Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Аналитические способы выявления и количественного измерения влияния факторов.






Резервы – это неиспользованные возможности повышения эффективности хозяйственной деятельности. Резервы – это неиспользованные возможности повышения отдачи от произведенных вложений в различные виды ресурсов (материальные, трудовые, финансовые). Одно из направлений реализации использованных резервов – это экономия самих ресурсов за счет сокращения потерь и непроизводительных затрат. Другое направление заключается в повышении интенсификации имеющихся ресурсов за счет повышения производительности труда, оборудования, материалоотдачи, фондоотдачи. Резервы хар-ся разрывом м/у достигнутым уровнем использования производствен.ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала п/п.

Потенциал п/п – это макс.возможный выпуск про-ции по кол-ву и кач-ву, в условиях наиболее эф-ного использования производственных ресурсов п/п, в условиях достигнутого уровня научно-технич.прогресса.

Сущюсл.подходы к определению понятия резервов.

1 подход – определяет резервы как неиспольз.возможности увеличения выпуска про-ции

2 подход – определяет резервы, как неиспольз.возможности снижения текущих и авансированных затрат всех видов ресурсов, при данном уровне развития производственных сил и отношений.

На практике эк.а-за термин резервы употребл-ся в двояком значении: с одной стороны, резервы – запасы ресурсов, кот.необходямы п/п для бесперебойной работы. Они создаются на случай доп.потребности в них. С др.стороны, резервы – это возможности повышенипя эф-ти про-ва.

Эк.сущность резервов повышения эф-ти про-ва сост.в наиб.полном и рацион.использовании всевозрастающего потенциала п/п, ради получения наиб.кол-ва высосокач.про-ции при наим.затратах на ее про-во.

Для лучшего понимания и более полного использования резервов их классифицируют по разл.признакам.

1. по пространственному признаку:

внутрихоз. (те резервы, кот.выявляются и м.б.использованы на конкр.п/п, как правило, эти резервы связаны с ликвидацией потерь и непроизводст.затрат ресурсов- ликвидации потерь раб.вр.)

- региональные (м.б.выявлены и испытаны в каком-то районе)

- отраслевые (те, кот.м.б.выявлены на уровне отрали, они связаны с возможностями появления новых технологий)

- общегос. (связаны с глобальными изменениями – изменениями форм соб-ти)

2. по признаку вр.:

- неиспользованные резервы(упущенные возможности повышения эф-ти про-ва относительно плана, передового опыта, за прош.периоды вр.)

- текущик (возможности улучшения результатов хоз.деят-ти, ко.м.б.реализованы на ближ.перспективу – от мес.до года)

- перспективные (их реализация планир-ся на более длит.перспективу. Как правило использование этих резервов связано с внедрением достижений НТП прогресса, либо со структурной первостройкой про-ва)

По стадиям жизненного цикла. Выделяют резервы на 1 предпроизводственной стадии, 2 производственной и на 3 эксплуатационной.

На 1 стадии изуч-ся потребность в изделиях, изуч-ся св-ва изделия, осущ-ся разработка конструкции изделия, здесь м.б.выявлены резервы повышения эф-ти производств.усовершенствования технологии про-ва, за счет применения более дешевого сырья и т.д.

На 2 - освоение нового изделия, технологии его про-ва и массовое про-во. Резервы м.б.связаны с улучшением орг-ции труда, повышение его интенсивности, сокращение простоев обор-ния и т.д.

На 3 – включает гарантийный и послегарантийный периоды. Резервы связаны со снижением разл.зутрат по обсл.

По хар-ру воздействия на результаты про-ва:

- экстенсивные (связаны с использованием в про-ве доп.ресурсов – увеличение кол-ва работников, увеличение вр.использования ресурсов)

- интенсивные (связаны с наиб.рационально полным использованием имеющегося производит.потенциала – совершенствование орг-ции труда повышение квалификации кадров)

По способам выявления:

- явные (резервы, кот.можно выявить по мат-лам б.у.и по данным отчетности)

- скрытые (необходимо проведение сравнит.межхоз.или внутрихоз.а-за)

Определяющим для выбора аналитических задач являются конкретные потребности управления, содержание принимаемых управленческих решений.

Вместе с тем задачи анализа могут быть систематизированы и в основном сводятся к выполнению следующих аналитических процедур:

сравнение данных отчетного периода с соответствующими данными базисного периода (периодов);

сравнение отчетных данных с плановыми сметными или проектными показателями;

сравнение отчетных данных с отраслевыми показателями;

сравнение показателей эффективности использования анализируемых ресурсов с показателями использования других видов ресурсов и капитала предприятия в целом;

факторное моделирование взаимосвязей показателей использования анализируемых ресурсов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал