Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Совокупный спрос и Совокупное предложение






9.1 Совокупный спрос и его факторы.

9.2 Кривая совокупного спроса и ее сдвиги.

9.3 Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения и ее сдвиги.

9.4 Общее макроэкономическое равновесие.

 

9.1 Совокупный спрос и его факторы.

В разделе «Микроэкономика» анализируются спрос, предло­жение и цена на отдельные товары на единичных рынках. В разделе «Макроэкономика» эти категории рассматрива­ются на уровне национальной экономики. Поэтому здесь понятия «спрос», «предложение» и «цена» применяются ко всем продуктам и услугам, созданным в стране, т.е. к на­циональному продукту.

Чтобы определить совокупный спрос, совокупное пред­ложение и совокупную цену в рамках национальной эконо­мики, необходимо объединить тысячи отдельных цен, това­ров и рынков. Их интегрирование в одну совокупную цену, один совокупный товар в один совокупный рынок называ­ется агрегированием. Таким образом, объектом макроэко­номического анализа теории спроса и предложения явля­ются национальный рынок, совокупная цена (уровень цен) и реальный национальный продукт.

Совокупным спросом называется общая сумма расходов на покупку всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени. Совокупный спрос можно также определить как спрос на реальный на­циональный продукт, который может быть предъявлен при данном уровне цен.

Совокупный спрос (AD — от англ. Aggregate Demand) включает в себя следующие виды расходов:

- на потребление домашних хозяйств (С — от англ, consump­tion — потребление);

- фирм и предприятий на инвестирование (/ — от англ. investment — инвестиции);

- государства (правительства) на покупку ресурсов, товаров и услуг (G — от англ, government — правительство)

- спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств, т.е. чистый экспорт Х, который определяется как разность между экспортом и импортом.

Таким образом, совокупный спрос может быть выражен формулой:

AD = C + I+G + X.

9.2 Кривая совокупного спроса и ее сдвиги.

Простая макроэкономическая модель спроса представляет собой график, напоминающий модель спроса на отдельный товар. Разница состоит лишь в том, что на оси ординат здесь откладываются не цены на отдельный товар, а уровень цен, а на оси абсцисс — не количество отдельного товара, а весь национальный продукт — реальный ВВП (рис.1).

На графике изображена простая макроэкономическая модель совокупного спроса: кривая с отрицательным наклоном. Это значит, что чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта (при прочих равных условиях) готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, правительство и предприятия.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся измене­ния в расходах: 1) потребительских; 2) инвестиционных; 3) госу­дарственных; 4) на чистый объем экспорта. Их изменение приво­дит к изменению совокупного спроса и сдвигу его кривой. Кривая AD при уменьшении совокупного спроса смещается влево, а при его увеличении ~ вправо. Рассмотрим более подробно неценовые факторы совокупного спроса:

1) увеличение потребительских расходов С вследствие роста реального дохода приводит к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой AD вправо. К факторам роста потребительских рас­ходов и совокупного спроса относятся увеличение благосостояния потребителя в результате, например, повышения стоимости ценных бумаг, благоприятный прогноз роста будущих реальных доходов, небольшой объем задолженности по потребительским кредитам, снижение ставок подоходного налога. Снижение же потребитель­ских расходов происходит вследствие уменьшения реального дохо­да, что понижает совокупный спрос и сдвигает его кривую влево;

2) изменения в инвестиционных расходах / связаны с увеличе­нием или уменьшением расходов на покупку инвестиционных то­варов (средств производства). Рост инвестиций увеличивает сово­купный спрос и сдвигает кривую AD вправо. К факторам роста ин­вестиционных расходов относятся снижение процентной ставки, ожидание высоких прибылей от инвестиций, уменьшение налогов с предприятий, внедрение новых технологий, более полное исполь­зование имеющихся мощностей. Уменьшение инвестиционных рас­ходов приводит к снижению совокупного спроса и сдвигу его кри­вой влево;

3) увеличение государственных расходов G на покупку товаров и услуг вызывает рост совокупного спроса и смещение кривой AD вправо, а снижение - влево;

4) увеличение расходов на чистый экспорт, вызванное неце­новыми факторами, приводит к росту совокупного спроса и сдвигу кривой AD вправо. Факторами, обусловливающими такую ситуа­цию, могут быть рост национального дохода иностранных госу­дарств, обесценивание отечественной валюты по отношению к дру­гой, которое будет означать относительно более дешевый экспорт и более дорогой импорт товаров и наоборот.

9.3 Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения и ее сдвиги.

Под совокупным предложением понимают сумму стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг. Кривая AS показывает взаимосвязь реального объема производства и уров­ня цен (рис. 2). При этом прослеживается прямая (положитель­ная) зависимость: чем выше уровень цен, тем больше заинтересо­ванность в дополнительном производстве товаров и услуг.

На кривой AS можно выделить три участка: I — горизонталь­ный (кейнсианский), II — промежуточный и III — вертикальный (классический) Горизонтальный участок назван кейнсианским по имени известного английского экономиста Кейнса. На этом отрезке реальный объем производства значительно ниже объ­ема производства при полной занятости Qf. что свидетельствует о состоянии экономического спада, недоиспользовании производ­ственных мощностей и избытке рабочей силы.

При задействовании неиспользованных ресурсов и увеличении объема национального производства повышение уровня цен и заработной платы не проис­ходит. При сокращении реального объема национального производ­ства уровень заработной платы и цен также остается неизменным.

На промежуточном отрезке II рост объема национального про­изводства сопровождается ростом цен. Это происходит потому, что в некоторых отраслях избыточные ресурсы вовлечены в производ­ство, часто используется менее эффективное оборудование, т. е. возрастают издержки на единицу продукции, и для их компенсации необходимы более высокие цены.

Вертикальный (классический) отрезок III на кривой совокупно­го предложения, рассматриваемый классической теорией, означа­ет, что экономика достигла полной занятости при объеме производ­ства Qf, т. е имеющиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее на­ращивание объема производства на кратковременном интервале невозможно. Таким образом, повышение цен не приведет к нара­щиванию производства.

Движение вдоль кривой совокупного пред­ложения отражает взаимосвязь реального объема производства и цен. Влияние же неценовых факторов совокупного предложения приводит к изменению, с одной стороны, издержек на единицу про­дукции при данном уровне цен, а с другой — совокупного предло­жения и сдвигу кривой AS вправо при снижении издержек на еди­ницу продукции и росте совокупного предложения и влево — при увеличении издержек на единицу продукции и падении совокупно­го предложения. К неценовым факторам совокупного предложе­ния относят изменения цен на ресурсы, производительности и правовых норм.

1) Изменение цен на ресурсы (труд, земля, капитал) может проис­ходить вследствие потери природного плодородия земли, уменьше­ния предложения рабочей силы, сокращения количества и ухудшения качества капитала, снижения количества способных к предпри­нимательской деятельности людей, роста цен на импортные ресур­сы, усиления рыночной власти поставщиков ресурсов и профсою­зов Удорожание ресурсов увеличивает издержки на единицу про­дукции, снижает совокупное предложение (кривая AS смешается влево) и наоборот.

2) Поскольку производительность обратно пропорциональна затратам, уменьшение издержек на единицу продукции приведет к росту производительности и совокупного предложения (смещение кривой AS вправо) Падение же производительности будет означать рост издержек на единицу продукции, падение совокупного пред­ложения и смешение его кривой влево.

 

3) Изменение правовых норм предполагает, что рост ставок нало­гов, затрат на государственное регулирование увеличит издержки на единицу продукции, понизит совокупное предложение и смес­тит его кривую влево Уменьшение налоговых ставок, субсидий и дерегулирование снизят издержки на единицу продукции, увеличат совокупное предложение (кривая AS сместится вправо)

9.4 Общее макроэкономическое равновесие. Нарушение равновесия: смещение кривых совокуп­ного спроса и совокупного предложения

Макроэкономическое равновесие означает оптимальный вариант выбора в экономике. Оптимальный выбор в экономике предпо­лагает сбалансированность использования ограниченных производ­ственных ресурсов и их распределение между членами общества, т.е. сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.

Виды равновесия:

1. Идеальным (теоретически желаемым) равновесием будет стабильное использование экономического потенциала ресурсов об­щества при оптимальной реализации интересов всех участников хозяйственной деятельности.

2. Фактическое. Выявление нарушений и отклонений фактического равновесия от их идеальной модели дает возможность нахождения путей и способов их устранения

3. Кроме идеального и фактического (реального) равновесия выделяют частичное, т. е. равновесие на отдельных рынках. и общее, представляющее собой единую взаимосвязанную систему частичных равновесий.

Рассмотрим равновесие на товарном рынке. Рынок товаров будет находиться в равновесном состоянии, если при данном уровне цен совокупное предложение будет равно совокупному спросу или, что одно и то же, выпуск продукции будет равен совокупным расхо­дам На рис. 3 видно, что равновесие наступает в точке пересе­чения кривых совокупного спроса AD и совокупно о предложения AS.

Проекции точки равновесия на вертикальную и горизонталь­ную ось дают соответственно равновесный уровень цен и равно­весный реальный объем национального производства.

Равновесие можно рассматривать на трех участках кривой AS: горизонтальном, промежуточном и вертикальном.

1 - Горизонтальный (кейнсианский) отрезок характеризуется высоким уровнем безработицы, большим количеством неиспользо­ванных мощностей. Здесь равновесие совокупного спроса AD1 и совокупного предложения AS наступает при равновесном уровне цен Р1, и равновесном объеме производства Q1. Если бы был про­изведен больший объем производства, чем Q1, то он не нашел бы спроса и предприятиям пришлось бы сократить производство до Q1. При уровне производства меньше равновесного запасы фирм сократились бы и они стали бы наращивать производство до Q1. Увеличение спроса на этом участке до AD1' приведет к увеличению реального объема национального производства без изменения уров­ня цен.

 

Рис 3 Равновесие на рынке товаров

2 - На промежуточном участке равновесный объем равен Q2. Его изменение вызовет адекватную трансформацию цен, что будет означать автоматическое нивелирование перепроизводства или не­допроизводства товаров с помощью цен, Перепроизводство, т. е. превышение равновесного уровня объема производства, приведет к снижению цен и предложения товаров, недопроизводство — к ро­сту цен, снижению объема покупок, а затем к увеличению объема выпускаемой продукции, т.е. равновесное состояние экономики будет восстановлено. Увеличение совокупного спроса на промежу­точном участке вызовет увеличение реального объема националь­ного производства и уровня цен.

3 - Равновесие на вертикальном (классическом) участке кривой совокупного предложения наступает при уровне реального объема национального производства Q3 который соответствует полной занятости. Увеличение объема производства здесь невозможно, так как имеющиеся ресурсы используются полностью. Рост совокуп­ного спроса приведет к росту цен при прежнем объеме выпуска продукции.

К числу важнейших факторов, оказывающих влияние на сово­купный спрос и макроэкономическое равновесие, принадлежат государственные закупки и чистый экспорт.

Увеличение государ­ственных расходов на покупку товаров и услуг увеличивает сово­купные расходы и сдвигает кривую AD вправо вверх. Образуется новый, более высокий уровень равновесного объема производства. При этом правительственные расходы подвержены эффекту муль­типликатора, т. е. прирост равновесного объема производства в несколько раз превышает прирост государственных расходов.

На уровень совокупных расходов оказывает воздействие вне­шняя торговля посредством показателя чистого экспорта, который может быть положительным или отрицательным Положительный чистый экспорт (экспорт превышает импорт) приводит к увеличе­нию совокупных расходов, сдвигу кривой AD вправо вверх и росту равновесного объема производства Отрицательный чистый экспорт (экспорт ниже импорта) уменьшает совокупные расходы и равно­весный объем производства При этом воздействие и положитель­ного и отрицательного чистого экспорта подвержено эффекту муль­типликатора, прирост (снижение) чистого экспорта вызывает боль­ший по величине прирост (снижение) объема производства.

Муль­типликатор чистого экспорта будет равен отношению изменения объема производства к изменению чистого экспорта.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал