Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности






Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

.

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

где Riпл плановая рентабельность i -х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

Пример

Показатели План Факт Отклонение
с/с цена прибыль с/с цена прибыль
Остатки нереал. продукции на н.г.              
Выпуск ТП за год              
Реал ТП за год              
Остатки нереал. на к.г.              

План прибыли от реализации ТП перевыполнен на 1597 т.р. Сверхплановая прибыль достигнута за счет перевыполнения плана по ТП, что могло обеспечить поступление дополнительных 3826 т.р. Однако, сверхплановое увеличение остатков нереализ. продукции на к.г. привело к снижению прибыли на 2229 т.р. Такой рост прибыли в остатках нереализ. продукции на к.г. связан: а) с ростом самих остатков б). с изменением уровня рентабельности нереализованной продукции.

По плану уровень рентабельности должен составить:

 

 

Это свидетельствует:

1. О необоснованности плана прибыли в части остатков продукции на конец года.

2. О существующих сдвигах в структуре выпущенной продукции по сравнению с запланированной.

3. О неточности в определении с/с остатков ГП.

 

С целью выявления резервов роста прибыли после анализа необходимо провести анализ ее изменения за счет изменения:

1. оптовых цен на реализацию;

2. объема реализованной продукции;

3. полной себестоимости реализованной продукции;

4. структурных сдвигов в реализованной продукции

 

 

Пофакторный анализ от реализации ТП проводится по следующей форме:

Показатели По плану По плану на факт выпуск По факту
Полная с/с      
Выручка от реализации      
Прибыль      

1. Общее отклонение прибыли

2. За счет изменения отпускных цен на продукцию

3. За счет изменения в объеме продукции в оценке по плановой с/с.

4. За счет изменения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции.

5. За счет снижения с/с продукции

6. За счет изменения с/с за счет структурных сдвигов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал