Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ затрат на охрану окружающей среды в Республике Беларусь.
В целях обеспечения единого подхода к понятиям " виды природоохранной деятельности" и " природоохранные затраты" в нашей стране был принят " Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды. В классификаторе выделяются две конкретные формы природоохранной деятельности: ♦ текущая природоохранная деятельность; ♦ природоохранные мероприятия. Текущая природоохранная деятельность — это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана, в основном, с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения. Природоохранные мероприятия — это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения. В классификаторе указаны наиболее характерные виды природоохранной деятельности в разрезе отдельных природные сред: ♦ охрана атмосферного воздуха; ♦ охрана водных ресурсов; ♦ охрана земель и недр; ♦ охрана биоразнообразия и ландшафтов: — лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов; — охрана и воспроизводство животного мира; — комплексные направления природоохранной деятельности (создание, развитие и обеспечение функционирования особ(охраняемых природных территорий и объектов); ♦ специальные сферы природоохранной деятельности (обращение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией); ♦ управление и контроль в области природоохранной деятельности. В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения: ♦ текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды; ♦ затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения; ♦ капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (прямые и сопряженные); ♦ затраты на содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, а также на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов и других элементов ландшафта; ♦ затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; ♦ затраты на содержание государственных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; ♦ затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов); ♦ затраты на международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основная часть капиталовложений экологического назначения в Беларуси идет на охрану и рациональное использование водных ресурсов, что обусловлено высокой капиталоемкостью водоохранных сооружений. Экспертные оценки специалистов свидетельствуют о том, что расходы, необходимые для стабилизации экологической обстановки, должны быть соизмеримыми с оценкой ущерба от загрязнения среды. Такие средства пока не могут быть выделены ввиду отсутствия экономических возможностей, однако в дальнейшем обществу придется выделять для ликвидации негативных экологических последствий антропогенной деятельности все более значительную часть своего национального дохода. 50.Проблема «интернализации» экстернальных (внешних) экологических издержек. Природоохранные издержки предприятия(затраты в сооружение и эксплуатацию очистных объектов, затраты в виде платежей за пользование ресурсами, за загрязнение окружающей среды) включаются в общие производственные затраты и в рыночной экономике они называются интернальными, т.е. внутренними для самого предприятия. Издержки, которые вызываются загрязнением окружающей среды являются для предприятия-загрязнителя внешними, т.е. экстернальными. Экстернальные издержки проявляются в увеличении затрат других предприятий на дополнительную, предварительную очистку воды, воздуха в прямых потерях дохода от снижения урожайности культур и за ухудшение качества окружающей среды, ускорения коррозии металлов, а следовательно сокращение службы основного оборудования. Проблема заключается в том, чтобы экстернальные издержки предприятия-загрязнителя вернуть самому предприятию-загрязнителю и сделать их интернальными издержками предприятия-загрязнителя. Даже в рыночной экономике эта проблема до конца не решена, но пути ее решения следующие: 1.Законодательное закрепление принципа компенсации ущерба (институциональный механизм). Недостаток: если в регионе есть много предприятий-загрязнителей, то сложно определить долю каждого из них. 2. Введение платежей за загрязнение окружающей среды на уровне предельных затрат, т.е. максимально возможный уровень. Недостаток: качество окружающей среды не улучшается, а ухудшается (предприятие думает, что если он платит по максимуму, то и будут сбрасывать максимум ЗВ) 3. Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал окружающей среды с его последующим перераспределение(механизм купли-продажи прав на загрязнение ОС) Ассимиляционный потенциал ОС-это способность ОС обезвреживать, поглащать и перерабатывать определенного количества загрязняющих веществ без изменения свих свойств (зависит от наличия территории лесов, болот, водоемов). Недостаток: трудность договориться о распределении потенциала между тремя и более участниками.
|