Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федеративное устройство государстваСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 6. Политико – территориальное устройство Государства
Понятие и основные формы политико-территориального устройства Под формой политико-территориального устройства понимают национально-территориальную организацию государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов. В конституциях зарубежных стран обычно применяются термины «территория», «государственное устройство», «федерация», иногда -«территориальная организация публичной власти». Пространство, на которое распространяется власть государства, называется его территорией. Территория государства - это суша, водное пространство, воздушный столб в государственных границах. Она включает территориальные воды (обычно открытое море на расстояние 12 миль от берега), некоторые другие объекты, например корабли в открытом море. Некоторые конституции содержат положения о границах государственной территории, определяя ее по географическим понятиям широты и долготы (параллелям и меридианам), другие перечисляют различные части суши и вод, входящих в государственную территорию (например, ст. 42 Конституции Мексики). В науке обычно различают две основные формы политико-территориального устройства государства: унитарное государство и федерацию. Унитарное государство - простое государство, территория которого состоит из политико-административных или административных единиц, не обладающих какой-либо политической самостоятельностью. К числу унитарных государств относятся: Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, Камбоджа, Куба, Лаос, Таиланд, Япония и др. Федерация - сложное государство, его составными частями являются государства-члены или государственные образования. Они занимают всю или подавляющую часть территории страны. Федеративное устройство государства 1. К зарубежным федерациям относятся: в Европе: Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария и Югославия; в Азии: Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан; в Латинской Америке: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, в Океании: Австралия и Папуа - Новая Гвинея (см. схему 48). 2. Основными признаками федеративного устройства государства являются: - наличие конституции Федерации и конституций субъектов Федерации; - территориальная целостность; - учет национального состава населения; - непризнание за субъектами федерации права на выход из состава федерации; - возможность изменения состава федерации путем принятия новых субъектов или преобразование существующих; - единые вооруженные силы, единая денежная система; - наличие общефедеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и др. Принцип территориальной целостности особенно важен для федеративного государства, он характеризуется следующими чертами: - незыблемость границ государства; - целостность общества, живущего на его территории; - решение всех вопросов, касающихся целостности государства исключительно федеральными органами власти (см. схему 49). 3. В США наряду с основными субъектами - штатами (государствами) существуют и другие единицы - федеральные территории, федеральные владения, федеральный округ, которые управляются особым образом. В Мексике и Нигерии составными частями выступают штаты и федеральный округ. В Пакистане: четыре провинции и федерально управляемая полоса племен. В Индии - штаты и союзные территории, в том числе столица - Дели. В Венесуэле - федеральные владения - прибрежные острова, часто ненаселенные. В Конституции Бразилии устанавливается, что территории не являются субъектами, 4. В современной юридической литературе различают симметричные и асимметричные федерации, а иногда пишут о простом (симметричном) либо сложном (асимметричном) государственно-территориальном устройстве. Большинство федераций мира асимметричные. Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Белоруссии равноправны. Симметричная федерация предполагает равноправие субъектов, например штаты в США посылают равное число сенаторов в верхнюю палату в США - 2, в Бразилии - 3. Иногда число представителей штатов (субъектов) зависит от численности их населения: в ФРГ число представителей от земли колеблется от 3 до 5, в Индии -от 1 до 34 представителей, но каждый штат при решении вопроса имеет один голос. 5. Субъекты федерации государственным суверенитетом не обладают, многие конституции предоставляют им право участвовать в международных отношениях, но только по социально-экономическим и культурным вопросам, по вопросам взаимной поддержки, а не по политическим вопросам. Конституции федеративных государств содержат перечень его составных частей (например, преамбула Основного закона ФРГ). Штаты (субъекты) имеют свои символы - герб, флаг, столицу, могут заключать соглашения между собой, но не политического характера (Австрия, Германия, Швейцария). Исторически федерации возникали двумя способами: договорным или конституционным. В связи с этим их разделяют на договорные и конституционные. При договорном способе самостоятельные государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении (США, Швейцария, Югославия, Танзания, ОАЭ и др.). Сторонники договорной концепции считают, что объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет и обладают правом вето на все изменения в федеральной конституции. Однако в настоящее время указанные федерации стали конституционными, а первоначальное значение договора утратило свое правовое значение. Канада и Швейцария в соответствии с конституциями этих стран официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. ОАЭ - федерация монархий имеет элементы конфедеративного союза. Конституционные федерации созданы на основе конституции страны или иного конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ (1949 г.), Индия (1948 г.)}. Некоторые федерации строятся с учетом национального признака: Югославия, Чехословакия до 1993 г., Индия, Бельгия, Эфиопия с 1994г. Как национально-территориальные построены федерации в Индии, Канаде и др. В Канаде лишь одна из 10 провинций имеет большинство франко-канадского населения, остальные девять созданы по территориальному признаку (их население англо-канадцы). Наконец, Нигерия специально реорганизована таким образом, чтобы ни в одном штате не доминировала какая-либо этническая общность (племя). Все другие федерации созданы на территориальной основе. Право выхода (сецессии) из федерации штаты не имеют. Единственной Конституцией, признающей право сецессии, является Основной закон Эфиопии 1994 г. 6. Федерации в большинстве случаев имеют республиканскую форму правления. Но есть и федерации - монархии. Это Бельгия, ОАЭ, Малайзия, Австралия и Канада. В характеристике федеративного государства одним из наиболее сложных вопросов является юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. В науке предлагаются разные варианты разграничения полномочий. Наиболее часто предметы ведения и полномочия в федерациях делят на следующие виды: - исключительные полномочия и предметы ведения федерации; - исключительные полномочия и предметы ведения субъектов федерации; - сфера совместного ведения и полномочий федерации и ее субъектов (в некоторых странах она называется конкурирующей компетенцией); - остаточные полномочия, не относящиеся к указанным выше трем видам полномочий и не нашедшие закрепления в федеральной конституции. Например, Конституции США, Австрии, Швейцарии, Танзании и Эфиопии закрепляют исключительную компетенцию федерации, а все остальные полномочия передаются субъектам федерации. Так, в США согласно принципу «дуалистического федерализма», в основу которого положено жесткое разграничение сфер компетенции союза и штатов, конституция устанавливает сферу исключительной компетенции союза, давая перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативные акты (раздел 8, ст. 1). В него входят: 1) регулирование междуштатной и внешней торговли; 2) чеканка монеты; 3) установление стандартов мер и весов; 4) объявление войны и др. Все остальные вопросы, которые не содержатся в этом перечне, носят название остаточной компетенции и представляют собой предметы ведения нормоустанавливающих органов субъектов федерации. Согласно поправке X к исключительной компетенции штатов относятся; 1) проведение выборов; 2) регулирование внутриштатной торговли; 3) установление органов местного управления и некоторые другие. Кроме того, эта схема дополняется принципом «подразумеваемых полномочий», который выводится из последнего абзаца раздела 3 т. 1 Конституции: все вновь возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции Союза. Есть и запреты Союзу и штатам: они не могут осуществлять определенные действия - облагать налогами экспортируемые товары, жаловать дворянские титулы, разрешать рабовладение. Союзу запрещается: вводить прямые налоги, неодинаковые косвенные налоги, предоставлять привилегии штату в ущерб другому штату. Штатам запрещается: вступать в международные договоры, чеканить монету, лишать граждан некоторых прав. Субъекты федераций в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Субъекты федераций создают свое правительство, возглавляемое избранным губернатором (США) или формируемое партией, победившей на выборах в местный парламент, во главе с министром штата 'Индия). В штатах США правительства штата нет, поскольку многие должностные лица штата, как и губернатор, избираются населением и губернатору не подчинены (атторней штата, государственный секретарь штата и др.). Субъекты федераций часто имеют свои конституции (в США все 50 штатов, в Танзании - только Занзибар). Нет конституций у провинций Канады, штатов Венесуэлы. Субъекты федераций в монархиях, как правило, имеют республиканскую форму правления (Австралия, Бельгия, Канада), в Малайзии часть субъектов управляется по республиканской системе», но большинство субъектов - монархии во главе с султанами. В ОАЭ все семь субъектов имеют монархическую форму (их главы - эмиры). Субъекты федерации имеют в верхней палате парламента страны равное представительство независимо от численности их населения (по два сенатора в США, по три - в Бразилии), или неравное в зависимости от числа жителей штата (от трех до пяти от земли - в Германии, от одного до 34 - от штата в Индии). Субъекты федерации могут иметь свое гражданство (в США - все штаты, в России - республики, в Индии и Пакистане субъекты федераций не имеют своего гражданства). Они представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специальным органом выражения их интересов.
|