Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 2.1.
Задание 1. Какой характер предъявляемых требований соответствует каждому этапу развития коллектива? · Воспитатель (субъект воспитания) – требования опосредованные, · Актив (субъект воспитания)– общественное мнение, · Коллектив (субъект воспитания) ‒ прямые, ясные, решительные требования. · Личность (субъект воспитания) – каждый сам предъявляет к себе определенные требования.
Задание 2. Предлагаются характеристики коллективов. Определите признаки соответствующей стадии развития коллектива и оцените особенности педагогической позиции. 1) Класс не блещет ничем среди других в школе. Дружбы нет, а вернее, общаются небольшими группами. Некоторые из них даже враждуют. В классе есть лидеры, их даже можно назвать организаторами. Они могут повести, но куда? Это совсем не те дела. Немало ребят думают только о себе, если что и делают, то лишь бы прославиться, утверждая, что если бы не они, в классе вообще бы ничего не было бы. Большинство ребят выражают недовольство тем, что и как организуется в классе, критикуют все начинания, сами же палец о палец не ударят, чтобы предложить и сделать что-нибудь интересное. 2) Класс организованный, считается лучшим в школе. Активно действует. Проводится много интересных дел, в планировании и организации которых принимает участие большинство ребят. Староста класса – волевая и решительная девушка. Заскучать никому не дает. Да и остальные – деловые ребята. Правда, иногда актив бывает так заинтересован в результатах какого-либо дела, что забывает о самих его участниках. Учащиеся гордятся своим коллективом. Они прямолинейны на собраниях, никому спуска не дают. Общественное мнение играет большую роль в жизни класса. 3). В классе нет чего-то такого, что было бы важно для всех. У коллектива как бы нет стержня, общей цели. Вроде бы неплохо, что после уроков одни идут в спортивные секции, другие – в кружки. Но каждый сам по себе. Дела в классе их мало интересуют, большинство ребят к ним совершенно равнодушны. Классный руководитель убедил актив провести вечер, чтобы как-то сблизить ребят. Создали актив дела, который старательно придумывал, готовился, изобретал, но на вечер пришла половина класса.
Задание 1.2. Проанализируйте ситуации, ответьте на вопросы.
Ситуация 1. Построенная в новом микрорайоне школа радовала и родителей, и детей. Первые дни сентября были наполнены радостью учеников, их знакомствами с учителями, друг с другом. Воспитательница группы продленного дня 5-го класса повела детей на прогулку в соседний парк. Дети мирно рассматривали деревья, пожелтевшую траву. Воспитательница предлагала ребятам поиграть в известную игру, но игра почему – то не получалась. Так и возвратились дети чинно и тихо в классную комнату. На какой стадии развития находится данный коллектив?
Ситуация 2. Учебный год в школе – интернате начался радостным событием: коллектив школы принял в свою семью 30 первоклассников. На третий день воспитательница Нина Васильевна повела детей на представление кукольного театра. Дети смотрели веселый спектакль, смеялись. Но вот представление закончилось. Зажгли свет. Нина Васильевна начала выстраивать детей по двое. Пересчитала: двоих детей не было. ‒ Ребята, ‒ обратилась Н.В. к детям, ‒ кого у нас нет? Дети смотрели друг на друга и молчали. ‒ А где Вова и Сережа? Но и на это обращение воспитательницы дети не реагировали. Каковы основные направления работы воспитателя с таким коллективом? Ситуация 3. В начальных классах часто используется обсуждение сказок. Учащимся после прочтения сказки задаются вопросы: ‒ Кого из героев ты бы выбрал в друзья и почему? ‒ Как бы ты поступил в подобной ситуации? Почему ты считаешь, что так лучше? (Избирается конфликтная ситуация).- Есть ли в этой сказке герой, которому нужна помощь? Ты хочешь ему помочь? Почему? Как бы ты это сделал? ‒ А есть ли злые, плохие, отрицательные герои сказок, которым ты бы согласился помочь стать добрым, стать лучше? Как бы ты это сделал? ‒ Как ты узнаешь главных героев сказки?
С какой целью учащимся задают такие вопросы?
Ситуация 4. С наступлением весны прибавилось работы на школьном дворе: убрать территорию, вскопать клумбы, посадить цветы и т.д. Вся территория была разбита на участки и закреплена за классами. Классный руководитель 6-го класса Николай Евгеньевич выводил свою «команду», и все споро работали. Вернее, не он выводил, а староста класса, которого шутя называли командиром. Н. Е.шел сзади с лопатой, шутил с ребятами и ждал от командира указаний, где и что делать. Во время работы он шутил и поглядывал на работу ребят. В какой-то момент командир подошел к троим ребятам и стал отчитывать их за недобросовестную работу. Он обратился к Н. Е. ‒ Николай Евгеньевич! Скажите им, пусть переделают. ‒ Товарищ командир, - серьезно ответил Н. Е., ‒ а я тут при чем? Ты командуй, не выполнят – после будут работать.
Правильно ли, что Н.Е. в данной ситуации выполнял пассивную роль члена коллектива?
Ситуация 5. В одной средней школе работает «Клуб почемучек». Его членами являются ученики младших классов. Заседание клуба проводится раз в неделю. Каждый ученик в течение недели может написать на листе бумаги вопрос и опустить его в специальный ящик. Для ответов на вопросы привлекаются старшеклассники, учителя, ребята сами ищут ответы. Если сами не могут ответить, обращаются за помощью к консультантам – старшеклассникам. Чем интересна такая форма работы?
Тема 5
|