Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деконцентрация движений
Обычно наши движения представляют собой связные целостные двигательные паттерны и расчленение их на множество не связанных друг с другом элементов ведет к формированию столь же богатого новыми возможностями хаоса, как и перцептивная дКВ. Движения, производимые человеком, могут стать предметом дКВ трояким образом. Во-первых, сложноорганизованное во времени движение может быть расчленено на не связанные между собой элементарные движения. Этот вид дКВ сводится к переносу на пространство движений принципов аудио-дКВ и последующему применению принципа калейдоскопа (см. разд. 6.2) к последовательности движений. Движения начинают объединяться только тонким срезом времени, в который они попали. Элементарное движение той или иной части тела, которое попало в следующий срез, уже никак не проистекает из предыдущего. Таким образом, дКВ разрушает двигательные стереотипы и дает возможность построить новую, развернутую во времени конфигурацию, не прибегая к длительным тренировкам, направленным на формирование нового стереотипа. Во-вторых, дКВ позволяет разделить одновременные, но выполняемые разными частями тела движения, разрушая связи между ними. Представление о сложности такого действия можно получить, повторяя вначале сложные движения (например, танцевальные) партнера, а затем, пытаясь воспроизвести движения разных частей тела двух-трех партнеров, выполняющих различные движения. В сложном движении, выполняемом одним человеком, единичные движения увязаны между собой в единый паттерн. Движения, выхваченные из различных паттернов, не составляют целостности, и потому попытка их одновременного выполнения лишь дезорганизует движение в целом. Перцептивная дКВ, включающая в себя и партнеров, чьи движения имитируются, разрушает и собственный, и имитируемые паттерны. Новая совокупность движений порождает новый кинестетический фон, который берет на себя функции управляющего фактора. В-третьих, наконец, дКВ можно произвести по полю возможных движений. Это наиболее сложная форма активной дКВ. Представление о ней можно получить, опираясь на опыт описанной в гл. 5 дКВ, включающей в себя все возможные гештальты одного и того же перцептивного поля, т.е. дКВ, формирующей тотальное внимание. ДКВ по полю возможных движений разрушает не отдельные стереотипы, а стереотип как таковой, создавая свободное неорганизованное пространство движений, в котором можно выстроить любую сложную комбинацию движений, не прибегая к специальному разучиванию. Разрушая привычные связности, дКВ движений порождает возможность формирования совершенно новых паттернов движений, как адекватно отражающих состояние окружающей среды, так и совершенно с ней не связанных. Для того чтобы представить их практическое использование, достаточно напомнить примеры из текстов наставников дзен, приведенные в разд. 2.13. 4.3. Деконцентрация интеллектуальной деятельности Опыт дКВ по всему объему возможных движений можно перенести и на сложно организованную деятельность. Одновременное выполнение нескольких работ связано с тотальной дКВ по всем полям восприятия. Внимание может быть одновременно направлено на несколько мыслительных потоков, продуцирование образов, восприятие информации по разным каналам и т.д. Но для успешного решения этой задачи мерность психического пространства должна быть увеличена по сравнению с обычной. Так, мыслительные цепочки, идущие в разных направлениях, должны восприниматься как занимающие различные области психического пространства, но это означает переход от одномерного линейного процесса к двумерному, трехмерному и т.д. Построив и стабилизировав подобное пространство, можно инициировать в нем одновременно протекающие, но разнонаправленные процессы. Но тогда и сам результат подобного процесса приобретает качество многомерности, подобно тому, как между двумя точками возникает линия, а между тремя - плоскость. Возникают не точечные, а объемные и многомерные смыслы. Между различными мыслительными и имагинитивными цепочками возникают неявные связи, позволяющие получать заранее не предусмотренные новые продукты. Приемы формирования многомерных интеллектуальных процессов во многом схожи с приемами формирования дКВ-движений. Одновременные мыслительные акты, принадлежащие разным мыслительным цепочкам, могут быть связаны между собой не последовательностью оснований и выводов, а тем временным срезом, в который они попадают. Если формирование такого многомерного процесса рассматривается как условная учебная задача, мы получаем не более чем занимательный интеллектуальный аналог калейдоскопа. Но если этот процесс применен к реальному объекту, мы можем получить как результат одновременное описание или одновременный анализ различных, в том числе и не связанных между собой или взаимоисключающих аспектов объекта. В этом случае мы фактически создаем способ описания явления, названного К.Г.Юнгом акаузальной синхронистической зависимостью, т.е. явной взаимозависимостью явлений, не связанных между собой никакими причинно-следственными отношениями, но объединенных моментом времени, в котором они состоялись. Если такие различные мыслительные цепочки нормируются по числу отдельных актов, то отдельные временные срезы позволяют выделить взаимосвязь и взаимосоответствие различных аспектов существования описываемого или анализируемого объекта, выявляемых в ходе исследовательских процедур, базирующихся на обычном каузальном подходе. Аналогичным образом выстраивается многомерное мышление, направленное не на один объект, а на совокупность различных объектов и явлений, не связанных между собой явным образом. Результатом становится способ описания и инструмент анализа синхронизмов. Иной прием - перенос внимания на фон, объединяющий одновременные, но принадлежащие различным цепочкам акты. Такой фон концентрирует в себе семантические энергии в противовес синтаксису формальных актов. Фон становится источником движения многомерного мыслительного процесса. В результате мы получаем описанное выше фоновое мышление. И наконец, одновременный анализ реальных и возможных траекторий развития различных ситуаций. Отслеживание всего объема актуализированного и возможного дает хорошую основу для по-1 строения аналитических континуумов, способных заменить заведомо неполный перечень сценариев возможных событий. В этом случае можно говорить о многомерных интеллектуальных процессах как основе деконцентративной аналитики (см. в разд. 3.9 о фоновой аналитике).
|