![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательный процесс. Процесс законотворчества состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона
Процесс законотворчества состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация, то есть удостоверение, подписание и опубликование главой государства. Внесение проекта. Парламент обязан рассматривать только те проекты, которые внесены органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы; это – глава государства, палаты парламента, их постоянные комитеты и комиссии, правительство, группа депутатов, некоторые органы государства, но только по предметам их ведения. Обсуждение состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не комиссии) называется «чтением». Работа над законопроектом в постоянном комитете называется комитетской стадией.. Обычно бывает три чтения. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. Каждому чтению может предшествовать комитетская стадия, а после – доклад или содоклад на пленарном заседании парламентского меньшинства. В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок, иногда автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном решении палаты проект закона снимается с повестки дня, при положительном решении он передается в постоянный комитет. Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянного комитета. На этой стадии обсуждают и голосуют за каждую статью проекта, поправки (часто председатель палаты суммирует одинаковые поправки и ставит их на голосование). На втором и последующих чтениях нельзя изменять общие принципы законопроекта, принятые в первом чтении. Обсуждения на пленарном заседании бывают двух видов: свободное и фракционное. Свободное – каждый высказывает свое мнение, оно не связано фракционной (партийной) дисциплиной (США). В Великобритании и Израиле свободное обсуждение применяют только по специальному постановлению парламента. Обычно обсуждение бывает фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполномоченное лицо. В третьем чтении законопроект обсуждается и голосуется в целях принятия его в качестве закона. Голосуют разными способами: при помощи электронной системы, бюллетенями, поднятием рук, путем разделения (выходом в разные двери), аккламацией (криком), в ответственных случаях – поименное голосование. В Испании и Индонезии, если нет возражений оппозиции, голосование не проводится, считается, что решение достигнуто путем консенсуса. Если законопроект принят в нижней палате парламента (хотя нередко обсуждение проходит в обеих палатах), то передается в верхнюю. Одна из палат может не согласиться с текстом, принятым другой палатой. Тогда возникает вопрос о преодолении разногласий. Способы преодоления разногласий: 1. Правило челнока, пока не будет принят в одинаковом тексте. 2. Создание согласительной комиссии. 3. Созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием (Индия, ЮАР). 4. Преодоление вето вторичным голосованием в нижней палате. Промульгация закона осуществляется главой государства (удостоверение, подписание и распоряжение об опубликовании). Закон вступает в силу с момента опубликования, если не указано иное (обычно через некоторое время, н-р, через 10 дней после опубликования) (схема 61).
|