Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Визуальная ориентировка.
Визуальная ориентировка – способ определения МС, основанный на сличении карты с пролетаемой местностью. Для визуальной ориентировки используются ориентиры. Навигационный ориентир – это наблюдаемый объект с известным местоположением на местности. Если пилот наблюдает на земле какой-то объект, но его нет на карте, то он не может его использовать для определения МС, следовательно, он не может считаться ориентиром. Визуальная ориентировка включает в себя обнаружение ориентиров, их опознание и определение МС. Обнаружение – это визуальное выделение наблюдаемого объекта из фона. Например, пилот заметил на заснеженном фоне местности что-то черненькое. Опознание – это сопоставление объекта на местности с его изображением на карте. Пилот определил с помощью карты, что объект, который он обнаружил – это деревня Хивричи. С этого момента объект становится ориентиром. Оценив визуально на местности, что ВС находится где-то километров на пять южнее этой деревни, пилот отметил на карте соответствующую точку, то есть определил МС. В каких-то случаях ориентировку вести легче, в каких-то труднее. Условия ведения визуальной ориентировки зависят от следующих факторов. 1) Характер местности (равнинная, горная, малоориентирная и т.д.). В горной местности рельеф закрывает характерные ориентиры (поселки, реки расположенные в долинах), что затрудняет сличение карты с местностью. А в пустыне или тундре ориентиров вообще может не быть в поле видимости. 2) Высота полета. В принципе, чем больше высота, тем лучше условия для ориентировки, поскольку больше дальность видимости. Но на слишком больших высотах удаленные ориентиры могут быть плохо различимы, особенно при не высокой метеорологической дальности видимости. На малых же высотах не только сокращается дальность прямой видимости, но и искажается внешний вид ориентиров. Круглое озеро будет круглым на карте, но если оно находится далеко, где-то вблизи горизонта, оно из-за перспективного сокращения будет выглядеть сплюснутым, иметь форму эллипса. Его трудно сопоставить с картой, различить его детали. 3) Скорость полета. Чем больше скорость, тем меньше времени ориентиры остаются в пределах их видимости и тем меньше возможности для их обнаружения и опознания. 4) Освещенность (день, ночь или сумерки, ясно или пасмурно). Понятно, что чем светлее, тем лучше условия для ведения ориентировки. Казалось бы, что ночью вести ориентировку невозможно. На самом деле в лунную ночь видимость ориентиров не на много хуже, чем днем. А в безлунные ночи хорошими ориентирами являются огни населенных пунктов, придорожные огни. 5) Метеорологическая дальность видимости. Если из-за плохих метеоусловий пилот может видеть местность только на ограниченном расстоянии от самолета (причем, как правило, он видит ее только в передней полусфере), то в видимую область могут и не попасть ориентиры. Например, при видимости 2 км в полете над тайгой или пустыней пилот в течение длительного времени может не видеть ничего, кроме леса или песка. А если в поле зрения и попадет ориентир, то он быстро скроется из виду. Даже если он появился прямо по курсу, то при скорости 180 км/ч уже через 40 секунд он окажется позади самолета. Пилот может его и не заметить. 6) Свойства самих ориентиров (размер, цвет, контрастности по отношению к фону). Крупный населенный пункт легче обнаружить, чем маленькую деревеньку. Озеро, хорошо различимое летом, зимой может оказаться заснеженным и плохо различимым. По своей форме ориентиры делятся на: -точечные (перекрестки дорог, мосты, заметные отдельные здания и т.п.); -линейные (шоссейные и железные дороги, трубопроводы, не очень широкие реки, береговая черта моря); - площадные (озера, крупные населенные пункты и т.п.). Порядок ведения ориентировки заключается в выполнении следующих операций. 1) Сориентировать карту по направлению полета или по сторонам света, что одно и то же. 2) Определить район вероятного местоположения ВС. Это можно сделать методом счисления, хотя бы приближенно по известному направлению, скорости и времени полета от последнего достоверно известного МС. 3) Обнаружить и опознать ориентиры, начиная с крупных и переходя к средним и мелким. Ориентиры опознаются по таким признакам, как их размеры, форма, расположение по отношению друг к другу. Чем больше признаков совпало у ориентиров на местности и на карте, тем надежнее будет полученное МС. 4) Определить МС относительно ориентиров. Это можно сделать на глаз, например, методом треугольника. Для этого на местности выбирают два опознанных ориентира, которые будут являться вершинами треугольника. Третьей вершиной является наблюдатель, то есть МС. На глаз оценивается форма (конфигурация) получившегося треугольника на местности и на карте мысленно строят подобный ему треугольник (то есть, с такими же углами), опираясь на изображения ориентиров на карте. Третья вершина треугольника на карте и будет являться МС. Для визуальной ориентировки обычно используются карты масштабов 1: 1 000 000 («десятикилометровки») и 1: 500000 («пятикилометровки»), а иногда и более крупных масштабов (например, при аэросъемке).
|