Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные требования к ведению бухгалтерского учета 5 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
По кредиту счета 20 " Основное производство" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти суммы могут списываться со счета 20 " Основное производство" в дебет счетов 43 " Готовая продукция", 40 " Выпуск продукции (работ, услуг)", 90 " Продажи" и др. Остаток по счету 20 " Основное производство" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н. продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе: по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости; по прямым статьям затрат; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам. При исчислении себестоимости продукции затраты отчетного месяца корректируют на разницу в стоимости незавершенного производства на начало и конец месяца, т.е. к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты отчетного месяца и вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца. Для уточнения учетных данных о незавершенном производстве в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства. Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Описи составляют отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цеху, участку, отделению) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ. Забракованные детали в описи незавершенного производства не включают - по ним составляют отдельные описи. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья, в описях, а также в сличительных ведомостях приводят два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). При выявлении недостач или излишков инвентаризационная комиссия, определив причины и виновников, готовит предложения о порядке их списания. По выявленным недостачам или излишкам незавершенного производства производят следующие бухгалтерские записи: На общую сумму выявленных недостач: Дебет счета 94 " Недостачи и потери от порчи ценностей" Кредит счета 20 " Основное производство", Кредит счета 23 " Вспомогательные производства" На сумму недостач по вине работников цехов: Дебет счета 73 " Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 " Расчеты по возмещению материального ущерба", Кредит счета 94 " Недостачи и потери от порчи ценностей" При отсутствии виновных лиц: Дебет счета 25 " Общепроизводственные расходы", Дебет счета 26 " Общехозяйственные расходы", Дебет счета 91 " Прочие доходы и расходы" и других счетов Кредит счета 94 " Недостачи и потери от порчи ценностей" На сумму излишков: Дебет счета 20 " Основное производство" Кредит счета 91 " Прочие доходы и расходы" В соответствии с ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. То есть эти расходы, учитываемые на счетах 26 " Общехозяйственные расходы" и 44 " Расходы на продажу", ежемесячно можно списывать в дебет счета 90 " Продажи". Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов (форма N 15). Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляют специальные ведомости распределения этих расходов. В организациях промышленности общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяют между объектами калькуляции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Аналитический учет по счету 20 " Основное производство" ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг), а также по подразделениям организации. Объект учета затрат - это совокупность сгруппированных расходов. Основными группировками затрат являются: по видам производства - основное и вспомогательные; по местам возникновения затрат - производства, цехи, участки, бригады; по видам продукции (работ, услуг) - группы однородных изделий, изделия, полуфабрикаты, работы и услуги и др. Объекты калькуляции - отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам учета. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу. Для каждого объекта калькуляции необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют в основном натуральные (тонны, метры и др.) и условно-натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов (тысяча условных банок консервов и др.). Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. В перерабатывающих организациях, например, учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной единицей - 1 т или 1 ц. Применение укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление плановых и отчетных калькуляций.
Тема 13. Учет реализации продукции, (работ, услуг) и формирование финансового результата.
Определение выручки от реализации устанавливается Положения по бухгалтерскому учету " Доходы организации" ПБУ 9/99" утвержденному Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н " Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; б) сумма выручки может быть определена; в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (данная уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива); г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату во временное пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций, должны быть одновременно соблюдены три условия, указанные в п. " а", " б" и " в". Счет 90 " Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. Поступления, признаваемые как выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, отражаются на счете 90 " Продажи". В соответствии с Федеральным законом " О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г. N 117 деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или иными ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера являются финансовыми услугами. Доходы организации от операций, связанных с предоставлением (получением) права на использование объектов интеллектуальной собственности (кроме права пользования наименованием места происхождения товара), осуществляемых на основании заключенных между правообладателем и пользователем лицензионных договоров (исключительная, неисключительная, открытая лицензия), договоров коммерческой концессии и других аналогичных договоров, заключенных в соответствии с установленным законодательством порядке (без утраты права собственности на результаты интеллектуальной деятельности) следует рассматривать как доходы от обычных видов деятельности. Доходы организации от списания активов (основных средств, нематериальных активов и прочего имущества) по причине того, что их использование для целей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг прекращено, не могут относиться к доходам от обычных видов деятельности. К счету 90 " Продажи" могут быть открыты субсчета: 90-1 " Выручка"; 90-2 " Себестоимость продаж"; 90-3 " Налог на добавленную стоимость"; 90-4 " Акцизы"; 90-9 " Прибыль/убыток от продаж". На субсчете 90-1 " Выручка" учитываются поступления активов, признаваемые выручкой. На субсчете 90-2 " Себестоимость продаж" учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 " Выручка" признана выручка. На субсчете 90-3 " Налог на добавленную стоимость" учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика). На субсчете 90-4 " Акцизы" учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров). Организации-плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 " Продажи" субсчет 90-5 " Экспортные пошлины" для учета сумм экспортных пошлин. Субсчет 90-9 " Прибыль/убыток от продаж" предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Записи по субсчетам 90-1 " Выручка", 90-2 " Себестоимость продаж", 90-3 " Налог на добавленную стоимость", 90-4 " Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 " Себестоимость продаж", 90-3 " Налог на добавленную стоимость", 90-4 " Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 " Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 " Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 " Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 " Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 " Продажи" (кроме субсчета 90-9 " Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 " Прибыль/убыток от продаж". Аналитический учет по счету 90 " Продажи" ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
Счет 99 " Прибыли и убытки" предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов, в том числе чрезвычайных. По дебету счета 99 " Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода. Формирование финансового результата организации за отчетный год можно представить в следующем виде.
——————————— —————————————————————————————— |Счет продаж| |Счет прочих доходов и расходов| ——————————— —————————————————————————————— _ _ ——————————————————————— |Счет прибылей и убытков| ——————————————————————— _ ————————————————————————————— |Счет нераспределенной прибыли| —————————————————————————————
По окончании каждого месяца: сопоставлением кредитового оборота по субсчету 90-1 " Выручка" и совокупного дебетового оборота по остальным субсчетам счета 90 " Продажи", открытых организацией, определяется прибыль или убыток от обычных видов деятельности и отражается на субсчете 90-9 " Прибыль/убыток от продаж" в корреспонденции со счетом 99 " Прибыли и убытки"; сопоставлением оборотов по субсчетам 91-1 " Прочие доходы" и 91-2 " Прочие расходы" определяется финансовый результат по прочим (операционным, внереализационным) доходам и расходам и отражается на субсчете 91-9 " Сальдо прочих доходов и расходов" в корреспонденции со счетом 99 " Прибыли и убытки"
——————————————————————————————————————————————————————————————————————— |Отражен финансовый результат (прибыль/убыток) от обычных видов| |деятельности | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Д-т: 90 " Продажи" |К-т: 99 " Прибыли и убытки" / | |(субсч. 90-9 " Прибыль/убыток | 90 " Продажи", | |от продаж")/ 99 " Прибыли |субсч. 90-9 " Прибыль/убыток | |и убытки" |от продаж" | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————
——————————————————————————————————————————————————————————————————————— |Отражен финансовый результат (прибыль/убыток) по прочим доходам и| |расходам организации | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Д-т: 91 " Прочие доходы |К-т: 99 " Прибыли и убытки" / | |и расходы" | 91 " Прочие доходы и расходы", | |(субсч. 91-9 " Сальдо прочих |субсч. 91-9 " Сальдо прочих | |доходов и расходов")/ |доходов и расходов" | | 99 " Прибыли и убытки" | | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Непосредственно на счете 99 " Прибыли и убытки" отражаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами в деятельности организации, или так называемые чрезвычайные доходы и расходы - например, потери от стихийных бедствий, национализации имущества.
——————————————————————————————————————————————————————————————————————— |Списана стоимость объектов основных средств, утраченных в результате| |чрезвычайных обстоятельств | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Д-т 99 " Прибыли и убытки" |К-т 01 " Основные средства" | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Использование прибыли, направленной на уплату налога на прибыль, а также суммы причитающихся к уплате налоговых санкций (по всем налогам и сборам) также учитывается непосредственно на счете 99 " Прибыли и убытки".
——————————————————————————————————————————————————————————————————————— |Начислен налог на прибыль организации | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Д-т 99 " Прибыли и убытки" |К-т 68 " Расчеты по налогам | | |и сборам" | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————
——————————————————————————————————————————————————————————————————————— |Отражена сумма налоговых санкций | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Д-т 99 " Прибыли и убытки" |К-т 68 " Расчеты по налогам | | |и сборам" | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————
В результате на счете 99 " Прибыли и убытки" выявляется чистая прибыль организации - основа для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 " Прибыли и убытки" в кредит (дебет) счета 84 " Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Схематично формирование чистой прибыли/убытка можно представить следующим образом:
———————————————————————————————————————————— | Прибыль/убыток от продаж | | +/- Сальдо прочих доходов и расходов | | +/- Чрезвычайные расходы и доходы | | - Налог на прибыль | |————————————————————————————————————————————| | Чистая прибыль/убыток | | за отчетный период | ————————————————————————————————————————————
Построение аналитического учета по счету 99 " Прибыли и убытки" должно обеспечивать формирование данных для их раскрытия в бухгалтерской отчетности.
Тема 14. Содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности
Все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом процесса бухгалтерского учета, позволяющим сформировать на определенную отчетную дату полную и достоверную информацию о результатах деятельности организации за определенный отчетный период. Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Отчетным периодом является период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетными периодами являются месяц, квартал, первое полугодие, девять месяцев и год в целом. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Бухгалтерская отчетность подразделяется на годовую и промежуточную отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность должна составляться нарастающим итогом в течение года за все отчетные периоды, кроме года в целом (за месяц, квартал и т.д.). Годовая бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом в целом за календарный год. Состав бухгалтерской отчетности для коммерческих организаций установлен Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43н (далее - ПБУ 4/99). Образцы форм бухгалтерской отчетности организаций рекомендованы приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - приказ № 67н). В соответствии с перечисленными документами в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности входят: - бухгалтерский баланс - форма № 1; - отчет о прибылях и убытках - форма № 2. В состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, которые представляются только в годовой бухгалтерской отчетности, входят: - отчет об изменениях капитала - форма № 3; - отчет о движении денежных средств - форма № 4; - приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5; - отчет о целевом использовании полученных средств - форма № 6; - пояснительная записка. Вместе с годовой бухгалтерской отчетностью некоторые организации обязаны представлять аудиторское заключение, подтверждающее достоверность представляемой бухгалтерской отчетности. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит для коммерческих организаций осуществляется в случаях, если: организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества - объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда. Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку. В случае если данные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить независимую аудиторскую проверку, то они могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6). Тема 15. Сущность и назначение управленческого учета
Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Основными объектами управленческого учета являются расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как сопоставление доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяются такие объекты учета, как " центры ответственности" и система внутренней отчетности. Цель управленческого учета - помочь управляющим в принятии эффективных управленческих решений - реализуется в его задачах, перечисленных ниже: 1) формирование достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставление этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности; 2) планирование и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности; 3) исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет; 4) анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений; 5) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов; 6) формирование информационной базы для принятия решений; 7) выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия. Методы, используемые в управленческом учете, весьма разнообразны, поскольку он объединяет методы многих дисциплин: учета (оперативного, бухгалтерского, статистического), анализа, стратегического и оперативного планирования и управления, экономики предприятия, статистики, математики и т.д. Для определения места управленческого учета в системе управления предприятием рассмотрим ее подробнее. Система управления предприятием, как и любая другая система управления, может быть представлена в виде совокупности субъекта управления, объекта управления и их взаимосвязей. Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления воспринимает управляющее воздействие и действует в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял управляющее воздействие и отреагировал на него, субъект управления узнает с помощью обратной связи. Субъектом управления в системе управления предприятия выступают руководители, менеджеры всех уровней управления, наделенные определенными полномочиями по принятию решений. Объекты управления - различные ресурсы компании - работники, средства и предметы труда, научно-технический и информационный потенциал предприятия. Основными объектами управления в системе управленческого учета являются доходы и расходы, а также центры ответственности предприятия. Управленческие воздействия реализуются с помощью основных функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления:... Анализ... Планирование... Организация... Учет... Контроль... Регулирование... Анализ. Функция принятия решений в рассматриваемом цикле управления не выделена, поскольку она является связующей управленческой функцией, то есть подразумевается ее присутствие на всех этапах управленческого цикла. Место управленческого учета проявляется на стадии подготовки и принятия управленческих решений, таким образом, управленческий учет задействован во всех функциях управления. В настоящее время учет подразделяется на две подсистемы - финансовый и управленческий учет. Такое подразделение обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии. В финансовой бухгалтерии формируется информация о доходах и расходах организации, о дебиторской и кредиторской задолженности, о финансовых инвестициях, состоянии источников финансирования, взаимоотношениях с государством по уплате налогов и т.д. Потребителями информации финансового учета являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи: налоговые органы, банки, биржи, другие финансовые институты, а также поставщики, покупатели, потенциальные и реальные инвесторы, служащие предприятия. Финансовая отчетность не является коммерческой тайной, открыта к публикации и в определенных случаях должна быть заверена независимым аудитором или аудиторской фирмой. В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета предназначена для руководства и менеджеров предприятия, является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер. Вопросы организации управленческого учета практически не регламентируются законодательством. Представим обобщенную характеристику финансового и управленческого учета и раскроем их отличия с помощью таблицы.
|