Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы организации воспитания






Основная задача: Усвоить теоретические знания по теме, уметь применять их при решении педагогических ситуаций. Уметь конструировать различные формы организации воспитания.
ПЗ 1. Усвоить теоретические знания по теме. ПЗ 2. Уметь применять их при анализе педагогических ситуаций. Уметь конструировать различные формы организации воспитания.

Литература:

а) основная:

1. Загвязинский, В. И., Емельянова, И. Н.. Теории обучения и воспитания / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М.: Академия, 2012. – 256 с.

2. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для бакалавров/ под ред. П. И. Пидкасистого. ‒ 3-е изд., испр. и доп.‒ М.: Юрайт, 2013. ‒ 511 с.

б) дополнительная:

1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008. ‒ 474 с.

2. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Захаров А. Б. Российская школа: альтернатива модернизации сверху // Вопросы образования. ‒ 2011. ‒ № 3.

 

Задание 1.1..Прочитайте текст ФК 1.

Как утверждали еще древние, «делами обусловлен мир, они – что ось для колеса» (Фирдоуси). В фундаментальных идеях на протяжении всей истории педагогики, как зарубежной, так и отечественной, красной нитью проходит мысль о том, что воспитания в чистом виде не существует, что воспитание есть организация деятельности. И действительно, если мы хотим воспитать певца, надо, чтобы он пел, если танцора – танцевал, если человека доброго – надо, чтобы он творил добрые дела, педагога – чтобы он имел практику воспитания детей. Именно разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу разные стороны личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, поведенческо-деятельностную) позволяют развивать все качества и свойства личности: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, память, мышление, речь), направленность личности (потребности, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение), задатки и способности, темперамент, характер. Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок накапливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окружающее и вступать с ним в определенные отношения. Попробуйте задать детям разного возраста вопрос: «Что ты любишь делать и делаешь чаще всего на досуге, когда тебя никто не заставляет?» Совсем маленькие: бегать, скакать, смеяться, купаться, играть, рисовать, танцевать, рассматривать картинки, гулять. У школьников добавляется: читать, решать трудные задачки, гулять с друзьями, кататься на велосипеде, играть в компьютерные игры. У старшеклассников: слушать музыку, читать (конкретную литературу), путешествовать, общаться с друзьями, заниматься любимым делом и т.д. Другими словами, взрослеющий человек не может развиваться вне деятельности. Для того, чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была пронизана многообразными видами деятельности и была инструментована как воспитательная, то есть включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. Структура деятельности детей предусматривает: цель (зачем?), мотив (почему?), действия (какие?), результат (воспитательный). Включаясь в разнообразные виды деятельности, школьник преобразует самого себя.

В основе всех разнообразных форм воспитательной работы с учащимися – различные виды воспитывающей деятельности. Основание для классификации форм воспитывающей деятельности – их назначение и функции:

· Интеллектуально-познавательная

· Ценностно-ориентировочная.

· Трудовая.

· Общественно-полезная.

· Художественно-творческая.

· Физкультурно-спортивная.

· Свободное общение.

· Игровая.

 

ФК 2

Форма организации воспитания – это «воспитательное дело». Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер. Коллективное творческое дело (КТД).В основе КТД – 2 подхода: деятельностный и творческий. Все КТД конструируются одинаково:

1. Анализ ситуации и формулировка цели.

2. Планирование дела.

3. Организация дела.

4. Осуществление дела.

5. Подведение итогов.

 

Задание 1.2. Выберите правильный ответ, доказав ошибочность всех остальных. Что такое воспитательное дело?

1. Мероприятие, связанное с работой школьников на пришкольном опытном участке.

2. Вид организации и осуществления конкретной деятельности учащихся.

3. Посильное, полезное и необходимое занятие для школьников во внеурочное время.

4. Инструмент (средство, способ) педагогического воздействия.

5. Комплексное приложение общих усилий в трудовом воспитании школьников.

 

Задание 1.3. Впишите в таблицу конкретные формы организации воспитания, выбрав из предложенного списка.

 

Вид воспитывающей деятельности Форма организации воспитания
Интеллектуально-познавательная    
Ценностно-ориентирующая  
Трудовая  
Художественно-творческая  
Физкультурно-спортивная  
Свободное общение  
Игровая  
Общественно-полезная  

 

Устный журнал «Хочу все знать», акция милосердия и благотворительности, осенний бал, туристический слет, праздник игры и игрушки для малышей, вечер авторской песни, классный час «Замечательные люди науки», посещение театра, «веселые старты», выставка «Малая Третьяковская галерея», дежурство по школе, турнир умельцев, классные часы на морально-этические темы, выпуск литературного альманаха, день добрых сюрпризов.

 

Задание 2.1. Проанализируйте классный час «Дороги, которые мы выбираем». (ФК 3).

В чем его воспитательная ценность?

Цель: нравственное воспитание старшеклассников.

Форма: Сократовская беседа.

Ход классного часа.

Ведущий. Мы собрались здесь для сократовской беседы. Главное в ней – слово, мысль, логика. Много веков назад великий мыслитель Сократ вместе со своими учениками обсуждал различные проблемы. Говорили в основном ученики. Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Правила сократовской беседы: не могу молчать, уважай ближнего своего, Платон мне друг, но истина дороже, заговори, чтобы я тебя увидел. Начинается любая беседа с разминки.Отвечать должен каждый.

Вопросы:

1. Какое у вас сейчас настроение?

2. Какое настроение у вас бывает чаще?

3. С какими людьми предпочитаете иметь дело?

4. Как вам кажется, что вы будете делать через 5, 10 лет?

Вам часто говорят, что вы уже взрослые. Шаг за шагом входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда вы сами должны определять многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь. Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов. Среди них был такой: как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь? У вас на руках ответы, посмотрите, можете что-нибудь добавить. (Каждый зачитывает ответ). Попытаемся обобщить: все вы мечтаете о яркой, красивой жизни. Объясните, что это значит? (Ответы: работа, приносящая моральное и материальное удовлетворение, хорошая семья, любовь близких людей, преданные друзья). Итак, вы выделяете 3 направления: работа, семья, друзья. Сегодня большее внимание мы уделить вашей будущей профессии. У Ч.Дарвина есть слова: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет». Согласны ли вы с этими словами? Какие аргументы можете привести «за» и «против»? Чем вы собираетесь заняться после окончания школы? Чем вы руководствовались в своем выборе? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном пути? (Ответы: талант, целеустремленность, трудолюбие). Обрести собственную судьбу – значит понять себя, свои склонности и интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям. Должны ли быть у человека жизненные цели? Какие цели вы ставите перед собой сейчас? Как вы добиваетесь поставленной цели? Вы в большей степени пессимист или оптимист? Давайте поиграем в оптимистов и пессимистов. Вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Александр мечтал стать журналистом – международником, но, к сожалению, после школы не поступил на факультет журналистики. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и устроился курьером в редакцию газеты. Оптимисты, найдите положительные моменты в этой ситуации, пессимисты – отрицательные. Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительное и отрицательное. Человек должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь. Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын».

«Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье - корень наших многих бед –

Убийца всех достоинств в человека –

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл… И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда».

Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор?

Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку? Ответы обобщим:

доброта зависть
смелость ненависть
уравновешенность гнев
долг злость
уважение к людям мстительность
сопереживание презрение
сочувствие гордыня
жизнерадостность лицемерие
уверенность в себе равнодушие
щедрость грубость
честь хамство
честность самолюбие
  алчность

 

Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Объясните, почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение? Нравственной личность становится только тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, ответственность и долг. Совесть ‒ это внутренний голос и внутренний судья человека. Наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности. Должен сделать нравственный выбор.

«Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе». Ю. Левитанский.

 

От того, каким будет это выбор, зависит не только ваша жизнь, но и во многом жизнь тех, кто с вами рядом. «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком», - говорил А.де Сент-Экзюпери. И прежде чем разрушить эту связь, подумайте, чтобы не ошибиться, сделав неправильный нравственный выбор.

Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались найти на них ответы. Хочется надеяться, что разговор не окончен. Он продолжится в ваших душах. Будьте открыты истине, добру и красоте. И тогда вы сможете сделать единственный правильный для вас нравственный выбор.

Тема 4


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал