Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок и общая характеристика рыночной экономики: товар и его свойства, функции рынка, структура рынка.
Формы организации общественного производства: - натуральное – форма производства, при которой продукт предназначен для непосредственного потребления внутри производственной единицы; - товарное – организация общественного производства, при которой товары производятся специализированными обособленными производителями и поступают в потребление путем обмена на рынке; - рыночное – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка. Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие: - общественное разделение труда и специализация; - экономическая обособленность производителей, полностью независи-мых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). - разрешение проблемы трансакционных издержек - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, сво-бодный обмен ресурсов. Рынок — это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он. Товарное обращение — более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса. Торговля — это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности. Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Свойства товара: - потребительская стоимость – способность товара удовлетворять определенные потребности людей; - меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях. Для определения стоимости товара используются два подхода: - классический (трудовой стоимости); - маржинальный (предельной полезности). Деньги – товар особого рода, который благодаря специфическим свойствам обладает способностью обмениваться на любой другой товар и в этом качестве служит всеобщим эквивалентом. Функции денег: средство обращения, средство платежа, мера стоимости, средство накопления, мировые деньги. Рынок – есть механизм взаимодействия продавцов и покупателей, каждый из которых свободен в принятии решений. Условия возникновения рынка: - общественное разделение труда; - экономическая обособленность товаропроизводителей; - свобода предпринимательства. Функции рынка: информационная, посредническая, пенообразующая, стимулирующая, регулирующая, оздоровительная. Преимущества рынка: способствует более эффективному использованию ресурсов, нацеленность на потребности потребителей, гибко реагировать на изменяющиеся условия, оптимальное использование достижений НТП, свободы выбора. Недостатки рынка (сглаживаются государством): не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; отрицательное влияние на экологию; не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования, не развивает фундаментальную науку, не гарантирует права на труд, отдых и доходы, вызывает имущественное расслоение населения, подвержен нестабильному развитию.
|