Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменология отдельных видов деконцентрации и их дальнейшее использование






Каждый из видов дКВ порождает собственную феноменологию, связан со специфическими нюансами формируемых состояний и является потенциальным родоначальником своей психотехнической линии.

После полного выполнения приема дКВ любого вида испытуе­мые отмечают появление специфического состояния, трудно под­дающегося описанию в привычных терминах, которое характеризу­ется подавлением спонтанного потока мыслей и образов и выра­женным отличием от обычных состояний сознания. Это состояние может рассматриваться как начальное звено формирования изме­ненных состояний сознания (ИСС). В отличие от ИСС, это состояние нестабильно и прекращается после выполнения приема. ДКВ как прием волевым и силовым образом навязывает сознанию опреде­ленную конфигурацию1. Однако длительное применение дКВ или его сочетание с другими приемами может спровоцировать и ста­бильные ИСС, причем каждому виду дКВ соответствует свой вид ИСС. Визуальная дКВ дает возможность ознакомиться с феноменом разделения поля зрения на организованную и дифференцирован­ную совокупность фигур и фон. При этом фон выступает в качестве отчетливо выделяемого компонента поля восприятия, что не столь очевидно при использовании дКВ других видов.

Превращение в результате акта дКВ всего поля зрения в фон и исчезновение в нем организованных фигур способствует формиро­ванию предмедитативного состояния. Разрушение гештальтов в поле восприятия приводит к освобождению семантической энергии, заключенной в организованных формах. Семантическая энергия насыщает фон, и подобно тому, как любая фигура обладает своей собственной отчетливой или смутной семантикой, определенная семантика начинает связываться с тем или иным состоянием фона. При этом состояния фона различаются оператором без опоры на различимые дискретные составляющие, поскольку выделение таких составляющих означало бы их выделение из фона в качестве фигу­ры и уничтожало бы специфику работы с дКВ. Следовательно, раз­личия между разными состояниями фона не могут быть выражены средствами линейно-дискретных языков и требуют для фиксации различий разработки специальных знаковых сред.

Несмотря на то, что оператор не может описать отличия одного состояния фона от другого, при достаточном опыте он всегда может сказать, работает он с этим фоном или с каким-либо иным. Фон континуален и целостен. Поэтому выразить различия можно лишь в соотнесении с подобными же континуальными и целостными фено­менами восприятия, например цветностью или цветовыми оттенка­ми. Поскольку каждому цвету или оттенку приписывается опреде­ленное значение, это значение может быть соотнесено со значения­ми фона. Тонкое различение семантики цветов и оттенков проявля­ется в колебаниях цветовых предпочтений, отражающих внутреннее состояние или диспозиции психики, на чем и основаны проектив­ные цветовые тесты (например, тест Люшера). В этих тестах значи­мым критерием становится сравнительно большее или меньшее приятие или отвержение при попарной оценке цветов. Подобно тому, как тонкости предпочтения цветов характеризуют внутренние диспозиции обследуемого, выявленные колебания визуального фо­на характеризуют состояние окружающей среды, по отношению к которой могут быть заданы различные критерии оценки - опасно­сти, динамики, процессуальной направленности и т.д.

Подобно тому, как слабые и латентные сигналы, отражающие внутреннее психическое состояние, влияют на цветовые предпочте­ния, слабые и латентные признаки влияют на восприятие и оценку фона.

Визуальный фон интересен тем, что он содержит в себе потен­ции выделения, «выпадения» из него различных организованностей-фигур. В описанных выше упражнениях дКВ по дву- и много­цветным цифровым таблицам все цифры потенциально содержатся в фоне и могут быть легко выделены при применении дифференци­рующей процедуры. Эта процедура выделения отдельных элемен­тов-фигур из слитного континуального фона очевидным образом соотносится с одной из мифологических конструкций в современ­ной физике - представлении о физическом вакууме, спонтанно или при приложении к нему физических полей порождающем в себе элементарные частицы.

Аудиодеконцентрация предоставляет возможность работать не столько со статичной звуковой картинкой, сколько с процессами, разворачивающимися во времени. Звуковое поле не создает выра­женной двумерной плоскости или трехмерного объема, но благода­ря этому позволяет значительно резче, чем при зрительном воспри­ятии, сместить акцент на процессуальные характеристики поля вос­приятия. Абстрактные картины развернуты в двумерном простран­стве и статичны, а попытки создать самостоятельные, без звукового сопровождения абстрактные цветовые симфонии не привели к цен­ным результатам. Музыка же процессуальна и самодостаточна, но трудно себе представить статичное сочетание звуков, обладающее глубокой смысловой наполненностью.

Главным приемом аудио-дКВ является помещение звуков из различных источников в один временной срез. Здесь фон совмеща­ется с чистой длительностью, что порождает парадоксальные пере­живания качественно окрашенных промежутков времени.

Каждый выделенный промежуток времени становится целост­ностью во времени, и вместе с тем целостность всего временного интервала разрушается. Наглядный контраст целостности и множественности сам по себе может быть самодостаточным уроком. Кроме того, аудио-дКВ наглядно демонстрирует принцип калейдоскопа, который подробно рассматривается в гл. 6.

Соматическая дКВ способствует выделению энергетических характеристик фона. Фоном при соматической дКВ становится инте­гральное самочувствие оператора, субъективно трактуемое как пси­хофизиологический тонус. Тем самым возникает ключевое звено управления энергетическими характеристиками и психическая энер­гия из метафоры превращается в ощутимую и управляемую реаль­ность.

Соматический фон выступает как недифференцированное еди­ное целое, при этом различаются разные «состояния» фона, позволяющие выявлять фоновые характеристики тела. Опыт переживания соматического фона может быть перенесен вовне, и при успешности такого переноса на окружающую среду и отдельные объекты появ­ляется возможность непосредственного восприятия их целостных характеристик. Соматический фон оказывается чрезвычайно чувст­вительным к малейшим изменениям составляющих его элементов, в том числе и стимулов, находящихся ниже порога восприятия. По всей вероятности, в основе явления биолокации лежат феномены такого рода.

Интегральная дКВ - прямой путь к формированию медитатив­ных ИСС. При этом сознание оказывается полностью загруженным восприятием внешней и внутренней соматической среды, в резуль­тате чего парадоксальным образом возникает сосредоточенность на психическом фоне и тонкое различение семантических отдельностей без опоры на их чувственные эквиваленты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал