Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объемное мышление
Продуктом линейного мышления в отношении того или иного предмета является совокупность отдельных аспектов, выделенных посредством аналитических процедур, установление пространственных, временных, причинно-следственных и иерархических отношений между ними и последующая реконструкция предмета с неизбежной потерей иных аспектов - невыявленных, скрытых, потенциальных или противоречащих процедуре реконструкции. Продукт же объемного мышления - предмет как таковой, предмет как тотальность с включением в него всех возможных аспектов, в том числе и противоречивых, и аспектов фона, и аспектов принципиально невидимого окружения. Простейший пример - задача на классификацию, когда имплицитно присутствуют несколько критериев классификации. Дан набор слов: «рыба», «перья», «шерсть», «бегать», " птица", «плавать», «животное», «летать» «чешуя». Нужно разделить слова на однородные классы. Возможны два типа классификации. Абстрактно-логический выделяет следующие классы: {рыба, птица, животное}; {шерсть, перья, чешуя}; {бегать, плавать, летать}; Конкретно-образный - {рыба, плавать, чешуя}; {птица, летать, перья}; {животное, бегать, шерсть}. Линейное мышление выбирает один из типов классификации. Двумерное - их совокупность. Результатом является не набор классов, а единый двумерный упорядоченный объект:
Объемное мышление преобразует двумерный объект в многомерный, включая многообразные слабые критерии, - классификация по плотности, по грамматическим категориям и т.д. В этом примере мы видим объемную мыслительную процедуру и объемный результат, который может быть понят только в состоянии объемной дКВ. Однако это лишь самый простой пример. Объемное мышление - мышление экспансивное. Если какая-либо форма мышления претендует на статус объемного, она должна включать в себя и компоненты фонового мышления, и процедуры соотнесения фигуративного и фонового мышления с невидимым. Начав с исходного пункта, оно движется одновременно по всем направлениям, наращивая все новые и новые измерения и стремительно расширяя объем рассматриваемого материала. Более сложные задачи быстро исчерпывают энергетические ресурсы психики, и процесс останавливается. Поэтому объемное мышление неизбежно включает в свой арсенал процедуры сворачивания достигнутого на каждом шаге результата в простые маломерные формы, доступные для удержания в сознании. Продуктом объемного мышления являются тотальные модели, охватывающие одновременно множество самых разных аспектов анализируемого предмета. Примеров получения продуктов объемного мышления, доступных широкому кругу потребителей, пока нет, поскольку еще не сформировалась среда людей, владеющих этим мышлением. До тех пор, пока подобные результаты будут оставаться достоянием отдельных экспериментаторов, своего рода психотехническими эксцессами, трансляция их в миры культуры и технологии будет невозможна. Лишь формирование специальных психонетических языков, позволяющих адекватно передать содержание полученных результатов, позволит ввести объемное мышление в широкий культурный, научный и технологический контекст. Разработка психотехнических приемов формирования основ объемного мышления могла бы показаться экзотической забавой, если бы не учащающееся появление работ на аналогичную тему в областях, достаточно удаленных от психотехнических разработок. Так, явным коррелятом психотехнического обеспечения объемного мышления является разработка концепции многомерной логики в работах К.И.Бахтиярова1. Двумерная (многомерная) логика является формализованной основой собственно психологического феномена двоемыслия (многомыслия). Естественно, возникает вопрос: как преобразовать логические реалии в психологические. Путь к этому намечает сам автор концепции, используя в качестве иллюстрации перцептивные феномены, в частности, образ совмещенных за счет конвергенции глазных яблок изображений белого и черного квадрата, буквально воспроизводящих выражение «блеск парадоксов» (рис.12 - см. цв. вклейку). Мы также используем прием нахождения аналога логическим фигурам в перцептивной сфере, а один из описанных выше приемов прямо связан с совмещением изображений за счет кон- или дивергенции глазных яблок. Признаком надвигающейся эпохи объемного мышления являются и современные оккультно-фантастические тексты, например работа В.Агеева и В.Лебедько, некоторые отрывки из которой приведем ниже. Авторы вводят иерархию восприятий и осознаний: Точечное восприятие: «одномоментно воспринимается как моносигнал, некоторая изолированная область пространства. Отсутствует непосредственная связь различных областей пространства». Точечное осознание: «возможность намеренного сосредоточения» какой-либо части тела, эмоции, мысли, образе и т.д. Этимсостояниям соответствует КВ. Линейное (лучевое) восприятие и осознание (соответствует локальной дКВ): установление лучевой связи нескольких пространственных объектов, связывание различных областей человеческого тела в линию (например, позвоночник), выделение линии, соединяющей два полярных эмоциональных состояния, с одновременным восприятием всех оттенков перехода, одновременное переживание всех точек мысленного ряда, всех актов единого мыслительного действия и т.д. Плоскостное восприятие и осознание: «плоскостная, послойная, «продольная» и «поперечная» связи внутри пространства, выделяющие некоторые области с общим качеством», выделение в теле ряда плоскостей, объединенных по какому-либо качеству, управление модальностью как таковой, переживание целиком какой-либо модели Мира. Объемное восприятие и осознание (аналогом является объемная дКВ и объемное мышление): «объемное восприятие комплекса пространственных объектов с организацией их целостного взаимодействия», «объемное целостное восприятие Всего во Всем», «одномоментное сосредоточение внутри всего тела», «одномоментное переживание всех возможных описаний Мира и выход за их пределы - восприятие Мира непосредственно, без описания его». 8 своей совокупности десятки публикаций, прямо или косвенно затрагивающие тему объемного мышления и, шире, объемного сознания, представляют собой настоящее техническое задание на разработку соответствующих технологий. 5. Объемное сознание Основа объемного сознания - тотальное внимание. После описанных выше процедур внимание становится тотальным, включающим в себя и обычное, и объемное, и видимое, и то, что ранее было не видимым. В этом состоянии оно утрачивает характеристики внимания как такового, превращаясь в то, что стоит за вниманием, -рефлексивную инстанцию более высокого порядка, позволяющую включить в состав наблюдаемого и сам процесс внимания. Объемность сознания не зависит от того, какие в нем протекают процессы - линейные или объемные. Объемное сознание охватывает все пространство, в котором реализовано то или иное содержание. Об объемном сознании мы можем говорить только в случае одновременного наличия противоположных полюсов шкал, характеризующих сознание как таковое. Не пытаясь дать исчерпывающий перечень таких шкал, рассмотрим некоторые из них. Объемность сознания может быть рассмотрена как реализация пространственной метафоры. Речь в данном случае идет не о полипроцессуальности сознания, когда в поле внимания одновременно находится несколько различных процессов. Полипроцессуальность - следствие применения дКВ-техники, не изменяющей одномерный характер сознания. Сознание становится объемным, когда в нем присутствуют не совместимые между собой описания одной и той же реальности. В пределах одномерного сознания одно из описаний неизбежно доминирует (как это бывает при обратимых отношениях «фигура - фон»). Объемное сознание возникает тогда, когда несовместимые описания присутствуют как равноистинные и вместе с тем принципиально не совместимые. Это совмещение несовместимого - развернутая идея двоемыслия - может быть либо редуцировано до обычных содержаний одномерного сознания путем превращения несовместимых описаний в отдельные аспекты одного объекта, либо спровоцировать скачкообразный переход одномерного сознания в объемное. Тогда несовместимые принципы описания становятся не аспектами одного объекта, а различными измерениями многомерного сознания. Совмещение несовместимого в рамках одного объемного сознания является психологической основой для формирования феномена метанультуры. Об этом проекте много говорят как о желательном, необходимом и неизбежном, имея в виду построение обширной культурной системы, включающей в себя различные существующие и существовавшие культуры в качестве частных случаев. Однако до сих пор никто не сделал ни одного шага к разработке технологического обеспечения этого проекта. Это неудивительно поскольку стилистика, ценностные ядра, картины Мира, религиозные и метафизические задачи и соответствующие им формы организации сознания различных культур оказываются зачастую несовместимыми. Попытка создания единого культурного поля, содержащего в себе формы и смыслы различного культурного происхождения, в лучшем (и крайне маловероятном) случае, привела бы к формированию еще одной культуры, рядоположной остальным, а, вероятнее всего, - к проекции всего богатого и противоречивого мира культурных форм на плоскость посткультурного постмодернистского мира, устраняющего глубинные смысловые измерения каждой из подвергшихся подобной процедуре культур. Объемное же сознание, преодолевшее ограничения индивидуальной психики, позволяет расположить в пределах одного сознания все многообразие культурных форм без потери смысловой глубины. Другой реализацией пространственной метафоры является совмещение различных состояний сознания в одном психическом пространстве. Механизмы переработки психических содержаний, характеризующие различающиеся нормальные состояния сознания - бодрствование, быстрый и медленный сон, - не совместимы ни по своему действию, ни по своему результату. Тем более не совместимыми оказываются принципы функционирования нормальных и измененных состояний сознания. Объемное сознание предполагает возможность совмещения различных работ этих несовместимых механизмов с получением сложного многомерного продукта. Началом работы в этом направлении становится разделение общего психического пространства на два и более подпространств на основе упомянутой выше техники одновременного восприятия альтернативных фигур и привязки к ним работы различных психических механизмов. Так, куб Неккера как плоская фигура может быть начальным образом, к которому применяется преобразование, характерное для сновидения, и одновременно тот же куб в качестве объемной фигуры может послужить началом цепочки преобразований под воздействием механизмов бодрствующего сознания. Подпространства единого психического пространства возникают либо результате использования техники непосредственного формирования альтернативных состояний, либо как воспроизведение воспоминаний о них (рис.13 - см. цв. вклейку). Но объемное сознание может быть рассмотрено и как расширенное во времени актуальное настоящее. Актуальное настоящее всегда обладает определенной длительностью, в течение которой существуют связные целостные процессуальные единицы, составленные из разнесенных во времени элементарных восприятий. Объемное сознание расширяет актуальное настоящее на значительные промежутки времени, превращая удаленные во времени события в одновременные. Но наиболее интересный результат объемное сознание дает при размещении в нем шкалы дифференциации, по которой движется во времени любая развивающаяся система. Эта система подчиняется вполне определенным законам: движению от исходной высокоэнтропийной недифференцированной целостности ко все более дифференцированным состояниям и в итоге к старению и смерти. Для систем, обладающих сознанием или являющихся продуктом деятельности сознания, этот закон приобретает иной вид: развивающаяся система последовательно замещает знание реальности ее изображением, представляющим не только реальность как таковую, но и ее виртуальные варианты. При этом ранние стадии развития представляются насыщенными более глубокими смыслами, большими возможностями и большей энергией, чем более поздние. С другой стороны, поздние стадии дают нам гораздо большие объем и разнообразие знаний и технологий, значительно большую техническую изощренность и жизненный опыт, нежели ранние стадии. Отсюда и противоречия между традиционалистским и прогрессистским подходами в оценке эволюции человеческих сообществ. Объемное сознание позволяет вместить в одном сознании весь континуум состояний развивающейся системы - от начального недифференцированного состояния до конечного, выявляющего все потенции системы. В качестве такой развивающейся системы могут выступать различные культурные феномены, например естественные языки, преодолевая тем самым деградационные аспекты развития. Такой же системой может стать и психика субъекта, сформировавшего объемное сознание.
|