Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип калейдоскопа как реабилитация редукционизма
Калейдоскоп является эстетическим оправданием множественного и механического подходов. Эстетическим оправданием, в котором просматривается грядущая реабилитация редукционизма. Современный антиредукционистский крен представляется оправданным, и возникает иллюзия, что редукционистский и механистический период в развитии науки представлял ее примитивную и недоразвитую стадию, да и вообще был возможен лишь благодаря спеифической дефективности исследователей. Однако редукционизм возник тогда, когда организованное знание включало в себя и символические, и холистические моменты. Коперник еще мыслил холи-стически и символически, а Галилей уже использовал редукционистский подход. Если бы редукционистский принцип означал только деградацию знания, по сравнению со знанием Средних веков и Ренессанса, то трудно было бы представить себе, как в рамках деградации могла бы возникнуть современная организмическая парадигма, захватывающая и физику, и биологию, и психологию, и культурологию. Редукционистская процедура, подобно калейдоскопу или кинематографической ленте, расчленяет непрерывный процесс на ряд статичных картинок, умерщвляя процесс. От каждой отдельной картинки возможны произвольные движения в разные стороны, а не только в ту, которая была предопределена живой целостностью процесса. А дальше естественным становится перенос процедуры умерщвления и последующего расширения возможностей не только на темпоральные, но на пространственные целостности. Живой организм расчленяется на отдельные части исследовательской процедурой, умерщвляется, собирается заново и начинает использоваться подобно тому, как умерщвляется, восстанавливается и начинает эксплуатироваться человек, превращенный в зомби в ходе, магических африканских ритуалов. Тем самым редукционизм начинает использовать силы смерти для получения новых реальностей. Эти реальности лишены жизни и лишь имитируют ее в своих механических подобиях организмов и их частей, но взамен получают разнообразие, не достижимое при использовании одних лишь сил жизни. Сделать подконтрольной смерть - в этом пафос редукционизма, который становится понятным при введении принципа калейдоскопа. Заключение Мы рассмотрели различные применения техники деконцентрации и возможные направления дальнейшей разработки. Вкратце подытожим достигнутые нами результаты. ДКВ является инструментом формирования и разрушения целостностей. ДКВ позволяет вычленять перцептивный фон в качестве самостоятельной единицы. Отсюда следуют направления, связанные с формированием новых процедур мышления, и возможности отражения этих процедур е логике, а также разработка методов выявления слабых и скрытых признаков. ДКВ позволяет формировать новые целостности из разрозненных фрагментов, используя фон в качестве объекта-связи. Тем самым дКВ становится одним из основных психотехнических инструментов психонетики. ДКВ позволяет расчленять целостности на отдельные, не зависимые друг от друга фрагменты. Отражающий эту технику принцип калейдоскопа реабилитирует редукционистский подход и находит ему достойное место среди других подходов. Представляя собой не последовательный перебор элементов, а их одновременное восприятие, дКВ позволяет непосредственно, а не аналитически выявлять синхронизмы, создавая тем самым основы для описания акаузальных синхронистических зависимостей. Одним из видимых использований этого может стать специфическая акаузальная аналитика. ДКВ является основой разработки проблематики фонового мышления. Разработка дКВ позволяет конструктивно поставить задачу формирования объемного сознания. ДКВ имеет свои проекции и на культурную сферу, пресекая постмодернистские претензии на некую итоговую глобальность. Таким образом, дКВ - не только частный психотехнический прием, но и основа отдельной психотехнологической линии. 1. См. работы Гримака “Резервы человеческой психики”, М., Изд-во полит.лит., 1987, и “Моделирование состояний человека в гипнозе”, М., 1978.
2. В.И.Белопольский. О механизмах стабильности видимого мира при ограничении поля зрения. В сб. «Движение глаз и зрительное восприятие» под ред. Б.Ф.Ломова, М., «Наука», 1978.
3. Gibson J.J. The perception of visual world. N.Y., 1950.
4. Held R. Exposure-history as a factor in maintaining stability of perception and coordination. J. Ntrv. And Mental Disease, 1961, v.132, p.26 – 32.
5. В. А. Шевченко. Универсальный природный цикл. Киев, «Вища школа», 1992.
Приложение Д.О. Бондаренко Образы калейдоскопа История умалчивает, побочным ли продуктом какого-то исследования или сознательным актом ученого стало изобретение в начале XIX века калейдоскопа. Лаконичную оценку этого явления приводим, согласно статье «Большой советской энциклопедии»: «Калейдоскоп (греч., kalos - красивый, eidos - вид, skopeo - смотрю)....Изобретен Д. Брюстером в 1817 г., впоследствии стал детской игрушкой» [1]. Столь же немногословен и «Толковый словарь русского языка»: «1. Оптический прибор - трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры. 2. Быстрая смена разнообразных явлений». Калейдоскоп состоит из следующих составных частей: три зеркальные полосы, образующие равносторонний треугольник соприкосновением своих длинных сторон, закрытые с торцов: окуляром и камерой, заполненной набором разноцветного стекла. Вся конструкция одета в кожух. Причина, по которой калейдоскоп привлек к себе внимание сначала европейцев, а потом, по мере распространения, и остального мира, - причудливые цветные картинки, сменяющие друг друга. Однако собственно картинок, по крайней мере, тех симметричных (для народов Европы) цветных фигур, вписанных в правильный шестигранник, которые мы привыкли наблюдать, - нет. Они не содержатся существенным образом в калейдоскопе и возникают как оптическая иллюзия в результате последовательных отражений светового потока, прошедшего через цветное стекло камеры (здесь сознательно обойдены формулировки окрашенного света, участок спектра и т.д.), в пространстве, образованном его зеркальными поверхностями (рис.1 Приложения - см. цв. вклейку). 'Предметом настоящей работы являются умные фигуры калейдоскопа: очевидные - исходный треугольник и некая центральная фигура, определенность которой придает сознание зрителя; менее очевидные - фон, явление которого обязательно должно предшествовать формированию окончательного образа. Исходный треугольник - онтологически первая сущность меха нической перспективы калейдоскопа, статус фона - ниже, так как он результат отражений исходного треугольника и частично принадлежит как устройству самого калейдоскопа, механическим порождением которого является, так и сознанию зрителя. Существенно ниже в этой перспективе онтологический статус центральной фигуры - она целиком является принадлежностью сознания. Однако зритель в своей оценке склонен выстроить иную иерархию отношений. В силу того, что центральная фигура - наиболее осознанный объект поля зрения, по отношению к которому осуществляется геометрическая и цветовая организация изображения с осознанием его ценностной значимости, т.е. ряд высоко дифференцированных процедур эстетической оценки и аналитического изучения, сознание выделяет эту фигуру как наиболее значительную. Фон не определен, не осознан и не является формой. Отсутствие формальных признаков и невозможность применить по отношению к нему привычные инструменты делает фон «невидимым» для повседневного сознания, а описание фоновых объектов делается, следуя сказочной традиции описания безобразных картин потустороннего царства в терминах посюстороннего сознания. Это не означает, что мы склонны отождествлять представления о фоне и тридевятом царстве, однако и потенциальные фигуры фона, и обитатели тридевятого царства равно не определены в культуре. Об исходном треугольнике мы впервые узнаем, разобрав калейдоскоп. Узнаем и сразу теряем интерес к бессмысленному набору стекла на дне камеры (рис.2 Приложения - см. цв. вклейку). Признавая, что он (исходный треугольник) есть, мы собираем калейдоскоп и избегаем в дальнейшем повторять эту процедуру. Разумеется, наибольшей онтологической ценностью в перспективе калейдоскопа обладает исходный треугольник, а в перспективе восприятия (выбора) оценки - центральная фигура. Исходный треугольник и его преобразования в зеркальном пространстве калейдоскопа, отраженные в сознании, претерпевают уравнивание их онтологического статуса до формирования однородного фона. Фон, в свою очередь, становится объектом интерпретации, формирующие факторы которой имеют в своей основе либо техническое задание, в этом случае мы можем говорить об интерпретации осознанной и целенаправленной, либо фундаментальные ценностные представления, причем представления не только глубоко индивидуальные, присущие конкретному сознанию, но и значимые для культуры в целом. Так что выделенная фигура становится фигурой культуры. Степень концентрации и безусловная «ценность» выделенного из фона окончательного изображения будут тем более «очевидными», чем менее осознанным будет основание выбора, хотя в рамках этого рассуждения равноценным будет любой выбор и интерпретация. Как правило, таким изображением становится центральная, находящаяся на главной оси зрения и образованная вокруг геометрического центра фигура, вписанная в шестигранник. Эффект «геометрического центра» сформирован не только равноудаленностью от него точек изображения, но и тремя силовыми линиями центральной фигуры, рассекающими ее на шесть равносторонних треугольников. Дальнейшее описание центральной фигуры выделит в ней истинный треугольник и пять его зеркальных отражений, истинный и мнимый центры. Необходимо уточнить, что истинный треугольник - фигура, полученная при созерцании изображения, а об исходном треугольнике «мы узнаем, впервые разобрав калейдоскоп». Мнимый центр - центр чувственный, очевидный, гипнотический. Попасть под «обаяние» этого центра, означает - самому стать частью окончательной фигуры созерцания (рис.3 Приложения - см. цв. вклейку). Второй центр - центр истинного треугольника, будучи реальной осью превращений, является - истинным, умным центром фигуры (рис.4 Приложения - см. цв. вклейку). Фигура истинного треугольника (рис.5 Приложения - см. цв. вклейку) - простая, неделимая, с присущей архетипу двойственностью, отраженной в инобытии на организованную фигуру и безобразный фон, космос и хаос, в сознании - на осознанное и неосознанное. Не будучи ценностным для сознания, ускользающим от внимания изображением, она придает ценность и смысл другим фигурам, центральной фигуре - прообразу - и последующим фигурам отражения как образам. Центральная фигура (рис.6 Приложения - см. цв. вклейку) как первое ценностное, а следовательно, единое для сознания изображение, будучи внутренне разнородной, является, в отличие от треугольника, фигурой сложной. Если архетип как реальность более высокого порядка содержит еще «не развернутые» для сознания смыслы, то в этом изображении они впервые реализованы и явлены. Кроме того, в отличие от последующих отражений, центральная фигура причастна к исходному треугольнику по существу, поскольку существенно содержит его как один из элементов. Будучи первой ценностной явленной формой, она становится прообразом для последующих фигур, которые при совпадении формальных признаков (образ - прообраз) отличаются от первой тем, что содержат истинный треугольник не по существу (рис.7 Приложения -см. цв. вклейку), но лишь как отражение, по причастию. Если обратиться к языку Церкви, возможно указать и еще на одно отличие, а именно: ясность и просветленность прообраза по отношению к образам, качество, которое в случае с калейдоскопом наглядно явлено чувственному оку (рис.8 Приложения - см. ца. вклейку). В церковном языке становится возможным и раскрытие значения Выбора, в частности выделенного из фона изображения. Выбора не как механического, но как осознанного и произвольного действия, т.е. проистекающего из Воли, и иллюзии Выбора, управляющий центр которой погружен в фон, контекст, неосознаваемое: «Равнозначные в принципе варианты никогда не бывают равноценными фактически» [2]. Сущности калейдоскопа приобретают образ, ценностную значимость и сообщают свой смысл в среде воплощения, ограничения и оформления. Такую среду назовем средой проявления. Отнесем к ее характерным особенностям: 1. Принцип проявления ( калейдоскоп, изготовленный с использованием четырех зеркал, при сравнении с 3-зеркальным наглядно 2. Первичную материю среды. Причем принцип проявления от вечает за ограничение, а материя среды - за воплощение. Как наиболее общий критерий отличия сред укажем на представление о степени дифференцированности среды, от менее - к более специализированным средам проявления. Будучи «иным» по отношению к проявляемой сущности, бытие среды можно утверждать «лишь как принцип иного, как чистую и только смысловую возможность чего бы то ни было иного, как простую потенциальность много...» [3]. В этом смысле уместно сказать об актуальной потенциальности среды проявления. Калейдоскоп иллюстрирует отношение между явлением и сущностью, их существенное тождество и их же существенное различие. Если изъять набор стекла из камеры, то в окуляре калейдоскопа глаз не увидит ничего (конечно, «ничего» условно, условно так же, чак и философские положения, переносимые нами на калейдоскопические образы). Однако, как только в камеру помещено стекло, это ничто представляет глазу бесчисленные наборы наполненных содержанием форм, материи проявлений которых будут качественно равноценны, независимо от статуса и характера сущих проявленных в одной и той же среде. Таким образом, форма явления, его образ - есть принцип проявления среды, его материя - есть материя среды, собственно ничто. Удивительно точно в именах русского языка зафиксированы смысловые нюансы изменений - преображение, преосуществление, превращение. Если первые два имени указывают на качественный характер изменения, то превращение - на сам факт такового. Для носителя языка очевидны и представления, неразрывно связанные с превращением, - превращение всегда тотально и одновременно, оно сразу и без остатка охватывает целое. Превращение условно обратимо и условно необратимо. Условно обратимо для субъекта, когда он сам становится объектом превращения, и условно необратимо для объекта. Наблюдая превращения фигур в пространстве калейдоскопа, мы видим необратимые превращения. В волшебной сказке, дающей нам первый и наиболее значительный опыт превращений, непременное условие его обратимости - путешествие в тридевятое царство. Пространство калейдоскопических превращений - замкнутое, герметичное, т.е. пространство магическое. Таково пространство сцены, текста, реторты алхимика и т.д. «Тебе понадобится стеклянный тигель или колба... Поместив вещество в колбу, герметически закрой ее пробкой. Если останется хотя бы малейшая щелочка, весь Дух уйдет через нее и Делание не будет завершено» [4]. Нарушить герметичность калейдоскопа - означает испытать разочарование в собственном значении этого слова (рис.9 Приложения - см. цв. вклейку). Двусмысленность такого действия заключается, с одной стороны, в разрушении иллюзии калейдоскопа, а с другой – ставит под сомнение ценность культурных форм.
|