Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Унитарное государство
Для унитарного государства характерны следующие признаки: - единая конституция и единое законодательство; - единая централизованная система органов исполнительной власти; - единая судебная система; - единое гражданство; - единый бюджет; - территория страны состоит из административно-территориальных единиц - областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины, коммуны и т.д. Административно-территориальное деление в унитарных государствах включает различное число ступеней. Часто это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других - трехзвенное и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т.п. Эти территории делятся на уезды, районы, округа и т.п. Наиболее распространено трехзвенное административно-территориальное деление типа: область - район -община. Так, Великобритания состоит из исторически сложившихся частей - Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Административно-территориальное деление этих частей различно: в Англии и Уэльсе - это графства. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон. Франция разделена на 95 департаментов, которые в свою очередь делятся на коммуны. В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются города, особенно крупные. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует: - конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц, - нет назначаемых на места чиновников, - во всех звеньях административно-территориального деления (областного, районного, общинного характера) существуют только выборные органы (советы) или выборные должностные лица. Это органы общей (советы) или отраслевой компетенции (например, шерифы графств ~ начальники полиции в штатах США). Советы нанимают или утверждают государственных служащих для управления отдельными отраслями местной жизни (Великобритания). У выборных советов существует своя, определенная законом компетенция, в которую центральные органы не вправе вмешиваться (кроме чрезвычайных событий или нарушения законов, и то в последнем случае такое вмешательство осуществляется только через суд). В централизованном унитарном государстве на места назначаются чиновники из центра, которые либо управляют этими территориями (нередко это бывает в районном звене, в Болгарии и Польши - в областном), либо руководят определенными сферами (например, полицией и охраной общественного порядка) и осуществляют контроль за законностью деятельности органов местного самоуправления (например, в регионах и департаментах Франции), либо занимаются и тем, и другим. Полностью централизованных унитарных государств нет, в общинном (низовом) звене существуют те или иные выборные органы местного самоуправления, которые нередко сохраняются даже в условиях военных режимов (в современной Нигерии). Сказанное о централизованном и децентрализованном унитарном государстве относится и к субъектам федерации - штатам, провинциям, землям и т.д. Они подразделяются на административно-территориальные единицы. Их устройство может быть централизованным (субъекты федераций в Венесуэле, Индии и др.) и децентрализованным (штаты в США, кантоны в Швейцарии). В пределах основных принципов, установленных законами государства, область может издавать законодательные нормы по вопросам организации ведомств и административных учреждений, подчиненных области; территории коммун; местной городской и сельской полиции; ярмарок и рынков; благотворительных учреждений, санитарной и больничной службы; ремесленного и профессионального обучения, туризма и гостиничного дела; сельского и лесного хозяйства и др. Однако законами республики могут быть отменены противоречащие им областные правовые нормы. Каждый закон, принятый областным советом, должен быть завизирован правительственным комиссаром, если не возникает возражений со стороны правительства. У выборных советов существует своя компетенция, в которую центральные органы не вправе вмешиваться (кроме чрезвычайных событий или нарушения законов, и то в последнем случае такое вмешательство осуществляется только через суд).
|