Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника деконцентрации внимания






Поскольку деконцентрация не является первичным феноменом и строится как прием, обратный приемам KB, изучение техник де­концентрации начинается с изучения техник концентрации внима­ния, соотнесенных с задачами дКВ.

Техники KB могут преследовать различные цели и модифици­руются в зависимости от них. Цель упражнений по KB, соотнесен­ных с дКВ, двояка: с одной стороны, должна быть построена цепочка приемов, по отношению к которым легко можно построить приемы противоположного, т.е. деконцентративного, значения, а с другой -должны быть введены критерии эффективности и силы KB, по отно­шению к которым будут строиться подобные же критерии в отноше­нии дКВ.

Если внимание рассматривается как процесс выделения и удержания в поле зрения заданной фигуры, то естественными кри­териями силы концентрации внимания становятся длительность удержания и сложность выделенной фигуры, которая, в свою очередь, определяется преодолением перцептивных сил в поле вос­приятия, препятствующих ее сохранению. Используя эти критерии, легко построить серии упражнений, позволяющие развить способ­ность KB и количественно оценить ее силу. При этом упражнения должны содержать в себе критерий эффективности, убедительный как для оператора, так и для оценивающего его работу инструктора и организатора процедуры.

В первой серии упражнений в качестве визуального объекта для длительного удержания внимания либо используются альтерна­тивные версии образов, возникающих на визуальных фигурах типа куба Неккера (рис.1 - см. цв. вклейку), либо дается задание целе­направленно выделить заданные фигуры из визуальной среды, со­ставленной из однородных элементов. Вариантом может служить сохранение доминирования левого или правого глаза при совмеще­нии (за счет сведения или разведения глазных яблок) одинаковых по форме, но различающихся цветом изображений (рис.2 - см. цв. вклейку).

Выполнение этих упражнений дает возможность оператору оценить реальность KB, используя в качестве критерия время удер­жания по сравнению с контрольным. Индивидуальная ритмика час­тоты обращения альтернативных образов варьирует в больших пре­делах - от нескольких десятков до 1-2 раз в минуту. Однако за пре­делами индивидуальной частоты усилия по удержанию заданного образа у разных людей соизмеримы. Подавление обращений пред­ставляет собой, по сути дела, подавление колебаний внимания. Од­нако то, что значимо для оператора, еще не очевидно для организа­тора психотехнической процедуры.

Объективный критерий эффективности выполнения упражне­ния на длительную KB вводится во второй серии упражнений. Обу­чаемым предлагается на экране монитора динамическая картина, составленная из хаотически перемещающихся 10-12 идентичных геометрических фигур, например точек. Задача для испытуемых -длительное удержание внимания на одной (в более сложных вари­антах - на 2-3) из них. По прошествии определенного времени, уве­личивающегося от серии к серии, обучаемому предлагается указать среди множества фигур заданную. Очевидно, что такое опознание возможно лишь при условии длительного непрерывного удержания внимания на ней.

Эти две серии упражнений базируются на одном и том же фе­номене - ритмических колебаниях внимания, не устранимых в есте­ственных условиях. Задачей упражнений является не подавление этих колебаний, а повышение базового уровня, от которого ведется отсчет размаха колебаний. Упражнения идентичны по своим результатам, поскольку они зависят от повышения этого базового уровня. Длительность удержания фигуры от обращения и длитель­ность сохранения внимания на движущейся фигуре зависят только от длительности поддержания повышенного базового уровня вни­мания.

Как мы уже отметили выше, вторым критерием силы KB явля­ются усилия по формированию целостной фигуры. В поле воспри­ятия действуют перцептивные силы, обеспечивающие спонтанное формирование целостных фигур на основе известных законов, сформулированных в рамках гештальт-психологии (близости, одно­родности, прегнантности и т.д.). Целостная фигура может быть сформирована и при относительной невыраженности перцептивных сил - в этом случае требуются целенаправленные усилия по ее удержанию. Наконец, фигура может быть создана за счет волевых усилий, вопреки действию перцептивных сил. Понятно, что усилия оператора в этих трех случаях различны, а следовательно, и различ­на работа, производимая психической системой. Поскольку энерге­тические ресурсы, обеспечивающие работу внимания, ограничены, длительность удержания сформированной фигуры для данного опе­ратора будет обратна усилиям, необходимым для ее сохранения. Это дает возможность построения ряда фигур, ранжированных по сте­пени усилий, необходимых для их построения и удержания (рис.3, 4 - см. цв. вклейку).

Объективная оценка выделения заданных фигур производится в модифицированной второй серии упражнений. Оператору предла­гают сохранить KB на двух или трех движущихся фигурах (обычно точках) из 10-15 идентичных. Способность оператора справиться с этой задачей зависит от выбранной им стратегии. Быстрое пере­ключение внимания с одной из заданных точек на другие приводит к быстрому истощению. Но возможны и иные стратегии. Эффектив­ное выполнение упражнения в концентративном режиме возможно в том случае, если оператор сумеет преобразовать эти точки в цело­стную фигуру и будет сохранять ее при различных взаимных пере­мещениях точек. Рассмотрение двух точек как концов отрезка, ме­няющего свою ориентацию и размер, а трех точек - как вершин тре­угольника, деформирующегося при перемещениях, позволяет реду­цировать сложную, находящуюся на грани возможного, перцептив­ную задачу и свести ее к более простой и доступной. После такого преобразования внимание концентрируется не на отдельных точках, а на целостной фигуре, меняющей свое положение в простран­стве. Однако и эта стратегия построения целостных фигур из точек оказывается неэффективной, когда число точек превышает три. В этом случае задача может быть решена лишь при переходе к иной стратегии - стратегии дКВ.

Выполнение описанных упражнений дает оператору опыт ин­тенсивной KB, а организатору процедуры - индивидуальные коли­чественные характеристики силы и устойчивости KB для каждого оператора.

Деконцентрация внимания обратна концентрации и может быть истолкована как процесс разрушения фигур в поле восприятия и превращения всего поля восприятия в однородный (в смысле не-выделяемости из него отдельных элементов, которые могли бы быть перцептивно истолкованы как фигуры) фон.

Процесс образования и выделения фигур из фона спонтанен, и необходимы определенные усилия по его подавлению. Работа дКВ направлена против спонтанных процессов и требует специальных, более изощренных приемов, нежели приемы КВ. Критерии силы дКВ, однако, аналогичны таковым при оценке KB - длительность времени подавления процесса спонтанного формирования фигур и преодоление работы перцептивных сил, формирующих гештальт.

Деконцентрация представляет собой равномерное распределе­ние внимания по всему перцептивному полю. Обычно изучение дКВ начинается с работы с визуальным полем. Приемы, провоцирующие дКВ, используют в качестве начального звена спонтанные пережи­вания дКВ, возникающие в двух ситуациях - при попытках исполь­зования для восприятия периферийных частей поля зрения, для которых характерны восприятия именно фонового типа, и при по­пытках сосредоточения внимания на 5-9 объектах одновременно, ведущих к возникновению кратковременных интервалов дКВ. Этим определяются формы упражнений, направленных на обретение ус­тойчивых навыков дКВ.

В учебных целях используются поля с различной степенью ви­зуальной организации, способствующие появлению перцептивных сил, ведущих к формированию гештальтов. Поля ранжируются в зависимости от выраженности этих сил. Упражнения начинаются с равномерного распределения внимания по периферии поля зрения, что создает инерцию процессов дКВ, которые должны захватывать все поле зрения, в том числе и его центральную часть. Поскольку начинающие операторы, как правило, не располагают опытом дКВ, инструкция типа «Распределить внимание по периферии поля зре­ния» может остаться невыполненной. Состояния, близкие к дКВ, провоцируются обычно попыткой сосредоточить внимание одно­временно на четырех точках периферии поля зрения - сверху, сни­зу справа и слева. Когда это происходит, зона внимания спонтанно распространяется на всю периферию и требуется лишь дополни­тельное волевое усилие, чтобы распространить его на центральные области.

Субъективные критерии успешности дКВ обратны таковым при КВ. Обычно это длительность удержания поля зрения от формиро­вания в нем фигур-гештальтов. Длительность сохранения дКВ об­ратна степени организации визуального поля. При правильном вы­полнении дКВ, когда визуальное поле трансформируется в одно­родный фон на длительное время, у операторов часто возникает специфическое переживание, напоминающее медитативные со­стояния сознания. При возникновении этого состояния дКВ под­держивается без волевых усилий в течение значимого интервала времени - до нескольких десятков минут.

Объективную оценку степени дКВ произвести труднее, чем KB, поскольку в профессиональной и бытовой среде задачи, требующие таких состояний, редки. Критерием здесь является повышение эф­фективности выполнения заданий, требующих высоких характери­стик распределяемости внимания. Примером могут служить задачи, возникающие в ходе изучения техники быстрого (панорамного) чтения, где используется техника, близкая к деконцентративной.

В качестве ведущего упражнения, позволяющего одновремен­но развивать навыки дКВ, субъективно прослеживать феномены, сопровождающие углубление дКВ, и получать оценку степени дКВ, нами использовалась модифицированная процедура просчета двух­цветной числовой таблицы по методике Шульте-Горбова, разрабо­танной в свое время для нужд авиакосмической медицины (рис.5 -см. цв. вклейку).

Обучаемым предъявляется числовая таблица из 49 ячеек, за­полненная в случайном порядке красными числами от 1 до 25 и черными от 1 до 24. Затем им предлагается произвести параллель­ный просчет одновременно двух последовательностей: красных - в порядке возрастания от 1 до 25 и черных - в порядке убывания от 24 до 1, попеременно показывая места нахождения чисел красной и черной последовательностей, В обычных условиях скорость просче­та для данного обучаемого является постоянной величиной, с тру­дом поддающейся тренировке.

При использовании этого упражнения для формирования дКВ оператор вначале равномерно распределяет внимание по всей таб­лице, начиная с ее периферии, постепенно охватывая ее целиком и подавляя спонтанное появление отдельных чисел из общего фона. С точки зрения оператора, дКВ проходит две фазы: в течение первой исчезают цветовые различия, а в течение второй числа перестают различаться как раздельные, превращаясь в однородный фон, со­ставленный из их фрагментов. После того как таблица начинает стабильно восприниматься в виде чистого фона, задание произве­сти просчет чисел выполняется иначе, чем в обычном состоянии, когда испытуемый производит поиск чисел, перемещая фокус взора и привязанный к нему локус внимания по всему полю таблицы и выискивая нужное число.

В том случае, если дКВ достигнута, взор стабилизируется. Пе­ремещение взора в начальной стадии, как правило (за исключением специальных приемов), запрещено, поскольку разрушает дКВ. При стабилизированном взоре таблица воспринимается одновременно во всех своих элементах, и при выполнении задания происходит не поиск с перебором чисел, а непосредственное выделение числа из общего фона.

Этот момент чрезвычайно важен для последующей работы и развития на базе дКВ новых психотехник. Здесь оператор впервые сталкивается с парадоксальным феноменом восприятия без осозна­ния (как частного случая знания-без-осознания) и спонтанного пе­ревода восприятия в осознанную форму. На самом деле, оператор знает, где находится искомое число, но не видит его, и, вместе с тем, знание о его расположении провоцирует его восприятие, т.е. выделение числа в качестве отдельной фигуры из общего однород­ного фона. Процедура растворения фигуры в фоне и последующее ее (в идентичном или трансформированном виде) выделение из фона представляет собой начальное звено формирования фонового мышления (см. гл. 3).

Помимо важного и необычного опыта, оператор сталкивается и с прагматическими аспектами использования дКВ, Работа по поиску чисел (а шире - по поиску нужной информации в условиях помех) становится гораздо более эффективной. При этом на начальных этапах тренировки скорость просчета снижается, но затем резко повышается. В наших экспериментах наблюдалось увеличение ско­рости просчета в среднем на 38% (средние данные по выборке из ста испытуемых) с эксцессами увеличения скорости в 2, 4 раза (рис.6 -см. цв. вклейку).

Следует отметить, что результаты весьма вариативны, в зависи­мости от профессионального состава контингента испытуемых, их мотивации и выбранного методического варианта.

Более сложный, но и более показательный вариант того же уп­ражнения осуществляется с помощью четырехцветной 100-клеточ-ной таблицы (10x10), специально разработанной для этих целей. Здесь производится одновременный просчет четырех последова­тельностей (возрастающей, убывающей, сходящейся и расходящей­ся). Без специальной тренировки это задание крайне редко удается довести до конца, в то время как при дКВ оно выполняется боль­шинством испытуемых (65-70%) с высокой скоростью.

Если для организатора процедуры важна динамика скорости просчета таблиц, то для оператора главным итогом упражнений по дКВ является особый субъективный опыт деконцентрации при со­хранении высокого уровня бодрствования. Это та исходная точка, от которой начинается построение всей дальнейшей работы с дКВ.

После того как KB и дКВ отработаны в раздельных упражнени­ях, обучаемые начинают сочетать их для построения более сложных конструкций внимания. От KB дальнейшая линия упражнений ведет к формированию, удержанию и преобразованию визуальных эйде­тических образов. На основе работы с дКВ формируются навыки восприятия значимых колебаний фона, обычно не осознаваемых неподготовленным оператором. Взаимопереходы КВ-дКВ являются базой для развития рефлексии, а формирование сложных сочетаний KB и дКВ в пределах заданного поля восприятия становятся осно­вой для управления «сгущениями» семантической энергии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал