Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техника деконцентрации внимания
Поскольку деконцентрация не является первичным феноменом и строится как прием, обратный приемам KB, изучение техник деконцентрации начинается с изучения техник концентрации внимания, соотнесенных с задачами дКВ. Техники KB могут преследовать различные цели и модифицируются в зависимости от них. Цель упражнений по KB, соотнесенных с дКВ, двояка: с одной стороны, должна быть построена цепочка приемов, по отношению к которым легко можно построить приемы противоположного, т.е. деконцентративного, значения, а с другой -должны быть введены критерии эффективности и силы KB, по отношению к которым будут строиться подобные же критерии в отношении дКВ. Если внимание рассматривается как процесс выделения и удержания в поле зрения заданной фигуры, то естественными критериями силы концентрации внимания становятся длительность удержания и сложность выделенной фигуры, которая, в свою очередь, определяется преодолением перцептивных сил в поле восприятия, препятствующих ее сохранению. Используя эти критерии, легко построить серии упражнений, позволяющие развить способность KB и количественно оценить ее силу. При этом упражнения должны содержать в себе критерий эффективности, убедительный как для оператора, так и для оценивающего его работу инструктора и организатора процедуры. В первой серии упражнений в качестве визуального объекта для длительного удержания внимания либо используются альтернативные версии образов, возникающих на визуальных фигурах типа куба Неккера (рис.1 - см. цв. вклейку), либо дается задание целенаправленно выделить заданные фигуры из визуальной среды, составленной из однородных элементов. Вариантом может служить сохранение доминирования левого или правого глаза при совмещении (за счет сведения или разведения глазных яблок) одинаковых по форме, но различающихся цветом изображений (рис.2 - см. цв. вклейку). Выполнение этих упражнений дает возможность оператору оценить реальность KB, используя в качестве критерия время удержания по сравнению с контрольным. Индивидуальная ритмика частоты обращения альтернативных образов варьирует в больших пределах - от нескольких десятков до 1-2 раз в минуту. Однако за пределами индивидуальной частоты усилия по удержанию заданного образа у разных людей соизмеримы. Подавление обращений представляет собой, по сути дела, подавление колебаний внимания. Однако то, что значимо для оператора, еще не очевидно для организатора психотехнической процедуры. Объективный критерий эффективности выполнения упражнения на длительную KB вводится во второй серии упражнений. Обучаемым предлагается на экране монитора динамическая картина, составленная из хаотически перемещающихся 10-12 идентичных геометрических фигур, например точек. Задача для испытуемых -длительное удержание внимания на одной (в более сложных вариантах - на 2-3) из них. По прошествии определенного времени, увеличивающегося от серии к серии, обучаемому предлагается указать среди множества фигур заданную. Очевидно, что такое опознание возможно лишь при условии длительного непрерывного удержания внимания на ней. Эти две серии упражнений базируются на одном и том же феномене - ритмических колебаниях внимания, не устранимых в естественных условиях. Задачей упражнений является не подавление этих колебаний, а повышение базового уровня, от которого ведется отсчет размаха колебаний. Упражнения идентичны по своим результатам, поскольку они зависят от повышения этого базового уровня. Длительность удержания фигуры от обращения и длительность сохранения внимания на движущейся фигуре зависят только от длительности поддержания повышенного базового уровня внимания. Как мы уже отметили выше, вторым критерием силы KB являются усилия по формированию целостной фигуры. В поле восприятия действуют перцептивные силы, обеспечивающие спонтанное формирование целостных фигур на основе известных законов, сформулированных в рамках гештальт-психологии (близости, однородности, прегнантности и т.д.). Целостная фигура может быть сформирована и при относительной невыраженности перцептивных сил - в этом случае требуются целенаправленные усилия по ее удержанию. Наконец, фигура может быть создана за счет волевых усилий, вопреки действию перцептивных сил. Понятно, что усилия оператора в этих трех случаях различны, а следовательно, и различна работа, производимая психической системой. Поскольку энергетические ресурсы, обеспечивающие работу внимания, ограничены, длительность удержания сформированной фигуры для данного оператора будет обратна усилиям, необходимым для ее сохранения. Это дает возможность построения ряда фигур, ранжированных по степени усилий, необходимых для их построения и удержания (рис.3, 4 - см. цв. вклейку). Объективная оценка выделения заданных фигур производится в модифицированной второй серии упражнений. Оператору предлагают сохранить KB на двух или трех движущихся фигурах (обычно точках) из 10-15 идентичных. Способность оператора справиться с этой задачей зависит от выбранной им стратегии. Быстрое переключение внимания с одной из заданных точек на другие приводит к быстрому истощению. Но возможны и иные стратегии. Эффективное выполнение упражнения в концентративном режиме возможно в том случае, если оператор сумеет преобразовать эти точки в целостную фигуру и будет сохранять ее при различных взаимных перемещениях точек. Рассмотрение двух точек как концов отрезка, меняющего свою ориентацию и размер, а трех точек - как вершин треугольника, деформирующегося при перемещениях, позволяет редуцировать сложную, находящуюся на грани возможного, перцептивную задачу и свести ее к более простой и доступной. После такого преобразования внимание концентрируется не на отдельных точках, а на целостной фигуре, меняющей свое положение в пространстве. Однако и эта стратегия построения целостных фигур из точек оказывается неэффективной, когда число точек превышает три. В этом случае задача может быть решена лишь при переходе к иной стратегии - стратегии дКВ. Выполнение описанных упражнений дает оператору опыт интенсивной KB, а организатору процедуры - индивидуальные количественные характеристики силы и устойчивости KB для каждого оператора. Деконцентрация внимания обратна концентрации и может быть истолкована как процесс разрушения фигур в поле восприятия и превращения всего поля восприятия в однородный (в смысле не-выделяемости из него отдельных элементов, которые могли бы быть перцептивно истолкованы как фигуры) фон. Процесс образования и выделения фигур из фона спонтанен, и необходимы определенные усилия по его подавлению. Работа дКВ направлена против спонтанных процессов и требует специальных, более изощренных приемов, нежели приемы КВ. Критерии силы дКВ, однако, аналогичны таковым при оценке KB - длительность времени подавления процесса спонтанного формирования фигур и преодоление работы перцептивных сил, формирующих гештальт. Деконцентрация представляет собой равномерное распределение внимания по всему перцептивному полю. Обычно изучение дКВ начинается с работы с визуальным полем. Приемы, провоцирующие дКВ, используют в качестве начального звена спонтанные переживания дКВ, возникающие в двух ситуациях - при попытках использования для восприятия периферийных частей поля зрения, для которых характерны восприятия именно фонового типа, и при попытках сосредоточения внимания на 5-9 объектах одновременно, ведущих к возникновению кратковременных интервалов дКВ. Этим определяются формы упражнений, направленных на обретение устойчивых навыков дКВ. В учебных целях используются поля с различной степенью визуальной организации, способствующие появлению перцептивных сил, ведущих к формированию гештальтов. Поля ранжируются в зависимости от выраженности этих сил. Упражнения начинаются с равномерного распределения внимания по периферии поля зрения, что создает инерцию процессов дКВ, которые должны захватывать все поле зрения, в том числе и его центральную часть. Поскольку начинающие операторы, как правило, не располагают опытом дКВ, инструкция типа «Распределить внимание по периферии поля зрения» может остаться невыполненной. Состояния, близкие к дКВ, провоцируются обычно попыткой сосредоточить внимание одновременно на четырех точках периферии поля зрения - сверху, снизу справа и слева. Когда это происходит, зона внимания спонтанно распространяется на всю периферию и требуется лишь дополнительное волевое усилие, чтобы распространить его на центральные области. Субъективные критерии успешности дКВ обратны таковым при КВ. Обычно это длительность удержания поля зрения от формирования в нем фигур-гештальтов. Длительность сохранения дКВ обратна степени организации визуального поля. При правильном выполнении дКВ, когда визуальное поле трансформируется в однородный фон на длительное время, у операторов часто возникает специфическое переживание, напоминающее медитативные состояния сознания. При возникновении этого состояния дКВ поддерживается без волевых усилий в течение значимого интервала времени - до нескольких десятков минут. Объективную оценку степени дКВ произвести труднее, чем KB, поскольку в профессиональной и бытовой среде задачи, требующие таких состояний, редки. Критерием здесь является повышение эффективности выполнения заданий, требующих высоких характеристик распределяемости внимания. Примером могут служить задачи, возникающие в ходе изучения техники быстрого (панорамного) чтения, где используется техника, близкая к деконцентративной. В качестве ведущего упражнения, позволяющего одновременно развивать навыки дКВ, субъективно прослеживать феномены, сопровождающие углубление дКВ, и получать оценку степени дКВ, нами использовалась модифицированная процедура просчета двухцветной числовой таблицы по методике Шульте-Горбова, разработанной в свое время для нужд авиакосмической медицины (рис.5 -см. цв. вклейку). Обучаемым предъявляется числовая таблица из 49 ячеек, заполненная в случайном порядке красными числами от 1 до 25 и черными от 1 до 24. Затем им предлагается произвести параллельный просчет одновременно двух последовательностей: красных - в порядке возрастания от 1 до 25 и черных - в порядке убывания от 24 до 1, попеременно показывая места нахождения чисел красной и черной последовательностей, В обычных условиях скорость просчета для данного обучаемого является постоянной величиной, с трудом поддающейся тренировке. При использовании этого упражнения для формирования дКВ оператор вначале равномерно распределяет внимание по всей таблице, начиная с ее периферии, постепенно охватывая ее целиком и подавляя спонтанное появление отдельных чисел из общего фона. С точки зрения оператора, дКВ проходит две фазы: в течение первой исчезают цветовые различия, а в течение второй числа перестают различаться как раздельные, превращаясь в однородный фон, составленный из их фрагментов. После того как таблица начинает стабильно восприниматься в виде чистого фона, задание произвести просчет чисел выполняется иначе, чем в обычном состоянии, когда испытуемый производит поиск чисел, перемещая фокус взора и привязанный к нему локус внимания по всему полю таблицы и выискивая нужное число. В том случае, если дКВ достигнута, взор стабилизируется. Перемещение взора в начальной стадии, как правило (за исключением специальных приемов), запрещено, поскольку разрушает дКВ. При стабилизированном взоре таблица воспринимается одновременно во всех своих элементах, и при выполнении задания происходит не поиск с перебором чисел, а непосредственное выделение числа из общего фона. Этот момент чрезвычайно важен для последующей работы и развития на базе дКВ новых психотехник. Здесь оператор впервые сталкивается с парадоксальным феноменом восприятия без осознания (как частного случая знания-без-осознания) и спонтанного перевода восприятия в осознанную форму. На самом деле, оператор знает, где находится искомое число, но не видит его, и, вместе с тем, знание о его расположении провоцирует его восприятие, т.е. выделение числа в качестве отдельной фигуры из общего однородного фона. Процедура растворения фигуры в фоне и последующее ее (в идентичном или трансформированном виде) выделение из фона представляет собой начальное звено формирования фонового мышления (см. гл. 3). Помимо важного и необычного опыта, оператор сталкивается и с прагматическими аспектами использования дКВ, Работа по поиску чисел (а шире - по поиску нужной информации в условиях помех) становится гораздо более эффективной. При этом на начальных этапах тренировки скорость просчета снижается, но затем резко повышается. В наших экспериментах наблюдалось увеличение скорости просчета в среднем на 38% (средние данные по выборке из ста испытуемых) с эксцессами увеличения скорости в 2, 4 раза (рис.6 -см. цв. вклейку). Следует отметить, что результаты весьма вариативны, в зависимости от профессионального состава контингента испытуемых, их мотивации и выбранного методического варианта. Более сложный, но и более показательный вариант того же упражнения осуществляется с помощью четырехцветной 100-клеточ-ной таблицы (10x10), специально разработанной для этих целей. Здесь производится одновременный просчет четырех последовательностей (возрастающей, убывающей, сходящейся и расходящейся). Без специальной тренировки это задание крайне редко удается довести до конца, в то время как при дКВ оно выполняется большинством испытуемых (65-70%) с высокой скоростью. Если для организатора процедуры важна динамика скорости просчета таблиц, то для оператора главным итогом упражнений по дКВ является особый субъективный опыт деконцентрации при сохранении высокого уровня бодрствования. Это та исходная точка, от которой начинается построение всей дальнейшей работы с дКВ. После того как KB и дКВ отработаны в раздельных упражнениях, обучаемые начинают сочетать их для построения более сложных конструкций внимания. От KB дальнейшая линия упражнений ведет к формированию, удержанию и преобразованию визуальных эйдетических образов. На основе работы с дКВ формируются навыки восприятия значимых колебаний фона, обычно не осознаваемых неподготовленным оператором. Взаимопереходы КВ-дКВ являются базой для развития рефлексии, а формирование сложных сочетаний KB и дКВ в пределах заданного поля восприятия становятся основой для управления «сгущениями» семантической энергии.
|