Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хронометрирование как самостоятельный метод исследования
Сбор данных. Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ученика. Для большей объективности под наблюдение следует брать такого занимающегося, который по своим качествам в большей мере отвечает задачам исследования. Например, при изучении опыта работы учителя наблюдение целесообразно проводить за средним по развитию учеником; если же требуется установить двигательную активность занимающихся, которые имеют медицинские ограничения, то под наблюдение необходимо брать ученика именно этой медицинской группы. В случае снижения активности (например, пропусков очередных подходов для выполнения упражнений) занимающимся, за которым ведется наблюдение, хронометрирование может быть перенесено на другого ученика. Поэтому целесообразно предварительно наметить для наблюдения двух-трех учащихся. Для определения общей и двигательной плотности урока хронометрируются следующие виды деятельности учеников: 1 ) Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий, которым обучают на занятии. К ним могут быть отнесены не только упражнения на гимнастических снарядах, игры, бег, прыжки, метание, лазание, акробатические и танцевальные упражнения, но и гимнастические перестроения, упражнения на внимание и упражнения типа заданий и т. п. В данном столбе не фиксируется деятельность, связанная с решением организационных задач занятия: перестроения для выполнения очередного упражнения, переход от одного места занятия к другому и пр. Рапорт дежурного ученика перед началом урока относится условно к физической работе. Что касается игры, то степень подробности хронометрирования определяется ее характером: если по ходу игры ученик сравнительно часто и долго вынужден не двигаться, хронометрирование должно быть более подробным и не ограничиваться фиксацией лишь начала и конца игры. 2 ) Объяснение и наблюдение за показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий. Команды и краткие указания, занимающие менее 5 сек., могут не подлежать фиксации. Исследователь должен заметить, слушает ли ученик учителя или отвлекается на что-то постороннее. 3 ) Отдых, ожидание занимающимся очередного выполнения задания. Регистрируется время отдыха, вводимого в урок для регулирования физиологической нагрузки, и время ожидания очередного задания преподавателя. 4) Действия по организации занятия. Фиксируется деятельность занимающегося по подготовке и разметке мест занятий, установке и уборке оборудования, раздаче и уборке спортивного инвентаря и т. п. Учитывается время, потраченное учеником на перестроения для выполнения очередного задания, переход от одного места занятия к другому, подготовку к игре (распределение по командам) и т. п. Если в разметке мест занятий, установке снарядов и пр. участвует всего несколько человек, то это следует оговорить в примечании. 5) Прост о и. К ним относится все нерационально затраченное время в занятии по вине преподавателя или учащихся (опоздание группы к началу урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиски инвентаря, недисциплинированность занимающихся и т. п.). Следует иметь в виду, что такое распределение видов деятельности по группам имеет условный характер. Например, перестроения перед выполнением очередного задания, переход от одного места занятия к другому могут носить не только организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи; отдых и ожидание очередного выполнения задания могут быть как рациональными элементами занятия, так и результатом плохой организации его. Хронометрирование целесообразно сочетать с педагогическим наблюдением. Измерение и фиксация времени производятся с помощью различного рода секундомеров, хроноскопов и хронографов. Простейшим, но наименее точным из этих приборов является ручной секундомер. Сейчас все шире начинают внедрять полуавтоматические и автоматические приборы, имеющие электрореле, фотоэлементы и другие технические средства измерения и записи времени. Техника хронометрирования состоит в следующем, Время деятельности занимающегося определяется по скользящей стрелке секундомера (т. е. время окончания одного вида деятельности определяется визуально по движущейся стрелке секундомера и служит началом отсчета времени выполнения следующей деятельности). Секундомер пускается в то суточное время, которое определено расписанием занятий. Например, по расписанию школьный урок должен начаться в 9.00, именно в это время и пускается секундомер (вне зависимости от того, начался урок или запаздывает). Принято считать, что началом занятия является организованный вход занимающихся в спортивный зал или начало построения на спортивной площадке перед рапортом преподавателю. Секундомер останавливается после организованного выхода учеников из зала или ухода с площадки. Записи видов деятельности занимающегося, фиксация временных показателей деятельности и последующая обработка полученных данных производятся в специальных, заранее заготовленных протоколах. В некоторых случаях, когда задачи исследования ограничиваются только определением плотности занятий, они могут стать основным документом и сделают ненужными те протокольно которых говорилось выше. Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе заполняются только первые три колонки. Если появляется необходимость, то могут вноситься записи и в колонку «Примечания». Остальные пять колонок («Выполнение физических упражнений», «Слушание и наблюдение», «Отдых», «Действия по организации», «Простои») заполняются после исследования. В 1-й колонке протокола определяются части урока с прочерчиванием точных границ времени их начала и окончания; во 2-й - как можно подробнее записывается содержание урока, т. е. те виды деятельности, которые приходится выполнять ученику (правда, это не всегда удается сделать, поэтому целесообразно прибегать к стенографированию); в 3-й - отмечаются показания секундомера, т. е. время окончания предыдущего упражнения или вида деятельности, которое служит исходным для отсчета последующих записей. Обработка протокола хронометрирования состоит в следующем. Вначале для каждой графы показания секундомера определяется характер деятельности ученика и ее длительность (путем определения разности между показанием секундомера, зафиксированным в момент окончания предыдущей деятельности, и показанием секундомера, записанным в момент завершения последующей деятельности). Полученная разность заносится в одну из пяти колонок. Затем по вертикали суммируется время отдельных частей и урока в целом.
|