Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аудит, его сущность и использование в юридической практике
Слово «аудит» происходит от латинского audio – слышать, слушающий. Аудит – независимая проверка финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности и установления соответствия ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. В законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» отмечается, что аудит не подменяет государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности организации, осуществляемый в соответствии с законодательно-нормативными актами. Если сравнивать процесс ревизии и аудита, то можно сказать, что ревизия представляет собой вертикальные управленческие связи, назначается вышестоящими органами, отчетность перед ними об исполнении. Аудит же является горизонтальным процессом – в нем присутствуют горизонтальные управленческие связи, равноправие с заказчиком аудита, представление ему результатов проверки в соответствии с заключенным договором. При производстве аудита аудитор имеет право: - проверять бухгалтерские документы (кассовые, банковские, товарные, авансовые отчеты, наряды, ведомости), сметы, планы и другие документы финансово-хозяйственной деятельности, знакомиться с приказами должностных лиц проверяемого субъекта предпринимательской деятельности; - требовать от должностных лиц необходимые дополнительные данные в виде расчетов, устных и письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проверки; - осматривать объекты строительства, склады и другие производственные и хозяйственные помещения, проверять состояние и сохранность имущества товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц путем проведения инвентаризации; - устанавливать размер причиненного ущерба, причины нарушений и виновных в этом лиц. В зависимости от результатов проверки могут быть составлены следующие виды аудиторского заключения: - положительное – если бухгалтерская отчетность отражает фактическое состояние активов и пассивов; - условно-положительное – если аудитор не уверен в достоверности финансовой отчетности, однако отдельные недостатки и упущения в ведении учета не настолько существенны, чтобы повлиять на общее мнение о достоверности финансовой информации; - отрицательное – когда отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении субъекта хозяйствования, а бухгалтерский учет велся с нарушением общепринятой методики. Аудитор несет ответственность за неправильное отражение в заключении действительного состояния дел, преднамеренное искажение или сокрытие фактов хищений, а также за использование случайного положения в корыстных целях.
Литература:
1. Костров А.И. Практикум по курсу «Судебная бухгалтерия» - Мн.: МИУ, 2003. 2. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь №510 от 16.10.2009г. (реестр НПА 20.10.2009г. №1/11062). 3. Судебная бухгалтерия: Конспект лекций / А.И. Костров. - Мн.: МИУ, 2005. 4. Филипович С. И., Макеенко Г. И., Сауткин И. В., Соловьева Л. Д. Судебная бухгалтерия. Учебное пособие. — Мн., 2003. 5. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24 марта 2003 г. № 39/69 (рег. № 8/9304 от 28.03.2003 г.) «Об утверждении инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц» // Национальный реестр правовых актов РБ от 28.03.2003 г. № 8/9304; от 13.04.2004 г. № 8/10829. 6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 22 от 9 января 2002 г. «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» (в ред. постановления Совмина от 01.06.2007 г. № 736). // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 21.01.2002 г. № 8, 5/9753. 7. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь, МВД Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, КГБ Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 83/33/16/149/62/14/8/35 от 12 июня 2002 г. «Об утверждении Инструкции о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений министерств, других республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых, таможенных органов, органов уголовного преследования и судов по организации и проведению проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002, № 86. - 8/8279. 8. Костров А.И. Судебная бухгалтерия: Учеб. пособие в схемах. Мн.: МИУ, 2004. 9. Пупко Г.М. Аудит и ревизия. – Мн., 2005 г.
|