Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деконцентративное мышление






Переход к фоновому мышлению становится понятным, если ра­зобрать самостоятельный и самодостаточный феномен деконцентративного мышления, которое по отношению к линейно-дискретному и фоновому мышлению может рассматриваться как промежуточный феномен, в котором сохранены особенности и дис­кретного, и фонового мышления.

Деконцентративное мышление соотносится с линейно-дискрет­ным так же, как деконцентративное восприятие объекта соотносится с последовательным концентративным его изучением по отдельным частям или признакам. Последовательное восприятие предпо­лагает переход от одной части зрительного поля, выделяемого как фигура, к следующей. Деконцентративное - одновременное вос­приятие всех частей с возможностью практически мгновенного вы­деления из поля зрения заданной фигуры. При фоновом воспри­ятии мы в состоянии выделить не только те фигуры, которые акту­ально присутствовали в восприятии до начала деконцентративного процесса, но и те, которые содержались в поле восприятия лишь потенциально.

Линейно-дискретное мышление может быть представлено как цепочка последовательных преобразований неких исходных струк­тур в иные посредством применения к ним определенных фиксиро­ванных правил этих преобразований. Заметим при этом, что, как показал в своих работах Г.Смирнов, неэксплицируемой базой для линейно-дискретного мыслительного процесса являются опреде­ленные объекты, которые могут трактоваться как единый объект-связь. В нашей трактовке фон и является таким объектом-связью.

Для того чтобы линейно-дискретное мышление осуществилось, необходим начальный перечень исходных объектов и правил их преобразования, на основе которых и строится цепочка, ведущая к конечному результату-выводу.

Деконцентративное мышление предполагает одновременную фиксацию исходных суждений и всех используемых правил и мгно­венное преобразование всей конфигурации в конечный вывод. Деконцентративный мыслительный акт распадается при этом на четы­ре фазы:

экспозиция - акт начальной дКВ по всем исходным структурам

(суждениям и правилам);

деэкспликация - растворение в фоне дискретных правил;

■ преобразование дискретных суждений в соответствии с деэксплицированными правилами - теперь преобразования производятся не в соответствии с набором правил, а в соответствии с единственным правилом-фоном и должны содержать элементы, связывающие суждения с этим единственным «правилом»;

■ преобразование исходной ситуации в конечный вывод.

Рассмотрим работу деконцентративного мышления на примере решения логических задач. Группе испытуемых, овладевших прие­мами деконцентрации и сумевших перенести эти приемы на область мышления, предлагалась простая задача, заимствованная из книги Рэймонда М. Смаллиана «Принцесса или тигр»1.

8 трех комнатах помещены принцесса и два тигра, причем в каждой может находиться либо принцесса, либо один из тигров. На двери каждой комнаты висит табличка с надписью. Надпись на две­ри в комнату принцессы - правда. Из двух других надписей - на дверях, за которыми находятся тигры, - по меньшей мере одна яв­ляется неверной. Таблички на дверях гласят следующее; 1-я комна­та - «Тигр сидит во 2-й комнате»; 2-я комната - «Тигр сидит в этой комнате»; 3-я комната - «Тигр сидит в 1-й комнате». Нужно узнать, где находится принцесса.

Здесь исходными утверждениями являются надписи на таблич­ках. Эксплицированные правила:

«На табличке на двери в комнату принцессы написана правда».

■ «Из двух других надписей по меньшей мере одна неверна».
Последовательность линейно-дискретных суждений:

1. «Поскольку табличка на дверях комнаты, где находится принцесса говорит нам правду, то, значит, принцесса никак не может оказаться в ком­нате 2».

2.«Если бы она находилась в комнате 3, то все три исходные утверждения были бы истинными, что противоречило бы условиям задачи, согласно которым, по крайней мере, одно из трех приведен­ных утверждений должно быть ложным».

3. «Следовательно, принцесса находится в комнате 1».

Приведем теперь типичный самоотчет о решении задачи с ис­пользованием деконцентративных мыслительных актов (речь идет не о логике, а о внутренней феноменологии деконцентративного мышления,);

«Внимание распределилось по всем трем утверждениям, и они одновременно удерживаются в поле внимания с их значениями.

Эксплицированные правила растворяются в фоне, и фон при­обретает определенное качество, соответствующее совокупности правил, а вся система утверждений входит в определенное состояние.

Истинность или ложность утверждения кодируется состоянием локального фона, из которого выделен текст табличек: ярким све­чением таблички при истинности надписи на ней, серым цветом -при ложности, а красным - искомая принцесса.

Свечения табличек накладываются друг на друга одновременно во всех возможных сочетаниях. Ощущение внутреннего дискомфор­та.

Внезапно выделяется только один набор свечений, восприни­маемый как комфортный, противоречивые свечения устраняются и устанавливается стабильная картинка: светятся (являются истин­ными) 1-я и 2-я таблички, при этом 1-я табличка светится еще и красным светом».

Сами описания акта результирующего деконцентративного мышления достаточно вариативны - от конкретных образов до весьма туманных метафорических описаний. Общим ключевым мо­ментом описаний является облегчение от заключительного преоб­разования картинки и уверенность в истинности возникшего реше­ния. Встает вопрос о гарантиях истинности полученного таким пу­тем решения.

Строго говоря, истинность суждения проверяется не соответ­ствием реальности, а соответствием правилам вывода. И в случае деконцентративного мышления истинность должна заключаться в соединении проверяемого соответствия правилам и субъективного усмотрения истинности решения. Правильность решения подтвер­ждается тем же непосредственно переживаемым чувством истинно­сти решения, что и после совершения линейно-дискретных актов, и оно не более иррационально. Вопрос лишь в признании легитимно­сти тех или иных непосредственных усмотрений. Если фон пред­ставлен в языке в той же мере, что и дифференцированные дис­кретные структуры, то апелляция к фоновым усмотрениям столь же справедлива, как и к прямым усмотрениям соответствия выводов базовым законам логики. Но для того чтобы прямые фоновые ус­мотрения были приняты в качестве столь же легитимных, что и пря­мые дискретные усмотрения, необходимо в логический аппарат вве­сти соответствующие корреляты.

Из конкретных самоотчетов следует извлечь некоторое общее правило совершения деконцентративных мыслительных актов. Это правило с неизбежностью эмпирично, поскольку деконцентративная логика не обзавелась еще собственным формализованным ап­паратом, вместе с тем, это правило абстрактно и получает конкрет­ное наполнение (вроде приведенного выше) в зависимости от ин­дивидуальных особенностей оператора. В общем виде оно звучит следующим образом:

1. На плоском поле выстраиваются посылки и одновременно фиксируются в сознании тексты и их содержания (предварительная ДКВ).

2. Между посылками устанавливаются статичные отношения, переживаемые как напряжения в семантическом поле.

3. Напряжения переводятся в фон, и фон фиксируется вниманием по критерию напряженности. Формируется параллельное имагинативное пустое поле, ли­шенное напряжений, которое фиксируется вниманием наряду с предыдущим полем (расширение дКВ).

4. Между полями формируется соединяющая их линия, и в со­стоянии дКВ фиксируется перепад напряжения от первой конфигурации до нуля.

5. Применяется принцип калейдоскопа: формально-семанти­ческая конфигурация преобразуется в новую по линии снятия на­пряжения.

6. Новая конфигурация в имагинативном поле представляет собой решение задачи.

Понятно, что приведенное правило не является логическим. Это предписание оператору, совершающему акт дКВ-мышления.

С точки зрения деконцентративного мышления, любая задача есть частично эксплицированная ситуация, части которой растворе­ны в фоне. В обычной логике ставится задача по «всплывшим» из фона частям ситуации восстановить ее целиком, используя набор дискретных операций. Задача деконцентративной логики - извлечь из фона всю ситуацию целиком и единомоментно.

Здесь деконцентративная логика по отношению к обычной де­лает шаг назад. Если обычная логика создает тенет, описывающий текст, и решает задачу в дубликате текста, делая вывод относи­тельно исходного текста же, то дКВ-логика возвращается от описа­ния текста к исходному тексту. Остается сделать шаг от текста, опи­сывающего реальность, к самой реальности. Этот шаг делает фоно­вое мышление, которое, если и не преодолевает изображение ре­альности, то преодолевает фильтр, отсекающий фоновые составляющие изображения, и приближается к реальности в еще большей степени.

Мы прикасаемся к неявному пафосу дКВ. ДКВ есть начальное средство организации контрпроцесса а двух контекстах: в контексте обращения основного организмического процесса (см. «Введение в психонетику») и в контексте преодоления изображения. Эта тема -преодоление изображения - постепенно становится доминирующей в современном интеллектуальном поиске. Доминирующей не в смысле ее распространенности, а в смысле важности. Эта тема - главная доминанта произведений Кастанеды. Примечательно, чтоначальная психотехника, описываемая им как введение в его фило­софское поле, имеет много общего с представленной нами техникой дКВ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал