![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. В Российском обществе на грани XX и XXI веков появилась нездоровая тенденция децелерации - замедления темпа физического и интеллектуального развития детей
В Российском обществе на грани XX и XXI веков появилась нездоровая тенденция децелерации - замедления темпа физического и интеллектуального развития детей. Биологическими факторами, способствующими ее развитию, стали: • массовая алкоголизация и наркотизация населения (поскольку Всемирная • злоупотребление фармацевтическими препаратами; • некачественное питание беременных; • последствия Чернобыльской катастрофы;
• «афганский» и «чеченский» синдромы; • отягощенная наследственная патология беременности и родов; • анемия и неврозы у родителей. К децелерации привели следующие социально-экономические факторы: • массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и • грубые отступления от санитарных норм в режиме обучения; • отсутствие узких специалистов в системе дошкольного и школьного • занятость родителей, их недостаточная грамотность, а также беспечность в • отсутствие бесплатных внешкольных и внеклассных кружков, клубов доля » перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации; * падение уровня жизни в целом по стране. Социально-психологические исследования российских ученых показали^ что уже в середине 90-х годов XX века 85 % детей, обучающихся в общеобразовательной школе, нуждались в специализированной помощи психолого-педагогического характера. Это свидетельствует о том, что в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школ)'. Таким образом, возникла необходимость полного пересмотра традиционных форм а методов организации учебно-воспитательного процесса. При этом педагоги даже самой высшей квалификации не смогут обойтись без помощи психолога, логопеда, без строгой согласованности с ними в своей работе. Б то же время необходимость психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с целью предотвращения вторичных нарушений также диктует необходимость подготовки квалифицированных кадров для осуществления коррекционно-педагогической деятельности. Специализация «Коррекционно-педагогическая деятельность» является частью специальности «Педагогика и психология», в рамках которой ока создана, и предполагает получение более углубленных профессиональных знании, умений и навыков в области психического развития детей и коррекции его нарушения. Это повышает уровень профессиональной подготовки студентов по профилю данной специальности в условиях децелерации. ■ Введение специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» преследует цели - углубленного обучения студентов-педагогов современным теоретическим - формирования у них практических умений и навыков коррекционно- В соответствии с поставленными целями в процессе изучения дисциплин данной специализации решаются следующие задачи: - формирование адекватных современному состоянию психолого- - создание прочного психолого-педагогического фундамента профессио - воспитания чувства гражданской и профессиональной ответственности за - формирования системы углубленных психолого-педагогических знаний, - достижение необходимой профессиональной готовности к коррекционно- - воспитание потребности к самостоятельной работе по поиску путей реше - активизация самостоятельной, творческой учебно-исследовательской и на Получение студентами-психологами в рамках настоящей специализации фундаментальной подготовки по технологиям коррекционно-педагогической деятельности позволит более эффективно решать актуальные общественные и государственные прикладные задачи по формированию граждански зрелой, здоровой к социально адаптированной личности, расширит возможности профессионального применения ими полученных в вузе знаний, умений и навыков. По окончании изучения дисциплин специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» выпускник - будущий психолого-педагог должен знать: • основы специальной психологии и специальной педагогики; • педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в • основы психолого-педагогической коррекции; • технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности; • психологические основы адаптации и реабилитации; • основы логопедии. • Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, ре Выпускник должен уметь: • анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и • проводить психолого-педагогическое обследование с целью.определения
• определить тип нарушения методами дифференциальной диагностики; • консультировать детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родите • проводить психопрофилактическую работу, направленную на создание • проводить профилактику и коррекцию вторичных нарушений у детей, • повышать психолого-педагогическую культуру педагогов и родителей; • организовывать и проводить научно-исследовательскую работу. Выпускник соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации " Об образовании", Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной за-
вательного процесса. Специализация " Коррекционно-педагогическая деятельность " включает комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и методологических основ, необходимых педагогу-психологу в осуществлении коррекционно-педагогической деятельности профессиональных знаний: 15. Специальная психология и педагогика 16. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в 17. Психолого-педагогическая коррекция. 18. Технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности. 19. Психологические основы адаптации и реабилитации. 20. Основы логопедии. Вопросы к государственному экзамену по специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» «Специальная психология и педагогика» 1. Предмет, задачи, принципы, категориальный аппарат специальной психо 2. Современные представления о норме и отклонении в физическом, психо 3. Общие закономерности отклоняющегося развития. Учение Л.С. Выгот 4. Психология умственно отсталого ребенка. 5. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом 6. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа. Сурдоп- 7. Психология детей с нарушениями речевого развития - логопсихология. 8. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. 9. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств 10.Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств поведения. 11. Психология детей со сложными нарушениями развития. 12. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогичес «Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии» 13. Общие вопросы теории специальной педагогики. История становления, 14. Основные принципы комплектования учреждений для детей с нарушени 15. Специфика педагогических систем специального образованна в связи с 16. Педагогические системы обучения и воспитания детей с трудностями в
17. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями 18. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями 19. Педагогаческие системы обучения и воспитания детей с сенсорными на 20. Педагогические системы обучения и воспитания детей при аутизме и ау- 21. Педагогические системы обучения и воспитания детей со сложными на «Психологические основы адаптации и реабилитации» 22. Понятие и проблемы адаптации. Адаптационный потенциал личности. 23. Механизмы и проявления адаптивного поведения.
24. Проблема стресса. Проявления «общего адаптационного синдрома» как 25..Расстройства адаптации. Пограничные формы нервно- психических рас 26. Методы и методики диагностики стресса, уровня стрессоустойчивости 27. Основные психологические факторы, влияющие на стресс жизни. Про 28. Проявления посттравматического стрессового расстройства. Психологи 29. Расширение границ мировосприятия при посттравматическом стрессовом 30. Комплексная система реабилитации и адаптации при сенсорных интел «Психолого-педагогическая коррекция» 3!. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Цели, задачи и сущность психолого-педагогической коррекции. 32. Основные направления в психолого-педагогической коррекций. 33. Современные психолого-иедагогические коррекционные подходы и тех 34. Анализ психодиагностической информации для составления программы 35. Методы и средства психолого-педагогического воздействия в процессе 36. Характеристика групповых и индивидуальных форм психолого- 37. Основные принципы я направления психопрофилактики. Психалого- «Основы логопедии» 38. Предмет, задачи и методы логопедии. Организация логопедической рабо 39. Психолого-педагогическая характеристика основных этапов развития ре
40. Понятие речевого нарушения. Причины речевых нарушений. Клинико- 41. Дислалия. Её формы и виды. Уровни нарушенного произношения. Сис 42. Ринолалия. Анатомо-физиологические аспект её изучения. Симптоматика и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей. 43. Алания и афазия. Анатомо-физиологические аспекты их изучения. Сим 44. Дизартрия. Анатомо-физиологические аспект её изучения. Симптоматика 45. Нарушения голоса и система коррекционной работы по их устранению. 46. Нарушения темпа речи. Классификация разновидностей брадилалии и та- 47. Нарушения письменной речи. Дислексия. Психологический аспект меха 48. Нарушения письменной речи. Дисграфия. Психофизиологическая струк 49. История развития изучения проблемы заикания. Его основные причины. 50..Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 51. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Методика коррекци 52. Особенности логопедической работы при сенсорных нарушениях. 53. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми и с «Технологии психолого-педагогическоп коррекционной деятельности» 54. История развития методов психолого-педагогической коррекции детей с 55. Методические основы разработки технологий психолого-педагогической 56. Технологии психолого-педагогической коррекции психического недораз
57. Технологии психолого-педагогической коррекции задержанного психи 58. Технологии психолого-педагогической коррекции дефицитарного психи 59. Технологии психолого-педагогической коррекции искаженного психиче 60. Технологии психолого-педагогической коррекции дисгармоничного пси
Вопросы к государственному экзамену по специализации «Юридическая психология» 1. Предмет, цели и задачи юридической психологи. 2. Психологическое содержание проблемы психических расстройств, не ис 3. Проблемы акцентуаций характера (личности) в юридической психолот-ии 4. Психологическое содержание морали и законопослушного поведения 5. Социальные стереотипы: понятие, психологическое содержание, значение 6. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов 7. Психологическое исследование личности правонарушителей 8. Предмет, цели, задачи правовой психологии 9. Правосознание как система отражения правовой действительности, ее ос 10.Психология аномального поведения 11.Юридически значимые эмоциональные состояния 12.Психологический и психиатрический подходы к понятию вменяемости 13.Юридическая оценка интеллектуально-волевой сферы личности (проблема осознанно-волевого поведения личности) И.Психологические основы профилактики правонарушений 15. Психо логический, психиатрический и юридический (законодательный) 16. Содержание и организация профессионального психологического отбора 17.Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов 18.Криминальная психология как отрасль прикладной юридической психологии 19. Генезис и факторы преступного поведения 20.Основные психологические теории, объясняющие криминальное поведение 21.Психологические аспекты виктимного поведения 22.Психология криминальной субкультуры 23.Розыскной профиль и психологический портрет 24. Психологический анализ преступления 25.Психологический, психиатрический и юридический (законодательный) подходы к проблеме дееспособности 26.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве 27, Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве 28.Комплексные судебно-психологические экспертизы. 29. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии ЗО.Индивидуально-психологические особенности личности осужденного 31. Психо логические последствия заключения 32. Социально-психологические явления в среде осуждённых 33.Особенности криминальной субкультуры в пенитенциарных учреждениях 34.Психологические средства исправления осуждённых 35.Проблема психологического воздействия в юридической практике
|