Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные требования к ведению бухгалтерского учета 2 страница
Дт 91 Кт 94 - кражи и хищения и не установлены виновные лица Дт 99 Кт 94 - стихийные бедствия Факт оприходования излишков материальных ценностей отражается проводкой Дт 10, 41 и т.д. Кт 91 Помимо инвентаризации имущества должна проводиться инвентаризация обязательств, т.е. дебиторской и кредиторской задолженности, ее результаты должны быть отражены в унифицированной форме ИНВ17. В случае обнаружения обязательств с истекшим сроком исковой давности (3 года) они подлежат списанию. Дебиторская задолженность списывается в следующем порядке: - Дт 91 Кт 62 - списана дебиторская задолженность с истекшим сроком; Дт 76/НДС Кт 68/НДС – начислен НДС по списанной дебиторской задолженности, если выручка учитывалась по оплате. Кредиторская задолженность списывается следующим образом: Дт 60 Кт 91 – списана просроченная кредиторская задолженность. Дт 91 Кт 19 – списан НДС по приоритетным ценностям по этой задолженности Тема 4. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета.
1 Учетные регистры и способы исправления ошибочных записей. 2 Формы б/у. 4.1 Записать операцию на счетах - значит, отразить ее содержание в учетных регистрах, т.е. в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах (журналах-ордерах и ведомостях). В бухгалтерских книгах все страницы пронумеровывают, прошнуровывают шпагатом и скрепляют печатью. На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица. Бухгалтерские книги ведутся продолжительный промежуток времени, как правило, год. Их применяют для синтетического и аналитического учета. Карточки изготавливаются из плотной бумаги или неплотного картона. Они не скрепляются между собой. Их хранят в специальных ящиках - картотеках. Карточки открывают, как правило, на год и регистрируют в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью. Карточки применяют в основном для аналитического учета. Свободные листы ( журналы-ордера и ведомости ) отличаются от карточек тем, что они изготовлены из менее плотной бумаги и имеют больший формат. Их хранят, как правило, в скоросшивателях. Свободные листы открываются на месяц или квартал, в них совмещается синтетический и аналитический учет. Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляют: корректурным способом, способом дополнительных проводок способом " красное сторно". Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учтенных записей. Ошибочный текст или сумму зачеркивают тонкой линией, так чтобы можно было прочесть зачеркнутое (зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре), и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах -подписями лиц, подписавших документ, в учетных регистрах - подписью лица, производящего исправление. Оговорка об исправлении делается на полях или в конце страницы и содержит слово " исправлено" и правильный текст или сумму. Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, по преуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют дополнительную бухгалтерскую проводку на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции. Если в учетных записях указана не правильная корреспонденция счетов, то для исправления ошибок применяется способ " красное сторно": вначале ошибочную проводку повторяют в той же корреспонденции счетов, но запись производят красными чернилами, либо черными или синими чернилами обведенными в овал. Эту проводку записывают также в соответствующие учетные регистры. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляют, а вычитают из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется. После этого составляют новую проводку с правильной корреспонденцией счетов и записывают в регистры обычными чернилами. Способ " красное сторно" применяют для исправления ошибок и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют вторую сторнировочную проводку на разность между преувеличенной и правильной суммами операции.
4.2 В настоящее время в организациях наиболее распространены следующие формы учета: мемориально-ордерная журнально-ордерная автоматизированная упрощенная Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рисунке 1.
————————————————————————————— —————————|Первичные и сводные документы| | ————————————————————————————— v v ——————————————— ———————————————————————— |Кассовая книга | |Мемориальные ордера | ——————————————— ———————————————————————— v—————————————————————————v————————————————————v —————————————————————— —————————————— ———————————————————————— |Регистрационный журнал| |Главная книга | |Регистры аналитического | | | | | |учета | —————————————————————— —————————————— ———————————————————————— v v | ———————————————————————— ——————————————————————— | Оборотная ведомость |< > |Оборотная ведомость | — —— > | по синтетическим счетам| |по аналитическим счетам| ———————————————————————— ——————————————————————— v v ————————————————————————— | | Бухгалтерский баланс | | | и другие отчетные формы |———————————— —————————————————————————
Рисунок 1- Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
При мемориально-ордерной форме учета проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами - накопительными ведомостями, которым присваивают определенные постоянные номера: например, мемориальный ордер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях, машинограммах и др.). Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальный способ регистрации. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками. Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются: трудоемкость учета, вызываемая прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах); отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета, он часто отстает от синтетического учета; формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.
Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются: применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку; совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета; объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической; отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности; сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер. Как правило, журналы-ордера имеют различную форму. Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо со вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов. Во втором случае в журналы-ордера записывают итоги вспомогательных ведомостей. В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале. В ряде журналов-ордеров синтетический учет совмещается с аналитическим. Причем расположение данных аналитического учета обеспечивает получение необходимых показателей для составления периодической и годовой бухгалтерской отчетности без дополнительных выборок и группировок. Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись в журналах является одновременно и хронологической записью. Необходимость ведения специальных хронологических регистров при данной форме учета отпадает. Проверенные месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу. Кредитовый оборот переносят в Главную книгу с соответствующего журнала, а обороты по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетического счета, а в Главной книге - расшифровка дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится сальдо на начало следующего месяца и записывается в соответствующей колонке Главной книги. Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны. Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей. Общая схема записей при журнально-ордерной форме учета приведена на рисунке 2.
————————————————————— | Первичные |—————————— | и сводные документы | | ————————————————————— | | | | v v ————————————————— ——————————————— —————————————————— |Накопительные | |Кассовая книга |—————> | Журналы-ордера |———> |и группировочные | ——————————————— —————————————————— |ведомости | | ————————————————— —————————————— ————————————————— |Главная книга |<. |Регистры | ——————————————. |аналитического | |. |учета | |. ————————————————— |....... v v. | —————————————————————————— ————————————————————— | Бухгалтерский баланс | | Оборотная ведомость | | и другие отчетные формы | | по аналитическим | | | | счетам | —————————————————————————— —————————————————————
Условные обозначения: < ———————— - запись <......... -сверка записи
Рисунок 2. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета. От значительной части указанных недостатков свободна автоматизированная форма бухгалтерского учета. Основывается она на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации специализированной бухгалтерской программой, которая ежемесячно позволяет выводит на бумажные носители - выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, Главная книга, отчет и т. п.). При такой форме, как правило, все компьютеры соединены в единую сеть с выделение главного компьютера, на котором находится база данных. Предприятиям малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета. В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н) Бухгалтерский учет по упрощенной системе можно вести без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия (т.е. по простой форме) и с использованием регистров бухгалтерского учета. Простая форма учета рекомендована малым предприятиям, не осуществляющим производство продукции (работ), связанных с большими затратами материальных ресурсов, и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц). В данном случае учет всех операций ведется путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (приложение 1 к Типовым рекомендациям). Малые предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), могут применять для учета финансово-хозяйственных операций регистры бухгалтерского учета в виде ведомостей (формы N В-1 - В-9), которые приведены в приложениях к Типовым рекомендациям. В настоящее время предприятиям предоставлено право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие методологические принципы, а также технологию обработки учетной информации. Независимо от формы бухгалтерского учета весь учетный процесс условно можно разбить на следующие этапы: 1) текущее наблюдение (контроль), измерение и регистрация хозяйственных операций, составляющие в совокупности документирование операций; 2) систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных документах. Составной частью обеих стадий учетного процесса является осуществление контроля (предварительного, текущего, последующего) за состоянием и использованием ресурсов и готовой продукции, включая проверку достоверности и полноты используемой информации; 3) составление отчетности, представляющей собой совокупность системы показателей, характеризующей производственно-хозяйственную деятельность предприятия за определенный период времени; 4) использование учетной и отчетной информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия и управления. Тема 5. Регулирование бухгалтерского учета и основы бухгалтерской финансовой отчетности
1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета 2 Учетная политика предприятия
5.1 В настоящее время регулирование бухгалтерского учета осуществляется на основании следующих документов:
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон " О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы: 1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации; 2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности; 3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств; 4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации. Основным актом первого уровня является Федеральный закон " О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, " Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, постановление Правительства РФ " О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998 г. N 283 и др. На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 19 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета. Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе " О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций). Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе. Основными рабочими документами конкретной организации являются: документ по учетной политике предприятия; утвержденные руководителем формы первичных учетных документов; графики документооборота; утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета; утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
5.2 Форма бухгалтерского учета должна входить составной частью в учетную политику предприятия. Одновременно с учетной политикой утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы используемых первичных документов, правила документооборота и обработки учетной информации, а также порядок контроля хозяйственных операций. Основные требования к учетной политике изложены в Положении по бухгалтерскому учету " Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденном приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. N 60н (в редакции от 30.12.1999 г.). Учетная политика предприятия формируется на долговременный период. Ее изменения могут проводиться в случаях: изменения законодательства России; разработки новых способов ведения бухгалтерского учета; существенного изменения условий деятельности предприятия. Учетная политика составляется в соответствии с принципами российских и международных стандартов финансовой отчетности. В нее необходимо включить описание основных учетных позиций, таких как: форма бухгалтерского учета; организация документооборота; система регистров; метод реализации продукции и определения финансового результата; метод начисления амортизации на основные средства; система учета приобретения и заготовления материалов; порядок амортизации нематериальных активов; нормы отчислений от прибыли в резервный капитал; подход к оценке товаров в розничной торговле; порядок списания материалов в производство; методы калькуляции различных видов продукции; порядок финансирования ремонтных работ; способы учета выпуска готовой продукции; порядок списания реализуемых товаров на предприятиях торговли; подход к созданию резервов по сомнительным долгам; сроки списания доходов будущих периодов; порядок списания ценных бумаг при их продаже; способы признания доходов и расходов; распорядок выплаты дивидендов учредителям; порядок и сроки проведения инвентаризации; применяемый конкретный план счетов предприятия. Форма бухгалтерского учета определяется следующими признаками: количество, структура и внешний вид учетных регистров, последовательность связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, т.е. использование тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.
Тема 6 Учет денежных средств организации
1 Порядок ведения кассовых операций. 2 Виды безналичных расчетов. 3 Учет движения денежных средств (ДС) в кассе и на расчетном счете.
6.1 Порядок ведения кассовых операций утвержден ЦБ РФ. В соответствии с ним каждая организация должна иметь кассу. Движение наличных средств должно в ней отражаться путем оформления соответствующих первичных документов: - приходный кассовый ордер; - расходный кассовый ордер. Все приходные и расходные кассовые ордера должны отражаться в кассовой книге, которая должна быть прошнурована и скреплена печатью. Обслуживающим банком ежегодно устанавливается лимит денег в кассе. Не допускается его превышение, кроме 3-х дней выплаты заработной платы. Существует лимит расчетов наличных ДС между юридическими лицами по одному договору, который в настоящее время равен 60 тыс. руб. Порядок соблюдения кассовой дисциплины проверяется обслуживающим банком. Сдача наличных денег на расчетный счет оформляется объявлением на взнос наличных, которых состоит из 3-х частей: - само объявление (остается в банке) - квитанция (выдается на руки ответственному лицу, сдающему деньги) - ордер (возвращается на предприятие вместе с выпиской банка) Для того, чтобы снять наличные ДС с расчетного счета используется чековая книжка, которая состоит из чека и корешка. В чеке указывается назначение, на которое будут использованы деньги. При расчетах с населением за реализуемую продукцию должны использоваться контрольно-кассовые машины (ККМ), в этом случае должна вестись книга кассира-операциониста. 6.2 Существуют следующие виды безналичных расчетов: 1 – платежное поручение – является распоряжением владельца счета обслуживающему банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке 2 – платежное требование – является расчетным документом, содержащим требование кредитора по основному договору к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредствам платежного требования могут осуществляться с предварительным акцептом (с согласия плательщика) и без акцепта (без согласия плательщика) 3 – аккредитив – представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива. Аккредитивы бывают: - покрытые - непокрытые - отзывные - безотзывные При открытии покрытого аккредитива банк плательщика перечисляет деньги на специальный счет в распоряжение банка получателя средств на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого аккредитива банк плательщика предоставляет право исполняющему банку описывать средства с ведущегося у него корреспондирующего счета в пределах суммы аккредитива. Отзывным является аккредитив, который может быть отменен банком плательщика на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. 4 – инкассовое поручение – является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков с бесспорном порядке 5 – чеки – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
6.3 Учет бланков строгой отчетности может быть представлен следующей совокупностью проводок: Дт 60 Кт 51 – произведена оплата поставщику бланков строгой отчетности Дт 10 Кт 60 – отражена учетная стоимость бланков без НДС Дт 19 Кт 60 – учтена сумма НДС по приобретенным бланкам Дт 68 Кт 19 – осуществлен зачет с бюджетом по НДС Дт 26 Кт 10 – отражена передача бланков в соответствующее подразделение Дт 006 – переведена стоимость выданных бланков на забалансовый счет Поступление ДС в кассу отражается одной из следующих проводок: Дт 50 Кт 51, 62, 66, 71, 73, 75, 76 и т.д. Выдача денег из кассы оформляется одной из следующих проводок: Дт 51, 60, 66, 71, 73, 75, 76 Кт 50 В случае заключения с банком договора на инкассовое обслуживание передача ДС инкассатору отражается проводкой Дт 57 Кт 50 При поступлении ДС на р/с, отданных инкассатором, необходимо сделать проводку Дт 51 Кт 57. При проведении ревизии кассы и обнаружении излишка денег в кассе необходимо сделать проводку Дт 50 Кт 91 Если обнаружена недостача денег в кассе, то необходимо отразить следующими проводками: Дт 94 Кт 50 – установлен факт недостачи денег; Дт 73 Кт 94 – отнесена сумма недостачи на кассира; Дт 70, 50 Кт 73 – удержана сумма недостачи из заработной платы или внесена в кассу кассиром. Операции по р/с могут быть оформлены одной из следующих проводок Дт 51 Кт 50, 60, 62, 66, 67, 75, 76 – поступление денег на р/с Дт 50, 60, 66, 69, 75 … Кт 51 – списание ДС с р/с Депонирование сумм и открытие аккредитива оформляется проводками Дт 55 Кт 51 – открытие аккредитива, Дт 60, 70 Кт 55 – исполнен аккредитив.
Тема 7 Учет инвестиций в основной капитал, учет основных средств, арендных операции
1 Критерии отнесения активов к основным средствам 2 Документальное оформление движения основных средств 3 Способы начисления амортизации 4 Учет движения основных средств
7.1 Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. В соответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: 1) использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; 2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
|