Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Конкуренция (от лат. " конкурро" — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями: - наличие множества равноправных рыночных субъектов; - полная экономическая обособленность каждого из них; - зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка; - противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса. Конкуренция — двигатель экономического прогресса. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д. Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях: - обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль; - стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее " выживание" производителей; - дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются); - давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли; - ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.); - стимулирование снижения цен и повышение качества товаров. Различают конкуренцию: 1) функциональную (конкуренция определенного товара); 2) видовую (по цене и качеству); 3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм); 4) внутриотраслевую и межотраслевую; 5) совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: - множественность продавцов и покупателей, - однородность выпускаемого продукта, - отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, - абсолютная мобильность производственных ресурсов, - полное знание предпринимателями состояния рынка. Монополия (от греч. " монос" — один, " полео" — продаю) — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий: - естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля, и др.); - искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, в которой действует множество мелких производителей, выпускающих одинаковые по назначению, но отличные по качеству, упаковке, торговой марке и продукты, почти не различающиеся ценой. Поэтому фирма является единственным производителем своей продукции и в этом смысле ведет себя как монополист. Наличие дифференцированного продукта ведет к возникновению неценового (продуктового) соперничества. Характеристики монополистической конкуренции: • Множество производителей, действующих независимо друг от друга • Производимый продукт дифференцирован, т.е. имеет много реальных и мнимых различий • Низкие барьеры входа в отрасль • Возможность сговора отсутствует Возможен частичный контроль над рыночными ценами со стороны отдельных фирм. Олигополия – рыночная структура, в которой господствует относительно малое число взаимозависимых фирм, при том каждая из них обладает значительной долей рынка. Зависимость фирм друг от друга делает возможным явную и неявную координацию совместных действий (сговор). Характеристики олигополии: • Несколько производителей, доля рынка у каждой фирмы велик • Фирмы зависимы друг от друга • Производимый продукт однороден или дифференцирован • Высокие барьеры входа в отрасль • Возможен сговор фирм Фирмы осуществляют частичный контроль над рыночными ценами.
11. Рынки факторов производства: рынок труда и заработная плана, рынок капитала и процент, рынок земли и рента. Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация. Отличия данного рынка от других: • вторичный спрос на факторы производства; • спрос предъявляют только предприниматели. Труд – деятельность человека, характеризующееся тремя основными признаками: • осознанность действий, • энергозатратность; • наличие полезного результата, признанного обществом. Рынок труда: спрос и предложение на труд. Стоимость рабочей силы определяется общественно необходимым временем на воспроизводство рабочей силы. Стоимость рабочей силы имеет исторический, национальный, социальный и культурологический компоненты. Если стоимость рабочей силы опускается до физиологического минимума, достаточного лишь для поддержания жизни, рабочая сила будет воспроизводиться лишь в ухудшающемся качестве. Рабочая сила способна произвести стоимость большую, чем собственная. Эта разница и составляет, по Марксу, прибавочную стоимость, которая присваивается предпринимателем, что составляет суть эксплуатации. Рынки капиталов и прибыль. Под величиной капитала, мы имеем в виду стоимостную оценку его элементов на определенный момент (например, на 1 января 2008 г.). Инвестиции характеризуют приращение стоимости элементов капитала за некоторый период (например, за календарный год). С течением времени капитал может уменьшиться как по натуральной форме, так и по стоимости. Этот процесс получил название амортизации, или обесценения капитала. Обесценение может быть обусловлено различными факторами. Так, различают физический и функциональный (моральный) износ капитала. На каждом предприятии процессы инвестирования и амортизации происходят одновременно. Часть капитальных ресурсов снашивается и обесценивается, на их место поступают новые станки, инструменты, оборудование и пр. Увеличение размеров капитала в первую очередь достигается за счет самофинансирования, т.е. собственных средств предприятия (прибыль, амортизационный фонд). Помимо собственных средств могут быть привлечены и заемные средства. Большую роль при этом играют кредиты: банковские, государственные, иностранные. Часть средств для инвестиций может быть собрана посредством выпуска акций и облигаций. Сущность капитала — это авансированная стоимость, которая в результате эксплуатации наемного труда приносит прибавочную стоимость. Судный капитал представляет собой обособившуюся денежную форму капитала, который представляется в виде ссуды на условиях возвратности и выплаты процентов. Ссудный капитал содействует промышленным и торговым капиталистам в расширении масштабов их деятельности, в обновлении оборудования, в ускорении процессов реализации товаров. Ссудный процент представляет собой доход на капитал-собственность, отличный от предпринимательской прибыли, составляющей поход капитала-функции. Вместе с тем эти два вида дохода неразрывно связаны. Величина ссудного процента может колебаться в зависимости от спроса и предложения заемных средств. И промышленная, и торговая прибыль, равно как и ссудный процент, являются частями прибавочной стоимости, созданной промышленными рабочими. Земля и земельная рента. Изначально земля была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. Земля – все природные, естественные ресурсы: леса, поля, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы. Рента – цена земли, уплачиваемая предпринимателем-арендатором собственнику земли за возможность производительного ее использования и получения дохода. Особенности земли: • количество ограничено (предложение абсолютно неэластично) • невозможно искусственно произвести • участки различаются по плодородию и местоположению. Абсолютная рента есть разность между стоимостью сельскохозяйственной продукции и общественной ценой ее производства; связана с более низкой технической вооруженностью сельского хозяйства по сравнению с промышленностью. Дифференциальная рента – разница между общественной ценой производства, определяемой издержками производства на худших землях и индивидуальной ценой производства на лучших и средних землях. Дифферециальная рента I – рента, возникшая вследствие различного качества почвы и местоположения участков земли; связам с естественным плодородием земля. Дифференциальная рента II - рента, возникшая в результате различий в производительности добавочных вложений капитала в землю; связана с искусственным плодородием земли. Монопольная рента - дополнительный доход, полученный в результате значительного превышения монопольной цены над стоимостью продукта. Неоклассическая теория: величина ренты определяется разницей между ценой сельскохозяйственной продукции и размерами предельных (МС) и средних совокупных (АТС) вздержек.
|