Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение предельного дохода и предельных издержек.






Второй подход к определению оптимального объема выпуска предполагает сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции прибавляет к доходу и издержкам.

На начальных стадиях производства предельный доход превышает предельные издержки, т.е. каждая дополнительная единица продукции увеличивает совокупную прибыль. Затем в соответствии с законом убывающей отдачи факторов производства предельные издержки начинают возрастать и в конце концов превышают предельный доход. Следовательно, совокупная прибыль уменьшается. Разделяет эти два интервала точка равенства предельного дохода и предельных издержек. Таким образом, фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, достигнув точки, где МR = МС. Этот принцип называют правилом равенства предельного дохода и предельных издержек.

При использовании данного правила при втором подходе для определения оптимального объема выпуска выделяют три случая:

1) Максимизация прибыли. Допустим, что кривые предельного дохода (MR) и издержек конкурентной фирмы (МС) выглядят так, как показано на рис. 10.2.

Фирма максимизирует прибыль в точке М, выпуская в соответствии с правилом MR = МС Ql единиц производства. Валовой доход определяется произведением цены Р1 и объема выпуска Ql и равен площади фигуры OP1MQ1. Валовые издержки соответствуют площади прямоугольника OCKQ1. Разность между валовым доходом и валовыми издержками образует экономическую прибыль, равную площади заштрихованной фигуры СР1МК.

2) Минимизация убытков. При ухудшении рыночной конъюнктуры цена может понизиться с Р, до Pz. В этом случае валовой доход станет меньше валовых издержек и фирма будет терпеть убытки (рис. 10.3). В соответствии с правилом MR = МС фирма выпускает Q2 единиц продукции, обеспечивающее минимизацию убытков. Валовой доход равен площади заштрихованной фигуры. Валовые издержки превышают валовой доход на величину убытков 2МКС). Фирме следует продолжать производство, так как доход позволяет возместить все переменные издержки и часть постоянных затрат.

3) Закрытие фирмы. В случае дальнейшего понижения цены может наступить момент, когда доход не позволит возместить даже переменные издержки. В этой ситуации фирма должна временно прекратить производство. При благоприятном изменении рыночной конъюнктуры производство может быть возобновлено.

Проведенный анализ показывает, что в условиях заданной рынком неизменной цены (совершенно эластичной кривой спроса) количество продукции, которое фирма готова поставить на рынок, зависит от предельных издержек. Следовательно, кривая предложения конкурентной фирмы будет совпадать с восходящим отрезком кривой МС, расположенным выше средних переменных издержек AVC (рис. 10.3). Сумма индивидуальных предложений всех фирм в отрасли образует отраслевое рыночное предложение.

В долгосрочном периоде фирмы располагают достаточным временем для изменения масштаба производства. Может измениться и число фирм в отрасли.

Считается, что долгосрочное равновесие достигнуто, когда выполняются условия:

Р = MR - МС = min АТС.


Рис. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

На графике видно, что в точке Е соблюдаются все три условия долгосрочного равновесия. Если цена превысит минимальные средние общие издержки, фирмы в отрасли будут получать экономическую прибыль, что привлечет на рынок конкурентов. В результате предложение повысится, а цена понизится до уровня равновесной. И наоборот, при падении цены ниже равновесной, фирмы будут получать прибыль меньше нормальной, что вызовет их отток из отрасли. Предложение понизится, а цена возрастет до уровня равновесной.

Следовательно, можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции экономическая прибыль является временным явлением.

Экономисты считают рынки с совершенной конкуренцией высокоэффективными, так как, во-первых, здесь достигается производственная эффективность при цене, равной минимальным средним общим издержкам, что означает изготовление товара наименее дорогостоящим способом (лучшая технология, минимум ресурсов, низкие цены); во-вторых, имеет место эффективное распределение ресурсов, т.е. создание необходимых потребителям товаров при Р = МС; а в-третьих, вследствие свободного перелива ресурсов конкурентные рынки обладают способностью быстро восстанавливать эффективность использования ресурсов при возможных нарушениях равновесия.

В то же время существуют некоторые ограничения эффективности совершенной конкуренции:

1) не решаются проблемы распределения доходов, общественных благ, отрицательных внешних эффектов;

2) не всегда используется наиболее эффективная техника, так как нововведения быстро дублируются конкурентами, а небольшой размер конкурентной фирмы ограничивает возможности автоматизации и финансирования;

3) стандартизированный товар ограничивает диапазон потребительского выбора.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал