Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Унитарное государство






Для унитарного государства характерны следующие признаки:

- единая конституция и единое законодательство;

- единая централизованная система органов исполнительной власти;

- единая судебная система;

- единое гражданство;

- единый бюджет;

- территория страны состоит из административно-территориаль­ных единиц - областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины, коммуны и т.д.

Административно-территориальное деление в унитарных госу­дарствах включает различное число ступеней. Часто это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других - трехзвенное и даже четырехзвенное административно-территориальное деление.

Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т.п. Эти территории делятся на уез­ды, районы, округа и т.п. Наиболее распространено трехзвенное ад­министративно-территориальное деление типа: область - район -община. Так, Великобритания состоит из исторически сложившихся частей - Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Админи­стративно-территориальное деление этих частей различно: в Англии и Уэльсе - это графства. Северная Ирландия делится на округа, Шот­ландия - на области. Самостоятельной административно-территори­альной единицей является Большой Лондон. Франция разделена на 95 департаментов, которые в свою очередь делятся на коммуны.

В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются города, особенно крупные.

С точки зрения организации публичной власти унитарные госу­дарства разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует:

- конституционное распределение полномочий между общегосудар­ственными органами власти и органами власти территориальных единиц,

- нет назначаемых на места чиновников,

- во всех звеньях административно-территориального деления (областного, районного, общинного характера) существуют только вы­борные органы (советы) или выборные должностные лица. Это органы общей (советы) или отраслевой компетенции (например, шерифы графств ~ начальники полиции в штатах США). Советы нанимают или утверждают государственных служащих для управления от­дельными отраслями местной жизни (Великобритания).

У выборных советов существует своя, определенная законом ком­петенция, в которую центральные органы не вправе вмешиваться (кроме чрезвычайных событий или нарушения законов, и то в послед­нем случае такое вмешательство осуществляется только через суд).

В централизованном унитарном государстве на места назначают­ся чиновники из центра, которые либо управляют этими территория­ми (нередко это бывает в районном звене, в Болгарии и Польши - в об­ластном), либо руководят определенными сферами (например, полицией и охраной общественного порядка) и осуществляют кон­троль за законностью деятельности органов местного самоуправле­ния (например, в регионах и департаментах Франции), либо занима­ются и тем, и другим.

Полностью централизованных унитарных государств нет, в об­щинном (низовом) звене существуют те или иные выборные органы местного самоуправления, которые нередко сохраняются даже в ус­ловиях военных режимов (в современной Нигерии).

Сказанное о централизованном и децентрализованном унитарном государстве относится и к субъектам федерации - штатам, провинци­ям, землям и т.д. Они подразделяются на административно-террито­риальные единицы. Их устройство может быть централизованным (субъекты федераций в Венесуэле, Индии и др.) и децентрализован­ным (штаты в США, кантоны в Швейцарии).

В пределах основных принципов, установленных законами государ­ства, область может издавать законодательные нормы по вопросам ор­ганизации ведомств и административных учреждений, подчиненных области; территории коммун; местной городской и сельской полиции; ярмарок и рынков; благотворительных учреждений, санитарной и больничной службы; ремесленного и профессионального обучения, ту­ризма и гостиничного дела; сельского и лесного хозяйства и др.

Однако законами республики могут быть отменены противореча­щие им областные правовые нормы. Каждый закон, принятый област­ным советом, должен быть завизирован правительственным комисса­ром, если не возникает возражений со стороны правительства.

У выборных советов существует своя компетенция, в которую цен­тральные органы не вправе вмешиваться (кроме чрезвычайных собы­тий или нарушения законов, и то в последнем случае такое вмеша­тельство осуществляется только через суд).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал