Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деконцентрация и преодоление постмодернистской ментальности






ДКВ, как и любая иная психотехника (и, шире, любая техноло­гия и любой технологический прием), обладает определенным сим­волическим значением. Будучи в каком-то смысле техникой противо­естественной, т.е. направленной против хода естественных психологи­ческих процессов, она потенциально содержит в себе и противоес­тественную задачу человека - управление организмическими про­цессами и организацию контрпроцесса.

Думается, что идея деконцентрации и ее психотехническое оформление не случайно возникли в период господства постмодер­низма а искусстве, философии и науковедении. Еще О.Шпенглер отмечал странные соответствия в строении музыки, математики, философии и политической практики, характерные для определен­ной эпохи. Признание факта таких глобальных соответствий приве­ло к появлению понятия ментальное.

Плоскостная дКВ иллюстрирует на уровне элементарных пси­хотехник ментальность постмодернизма. В самом деле, подобно тому как для постмодернистской установки все культурные формы и смыслы принципиально равны по своей ценности, независимо от исторической удаленности, культурного происхождения и стоящей за данной культурной формой степени духовной напряженности, для плоскостной дКВ принципиально равны и не обладают никаким преимуществом отдельные чувственные фрагменты поля воспри­ятия, независимо от их пространственной удаленности, принадлеж­ности тому или иному предмету или процессу. Постмодернизм - это плоскостная деконцентрация на истории культуры.

Однако техника дКВ содержит в себе и возможность преодоле­ния постмодернистской ментальности. Всего лишь один элемент техники дКВ - введение в качестве элемента поля восприятия третьего пространственного измерения, глубины - обращает пло­скостную дКВ в объемную, что порождает новую, фиксируемую соз­нанием, характеристику объекта - расстояние до него. Место субъ­екта в пространстве теряет свою исключительность: плоскостная дКВ превращает его в одно из прочих однородных и равноценных наряду с другими явлениями мест.

Объемная дКВ символизирует нечто, прямо противоположно постмодернизму, это уже «антипостмодернизм». Объемная дКВ позволяет войти в мир реально существующих предметов, сохранив их истинные пропорции и градации. Но при этом преодолевается ил­люзорная центральность положения данного, этого, субъекта в ми­ре, символизируемая системой прямой перспективы. Переживания объемной дКВ сродни, скорее, системе перспективы древней китай­ской живописи. Китайские пейзажи с их одновременным присутст­вием в картине разнесенных на огромные расстояния частей ланд­шафта - гор и лесов - напоминают то восприятие мира, которое остается после опыта глубокой объемной дКВ.

Таким образом, объемная дКВ возвращает плоским следам и отпечаткам культуры статус культурного явления. Крайний отход изображения от реальности, составляющий сущность постмодер­низма, сменяется движением изображения в направлении воссо­единения с реальностью. Так появляется проект культурного контрпроцесса.

Если плоскостная аудиодеконцентрация разрушает связи во времени, то объемная дКВ, перенесенная на разворачивающийся во времени процесс, позволяет сохранить актуальными как начальную, так и конечную точки этого процесса. Тем самым появляется воз­можность формирования особого объемного сознания, преодоле­вающего направленность ООП (в том числе и в культуре) не путем возврата к какому-нибудь предыдущему состоянию или даже исход­ной точке, а путем удержания в одном сознании и высокоэнтропий­ных, высокоэнергетичных, и концентрированно-смысловых началь­ных фаз, и высокодифференцированных, и богатых формальными проявлениями конечных точек процесса. Преодолевается главное противоречие традиционализма - акцент на одном временном сре­зе. Объемное сознание нейтрализует диктат времени. Прошлое и его смыслы становятся актуальными и существующими здесь и сей­час.

Объединение объемной пространственной и объемной времен­ной дКВ, дКВ-синтез - объемное сознание - создает основу и для осознания Космоса и своего положения в нем как реальности, а не иллюзии, отражающей специфику аппарата восприятия, и для осоз­нания ограничений Космоса, и для принятия факта невидимых ре­альностей за его пределами.

Введение в такой дКВ-синтез невидимых областей восприятия завершает построение своего рода перцептивного языка, наглядно задающего метафизический контекст и основные составляющие Мира. В самом деле, объемная дКВ представляет нам актуально со­существующими предметы в их истинной пропорции в виде пер­цептивных гештальтов; всеобщую связь, объединяющую Мир в еди­ное целое - фон как самостоятельную единицу восприятия, знак и проекцию materia prima; и небытие, спроецированное на наш пер­цептивный опыт как поле за пределами восприятия - место, где нет ничего.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал