Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория потребительского поведения: благо и его полезность, закон убывающей предельной полезности, кривая безразличия, бюджетная линия.
Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на различные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложение на рынке. Суверенитет потребителя 1. Каждый потребитель принимает самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. 2. Деньги потребителя - единственный источник дохода производителей. Удовлетворение потребностей происходит через потребление экономических благ. Экономическое благо – все то, что производится и используется в экономике (продукт, товар, работа, услуга). Удовлетворение, которое приносит благо потребителю, называется полезностью. Виды полезности: Общая полезность (TU) – общее удовлетворение, получаемое от потребления всех благ Предельная полезность (TU) - дополнительное удовлетворение от потребления дополнительной единицы блага Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): если потребление других благ остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то благе удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает, а общая полезность имеет тенденцию к росту. Полезность, которую имеет предельный экземпляр блага, удовлетворяющий наименее настоятельную потребность, называется ценностью блага. Более глубокое объяснение поведения потребителя дается при помощи метода бюджетных линий и кривой безразличия. Ограниченность денежных доходов потребителя в пределах, в которых могут быть осуществлены расходы на потребления называется бюджетными ограничениями. Это условия, в рамки которых попадает потребитель. Они показывают все комбинации товаров, которые могут быть приобретены при данных доходах и данных ценах. Для графического отображения бюджетных ограничений используются бюджетные линии (линии цен) Точка С – точка недоиспользованного дохода; точка Д – точка заимствования дохода; М – бюджетная линия, показывает различные комбинации товара А и В, которые могут быть приобретены при фиксированной величине дохода. Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А. Факторы, влияющие на бюджетную линию: 1 – Доходы потребителей: увеличение дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо (М1), уменьшение дохода перемещает ее влево. 2 – Изменение уровня цен: снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо (М1), рост цен на оба продукта перемещает график влево (М2). Теперь рассмотрим кривые безразличия. Проблема оптимального выбора набора товаров привела к возникновению техники кривых безразличия. Они служат для анализа потребительских предпочтений. Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность, т.е.потребителю безразлично какой набор товаров выбрать. Любая точка на данной кривой U1 отражает разное количество двух товаров, но в то же время варианты А, В, С, Д имеют одинаковую суммарную полезность. Но могут существовать такие наборы кривых безразличии, которые отличаются по уровню полезности. Норма безразличия – это набор кривых безразличия для определенного потребителя, т.е. шкала предпочтений потребителя (U1, U2, U3). Чем выше кривая безразличия от начала координат, тем выше уровень полезности набора товаров. Свойства кривых безразличия: 1- Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 2- Две кривые безразличия не могут пересекаться. 3- Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров. 4- Наклон кривой безразличия уменьшается при движении вправо, они вогнуты по отношению к началу координат. Для того, чтобы определить условия оптимального выбора потребителя необходимо провести совместный анализ предпочтений и возможностей потребителя. Для этого совместим на одном графике кривые безразличия (U1, U2, U3) и бюджетную линию (М). В точке Е – точка оптимума потребителя, точка слияния бюджетной линии с самой высокой кривой безразличия (U2). В точках С, Д, где бюджетная линия пересекается с U1, набор продуктов обладает меньшим уровнем полезности. В точке оптимума угол наклона кривой безразличия совпадает с углом наклона бюджетной линии, поэтому имеет место равенство: MUX / MUy = Рх / Ру - условие максимизации полезности (второй закон Госсена). Таким образом, каждый потребитель, приобретая какой-либо набор товаров, должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой. Равновесие потребителя достигается в точке Е, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель получает максимальную полезность от потребления набора товаров. В этой точке наклон бюджетной линии и кривой безразличия совпадает. Понижение цены товара приводит к двум различным последствиям: 1. «Эффекту дохода»: если цена продукта падает, то реальный доход по-требителя данного товара увеличивается. 2. «Эффект замещения»: снижение цены продукта означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем другим товарам, что будет стимулировать потребителя к замещению этим товаром других подорожавших товаров. Если «Эффект дохода» будет на столько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения на него цен, то это называется парадоксом «Гиффена», а товары – товарами Гиффена.
|