристика методов социальной психологии. Их применение в 9. Типы детско-родительских отношений. 10.Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений. 11.Воспитание в контексте микрофакторов социализации. 12.Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития. 13.Деструктивные процессы и-явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание. 14.Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе. 15.Социальное воспитание в современной России. ] 6.Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе. П.Психолого-педатогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста. 18.Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста. 19.Психолого-педагогмческая характеристика младшего школьного возраста. 20.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 21.Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста 22.Психолого-педагогическая характеристика зрелости. 23.Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста. 24.Осповные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования. 25.Психолого-педагогические задачи коррекции дсвиаптнбго поведения. 26.Психологическая поддержка образовательнлго процесса
27.Проблема психологаческого здоровья личности. 28.Социально-психологическая структура коллектива. 29.Психо лого-педагогическая проблема коммуникации. 30.Основные психотерапевтические подходы и технологии.
|