Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1Стр 1 из 50Следующая ⇒
Деконцентрация как психотехнический прием 1.1. Предварительные замечания Когда мы говорим о деконцентрации, мы имеем в виду либо психотехнический прием, либо спонтанный процесс равномерного распределения внимания, либо состояние деконцентрации как результат этого процесса, или успешного использования приема. В этой главе мы будем рассматривать деконцентрацию как прием. Введем некоторые определения, которые понадобятся впоследствии. Следует различать: ■ психотехнический прием - однократное действие, совершаемое оператором для изменения актуального состояния в рамках той или иной психотехники; ■ психотехнику - последовательность психотехнических приемов, ведущую к формированию устойчивого заданного психического состояния; ■ психотехнологию - организованную совокупность психотехник, направленную на решение определенной конструктивно сформулированной задачи. Как правило, психотехники состоят из нескольких приемов, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного приема, а психотехнология - из одной психотехники. Среди участников психотехнической процедуры будем выделять следующие роли: ■ оператор - человек, который непосредственно осуществляет психотехнические приемы, формируя у себя заданные состояния или решая поставленные перед ним задачи; ■ методист, планирующий психотехнику или психотехнологию; ■ инструктор, объясняющий оператору, что он должен делать для достижения результата; ■ организатор процедуры - непосредственно управляющий ходом психотехнической процедуры и оценивающий ее результативность. Психотехнические процедуры осуществляются либо в рафинированной лабораторной среде, либо в реальных условиях деятельности. Навык, сформированный в лабораторной среде, может не сработать в реальных условиях. Поэтому необходима специальная процедура переноса навыка, что зачастую является отнюдь не тривиальной проблемой, поскольку состояния, при которых происходит формирование навыка, и состояния, в которых этот навык должен быть реализован, как правило, не совпадают. Термин «состояние» достаточно многозначен, и конкретное его значение определяется контекстом и теми понятиями, которые ему противополагаются. Мы будем использовать его как интегральную унитарную характеристику объекта (среды, организма или психики) в данный момент времени, субъективным коррелятом которой служит переживание фона, которое будет разобрано ниже. Мы вернемся к рассмотрению категории состояния в разд. 3.3 и 3.4. В психотехнической процедуре выделяются: ■ исходные факты - психические процессы и структуры, которые мы обнаруживаем в психической системе до начала психотехнической работы, служащие исходным материалом для формирования схемы процедуры; ■ базовый процесс - выбранный разработчиком из исходных фактов психический процесс, являющийся основой для дальнейшей работы (ощущение тяжести, соответствующее мышечной релаксации в AT, интенсивное дыхание в голотропных техниках и т.д.); приемы управления базовым процессом - конкретные приемы, позволяющие запустить базовый процесс в заданном направлении. Существует множество различных классификаций психотехник. Выбор классификационной схемы определяется задачей, стоящей перед методистом, и спецификой выбранного им базового процесса. Как это делается в отношении деконцентрации, мы рассмотрим в разделе 2.1.
|