Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды деконцентрации






ДКВ может производиться не только по визуальному полю, но и по полям восприятия других модальностей - слуховым, тактильным и т.д. Следует различать два вида дКВ:

■ деконцентрация, сопровождающаяся отрешенностью от внеш­него мира и снижением психофизиологического тонуса;

■ деконцентрация с повышенной включенностью в окружающую среду и резким повышением тонуса.

Различие приемов, с помощью которых эти виды формируются, породило условные рабочие названия: плоскостная деконцентра­ция - в первом случае и объемная деконцентрация - во втором. Эти различия хорошо иллюстрируются на примере дКВ по ви­зуальному полю. Базовые упражнения, описанные в разд. 1.3, дают только начальное ознакомление с техникой дКВ в лабораторных условиях. Перенос дКВ на реальные объекты, находящиеся в окру­жающем пространстве, возможен двумя способами.

В первом случае оператор наблюдает фрагмент реальной ок­ружающей среды так, как если бы он проецировал все визуальные восприятия на плоский прозрачный экран перед собой и был сосре­доточен только на поверхности этого экрана. Ключевой инструкци­ей в формировании плоскостной дКВ является указание оператору сосредоточить внимание не на каком-либо объекте в поле зрения, а на участке поля зрения безотносительно того, какой объект или фрагмент внешнего мира попадает в этот участок. Роль «плоского экрана» выполняет все поле зрения или его фрагменты, лишенные наполняющих их визуальных элементов. В этом случае фиксируются все элементы, попадающие в поле зрения, или его фрагмент, неза­висимо от их принадлежности различным предметам и расстояния, на котором они находятся по отношению к оператору.

Внешний мир предстает перед оператором в виде хаотичного набора цветных пятен различной формы и интенсивности. В каком-то смысле внешний мир перестает восприниматься как набор эф­фективных стимулов, поскольку его предметная организация раз­рушена. Но если все стимулы становятся равнозначными, то все поле зрения будет единым нерасчлененным стимулом. Амплитуда спонтанных движений глазных яблок при этом резко уменьшается. Внимание и взор привязываются не к отдельным элементам, а к фрагментам поля зрения, и можно наблюдать характерный феномен плоскостной дКВ, который служит внешним признаком правильно­сти выполнения приема оператором: при поворотах головы глаза не «цепляются» за отдельные предметы и сохраняют неподвижное положение относительно головы.

Иначе производится объемная дКВ. Оператор после первичной дКВ должен ввести в качестве параметров, подлежащих дКВ, рас­стояние между собой и каждым из попавших в поле зрения объектов и свое положение в окружающем пространстве по отношению к ним. Этот прием заставляет оператора перейти от сосредоточения внимания на фрагменте поля зрения к сосредоточению на совокуп­ности наблюдаемых предметов. Как правило, наблюдается скачко­образное повышение тонуса и возникает переживание интенсивно­го включения в окружающую среду. В этом состоянии сохраняется возможность перемещения в пространстве без разрушения дКВ.

Эти два вида дКВ очевидным образом различаются и по резуль­татам, и по прагматическому использованию. Плоскостная дКВ мо­жет рассматриваться как начальное звено в формировании состоя­ний сознания медитативного типа. Возможно также использование ее как замены аутогенного погружения в реабилитационной прак­тике. Объемная дКВ предполагает оперативное использование в условиях реальной деятельности, когда оператор сталкивается с необходимостью обработки массивов информации, превышающих по своему объему его возможности, а также при необходимости ориентации в среде, содержащей скрытые значимые параметры. Кроме того, этот прием может служить эффективным средством мо­билизации при состояниях монотонии и утомления.

Аналогичным образом различаются плоскостная и объемная дКВ различных модальностей.

Плоскостная дКВ по полю слуховых восприятий (аудиодеконцентрация - аудио-дКВ) производится следующим образом. Опера­тору предлагают выделить из общего звукового фона источники самого громкого и самого тихого звука и сосредоточить на них вни­мание, а затем фиксировать все звуки, которые одновременно попа­дают в интервал времени, выделяемый как длящееся настоящее (как правило, речь идет о длительности 0, 5-1, 5 с). Подобно тому, как это происходит при визуальной плоскостной дКВ, поле слуховых вос­приятий разрушается как связное целое, и отдельные последовательности звуков теряют свою осмысленность. Специфическое со­стояние, возникающее при этом, также может быть расценено как начальное звено медитативного состояния.

Объемная аудиодеконцентрация начинается с сосредоточения внимания на двух (слева и справа) или четырех (спереди, сзади, слева и справа) источниках звука с фиксацией расстояния до них и положения оператора по отношению к ним. Затем внимание рас­пространяется на все поле слуховых восприятий с сохранением всего звукового объема. Эффект и применение ее аналогичны тако­вым при визуальной дКВ.

Плоскостная тактильная дКВ; использует в качестве «экрана» всю кожную поверхность. Приемы здесь аналогичны плоскостной аудио-дКВ. В поле внимания выделяются противоположные участки кожной поверхности, например, макушка головы и стопы ног. Затем внимание последовательно распространяется на всю кожную по­верхность. Объемная дКВ этого типа, соматическая дКВ, строго го­воря, не может быть названа тактильной, поскольку включает в себя поля висцеральной чувствительности. В этом случае поле внимания охватывает весь объем тела, что приводит к новым и достаточно перспективным переживаниям(см.гл.3.).

Наконец, мы можем выделить сочетания дКВ разных модально­стей - полимодальную дКВ, т.е. дКВ по полям воспри­ятия всех модальностей. Полная дКВ может быть как плоскостной или объемной, так и представлять собой их одновременное сочета­ние. Однако их одновременное сочетание, тотальное внимание, выводит нас за пределы обычных состояний сознания. Подробнее тотальное внимание рассматривается в гл. 5.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал