Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Участие Украины в международной торговле.
Украина активно участвует в процессах международного разделения труда и развивает внешнеэкономические связи со странами мира. Наибольшие объемы экспортных поставок осуществлялись в Российскую Федерацию -18, 7% от общего объема экспорта, Германию - 6, 2%, Италию - 5, 5%, Китай -4, 4%, Турцию - 3, 9%, Венгрию - 3, 7%, Польшу - 3, 3%, США - 3, 1%. За последнее десятилетие Украина существенно диверсифицировала хозяйственные связи. Главными импортерами являются Россия - 37, 6%, Германия - 9, 9%, Туркменистан - 7, 6%, Польша - 3, 5%, Италия - 2, 8%, Великобритания - 2, 5%, Китай - 2, 3%, Франция - 2, 3%., наблюдается тенденция увеличения экспортных поставок в страны Латинской Америки, Азии, Африки. Развиваются внешнеэкономические связи, наблюдается существенный рост ВНП, создаются предпосылки для структурной перестройки экономики страны. Экономика Украины ориентируется на развитие экспорта, табл.10.
Украина осуществляет внешнеторговые операции услугами с более с 200 странами мира. За последние годы экспорт услуг увеличился до 4248 млн. долл., а импорт до 1388, 4 млн.долл. В 2003 году экспорт услуг увеличился на 4, 8% сравнительно с 2002 г., импорт - на 16, 5%; положительное сальдо составляло 2859, 6 млн.долл. США (в 2002 г. - 2863, 7 млн.долл. США). Внешнеторговый оборот Украины практически совпадает с ее ВВП, а это означает, что весомая доля украинского бизнеса связана с внешнеэкономическими операциями. В 2003 году внешнеторговый оборот товарами и услугами увеличился сравнительно с 2002 г. на 28, 8% и составил 51, 7 млрд.долл.США.
Рис. Динаміка світової торгівлі (млрд. дол. США)
Рис. Зовнішня торгівля України
Рис. Географічна структура українського експорту у деякі країни ЄС і Росію
Рис. Товарна структура експорту України за 2007 рік Рис. Товарна структура імпорту України за 2007 рік Украина имеет естественный, промышленный и научный потенциал, масштабный агропромышленный потенциал, конкурентоспособные технологии в ракета- и судостроении, в аэрокосмической отрасли, в химической, биохимической и биофизической отраслях, однако детерминанты ее конкурентных преимуществ - факторы производства, состояние конкурентной среды, родственных и поддерживающих отраслей - еще недостаточно развиты. Для вхождения Украины в мировое хозяйство необходимо учитывать определенную закономерность: чем больше в структуре экономики страны занимают базовые отрасли (энергетическая, металлургия, горнорудная и др.), тем меньше открытость ее экономики, участие страны в международном разделении труда. Именно такая структура экономики доминировала в нашей стране, а постоянные ухудшения основных показателей развития экономики Украины в 90-е годы негативно влияло на формирование эффективного механизма ее открытой экономики. Экономика Украины характеризуется высокой материале- и энергоемкостью продукции, низким уровнем экологичности производства, высокой долей устаревшего оборудования и технологий. Более того, существует отставание в производительности труда от развитых стран (да и от соседних) во всех секторах экономики, табл. 19. Эти факторы обусловливают низкую конкурентоспособность продукции Украины на мировых рынках. Для Украины характерны низкие показатели экспорта высокотехнологичной продукции, что обусловлено формированием в 1990-х гг. типа национальной конкурентоспособности, базирующегося прежде всего на ценовых факторах и сравнительных преимуществах в стоимости природных ресурсов и рабочей силы. При сохранении существующей структуры экспорта и низкого уровня использования факторов инновационного развития, Украине будет трудно достичь высокотехнологичных приоритетов развития мирового хозяйства. 9. МЕВ у сфері послуг. Міжнародні транспортні відносини. Секретариат Всемирной торговой разделяет услуги на 12 секторов: • бизнес, включая профессиональные и компьютерные (business, including • коммуникационные (communication services); • строительные и инжиниринговые (contruction and engineering services); • дистрибьюторские (distribution services); • образовательные (educational services); • природоохранные (environmental services); • финансовые (страховые и банковские) (financial (insurance and banking • медицинские (health); • туристические (tourism and travel services); • рекреационные, культурные и спортивные (recreational, cultural and spor • транспортные (transport services); • другие. Указанные 12 секторов делятся на 155 подсекторов. В странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, англ.- OECD) и публикациях Конференции ООН по торговле и развитию придерживаются такой классификации услуг: • финансовые; • информационные (коммуникационные); • профессиональные (производственные); • туристические; • социальные. Международный валютный фонд применяет такую классификацию услуг: • морские перевозки; • другие виды транспортировки; • путешествия; • другие частные услуги; • другие официальные услуги. Услуги, в отличие от товаров, является неосязаемыми (intangible) и невидимыми (invisible), тогда как товары можно накапливать. Британский журнал The Economist заметил, что услугой является то, что во время купли-продажи не может упасть и ударить по ноге. Международная торговля товарами предполагает их физическое перемещение через государственные границы. Такое перемещение услуг случается редко. Время и место потребления услуги должны совпадать. Нужна близость между продавцом услуг и потребителем, что достигается благодаря коммерческого присутствия поставщика услуг в стране, которая его принимает, то есть создание в ней филиала или дочернего предприятия. Близости можно достичь, перемещая физические лица - специалистов в другие страны с целью предоставления услуг. Для получения определенных услуг заинтересованным лицам необходимо приехать в страну, где предоставляются соответствующие услуги (например, туристические, рекреационные, лечебные, образовательные и т.п.). Итак, международная торговля услугами может происходить в форме: • пересечения границ сервисными продуктами; • движения потребителей в страну импорта; • установление коммерческого присутствия в стране, где предоставляется услуга; • временного переезда специалистов в страну с целью предоставления услуг. Учитывая невидимую природу услуг, а также то, что в случае предоставления услуг это не предусматривает перемещения через государственные границы, к услугам не могут применятся пограничные протекционистские меры, применяемые к товарам. Сферу услуг с участием иностранцев можно регулировать законодательством о зарубежных инвестициях или об участии иностранцев в предпринимательской деятельности. Торговля услугами постоянно растет. Их экспорт расширяется даже в некоторых экономически слаборазвитых странах. Поиски зарубежных рынков требует выполнения маркетинговых исследований и научно-исследовательских работ, осуществление рекламных кампаний, послепродажного сервисного обслуживания и т.п. Технический процесс в сфере коммуникационных технологий позитивно сказался на мировой торговле услугами. Наличие факсимильной связи, электронной почты и других видов коммуникаций дает возможность предпринимателям и представителям так называемых свободных профессий работать быстрее, эффективнее, шире. Например, архитекторы посредством сети Интернет могут предоставлять свои услуги на расстоянии тысяч километров от своих офисов. Благодаря указанной сети предоставления банковских и финансовых услуг приобрело глобальный масштаб, а мировая финансовая система " уже никогда не спит". По мнению специалистов, мировой объем торговли услугами в скором будущем превысит объем товарной торговли. Поскольку международная торговля, как экономическое явление, объективно предполагает перемещение товаров на большие расстояния через административные границы государств и воды мирового океана, вопросы организации перевозок занимают важное место в процессе осуществления внешнеторговых операций. Помимо роли организационного фактора во внешнеэкономической деятельности перевозки выполняют важную ценообразующую функцию. Международные грузовые перевозки могут осуществляться следующими видами транспорта: морским, железнодорожным, автомобильным, речным, воздушным и трубопроводным. До заключения контракта купли-продажи необходимо учесть транспортный фактор и выяснить мировые цены на транспортировку экспортно-импортной продукции. Этот фактор характеризует уровень общественно необходимых затрат на доставку товаров от поставщика к потребителю, при этом оценивается эффективность, качественная характеристика транспортного обслуживания на всем маршруте. В международном товарообмене характеристики можно разделить на количественные и качественные. К количественным относятся: география перевозок, транспортные характеристики товаров, состояние экономики, технология перегрузки и др. К качественным - скорость доставки товара, сохранность перевозимого груза, регулярность курирования транспорта, эксплуатационная надежность и др. Транспортный фактор имеет существенное влияние при установлении цены на товар. Прежде всего, это учет транспортной составляющей в цене товара, исходя из географического расположения партнеров по отношению друг к другу и центрам международной торговли товаром, а также установление экономически обоснованных тарифов на перевозку грузов, отражающих представительный уровень мировых цен в транспортной сфере. При этом могут действовать два принципа учета в ценах взаимного расположения производителей и потребителей: принцип взаимной выгоды, когда выгоды или невыгоды расположения относительно центров мировой торговли могут делиться между партнерами поровну, и конкурентный принцип, когда производя деление выгод и невыгод местоположения на мировом рынке в зависимости от конкуренции или соотношения между спросом и предложением на обмениваемый товар. При превышении спроса основная нагрузка транспортных расходов ложится на покупателя. Следует учитывать и еще один принцип, действующий на мировом рынке для определения транспортной составляющей в экспортных или импортных ценах, согласно которому транспортные расходы на территории поставщика или покупателя не оказывают влияния на соответствующие экспортные и импортные цены. Мировые цены в международной практике определяются на условиях Франко-граница страны продавца или покупателя. Расходы по транспортировке могут быть довольно значительны. Потому-то и необходимо еще до подписания контракта рассчитать возможные затраты по всем звеньям транспортных операций по перемещению товара. Организационные, правовые, экономические вопросы, касающиеся перевозки внешнеторговых грузов, согласовываются сторонами сделки и фиксируются в разделе «Транспортные условия контракта». Данный раздел включает в себя следующие пункты: 1) базисные условия поставки товара и распределение в соответствии с ними обязанностей продавца и покупателя по обеспечению доставки товара; 2) наименование перевозчика; 3) виды транспорта и маршрут перевозки; 4) упаковка и маркировка груза; 5) порядок приемки-сдачи товара; 6) способы установления обратной связи между продавцом и покупателем при доставке товара; 7) перечень товарораспорядительных и товаросопроводительных документов. Что касается выбора вида транспорта, то в данном вопросе на решение влияют следующие факторы: 1. Вид груза. В некоторых случаях возможность выбора отсутствует: скоропортящиеся грузы подлежат перевозке авиатранспортом, и, наоборот, авиаперевозка легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов запрещена. 2. Расстояние и маршрут перевозки. Место отправки груза и конечный пункт перевозки являются также определяющими для выбора вида транспорта. В некоторых случаях возможность выбора просто отсутствует, или некоторые альтернативы неконкурентоспособны по причине их убыточности в данной местности. 3. Фактор времени. Его определяют: с одной стороны – обусловленная контрактом и спецификой груза срочность поставки, с другой стороны – планы и графики перевозок транспортных компаний. Согласование этих моментов позволит вовремя обеспечить поставку и избежать дорогостоящих поспешных перевозок. 4. Стоимость перевозки. В зависимости от комбинации приведенных факторов можно дать следующие характеристики существующим видам транспорта:
|