Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Фирма в условиях чистой конкуренции
6.1 Общая характеристика рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. 6.2 Спрос и предложение на конкурентном рынке. Цена равновесия фирмы. 6.3 Доход конкурентной фирмы и его формы. 6.4 Прибыль как основной показатель деятельности предприятия. Балансовая и чистая прибыль. Рентабельность. 6.5 Определение оптимального объема выпуска. Максимизация прибыли конкурентной фирмы.
6.1 Общая характеристика рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяют рыночную структуру. Она характеризуется следующими параметрами: * количеством и размерами фирм в отрасли; * характером продукции; * легкостью входа и выхода из конкретного рынка; * доступностью информации. В соответствии с этим выделяют четыре главных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия (таблица).
Совершенная конкуренция — это рыночная структура, характеризующаяся большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, возможностью свободного входа и выхода из рынка и равной для всех доступностью информации. Антиподом совершенной конкуренции является чистая монополия — модель, при которой одна фирма становится единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей, и когда проникновение в отрасль других фирм практически невозможно из-за существующих барьеров. Между двумя крайними состояниями — совершенной конкуренцией и чистой монополией выделяют промежуточные рыночные структуры — монополистическую конкуренцию и олигополию. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, характеризующаяся довольно большим числом фирм, выпускающих схожую, но не идентичную продукцию, при сравнительно легких условиях входа и выхода из рынка. Олигополия — ситуация, когда имеется небольшое количество фирм, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию. Рыночные структуры делят на две группы; идеальные и реальные. К первой относят совершенную конкуренцию и монополию, ко второй — монополистическую конкуренцию и олигополию. Идеальные модели позволяют изучить поведение фирм при заранее определенной системе ограничений, определить оптимальный вариант выбора. Сравнивая идеальные рынки с реальными, мы получаем информацию о реакции фирм на изменение рыночных условий. Значение анализа рынка совершенной (чистой) конкуренции состоит в том, что: 1) существуют отрасли, структура которых очень близка к этой модели; 2) совершенную конкуренцию можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая служит исходным пунктом для определения цены и объема производства в более сложных моделях; 3) с совершенной конкуренцией, как со стандартом, можно сравнивать эффективность реальной экономики.
6.2 Спрос и предложение на конкурентном рынке. Цена равновесия фирмы. Целями изучения конкурентного рынка являются: * изучение спроса и предложения с точки зрения конкурентного продавца; * рассмотрение адаптации конкурентной фирмы к существующей цене в краткосрочном периоде; * исследование долгосрочных изменений в отрасли; * оценка эффективности конкурентной отрасли с точки зрения общества. На рынке совершенной конкуренции выполняются следующие условия: 1) множество конкурирующих продавцов реализует стандартизированную продукцию многим покупателям; 2) каждая фирма имеет менее 1% общего объема продаж за любой период; 3) отдельные фирмы не рассматривают конкурентов как угрозу их рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга; 4) информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение рыночных условий; 5) не существует ограничений для входа в рынок и выхода из него. В соответствии с перечисленными условиями, доля отдельной фирмы в общем объеме предложения очень мала. Следовательно, любая конкурентная фирма не может ощутимо воздействовать на цену. Этот параметр устанавливается на основе рыночного спроса и предложения. Фирма лишь приспосабливается к цене, которую диктует рынок. Кривая рыночного спроса в этом случае представляет собой типичную кривую спроса, имеющую отрицательный наклон. Значит, в условиях совершенной конкуренции объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар (рис., а).
а — установление цены на отраслевом конкурентном рынке; б — кривая спроса и иена для отдельной фирмы Кривая же спроса для отдельной фирмы совершенно эластична, так как фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем что цена остается постоянной, предельный доход (MR) также остается постоянным и совпадает с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене. Валовой доход (TR) в этом случае определяется как произведение цены на соответствующее количество реализованного продукта. При постоянной цене каждая дополнительно реализованная единица товара увеличивает валовой доход на одну и ту же величину. Поэтому кривая валового дохода представляет собой прямую линию, восходящую из начала координат. 6.3 Доход конкурентной фирмы и его формы. Используя в процессе производства и реализации продукции ресурсы, предприятие получает доход. В экономической теории различают общий (совокупный), средний и предельный доходы. Совокупный доход (TR) — это сумма, поступающая предприятию от продажи определенного количества блага, т.е. выручка. Он равен цене товара, умноженной на количество проданных единиц: TR = Р х Q; где TR — общий доход; Р — цена единицы товара; Q — количество проданных единиц товара. Средний доход (AR) представляет собой доход, получаемый предприятием от продажи 1 единицы продукции. Он определяется как частное от деления общего дохода на количество единиц реализованного блага: AR = TR / Q = ( PxQ) / Q = P Как видим, средний доход равен цене единицы продукции. Предельный доход (MR) представляет собой приращение общего дохода за счет выпуска и продажи дополнительной единицы продукции. Он может быть подсчитан для любого изменения объема выпуска продукции следующим образом: MR = DТR /D Q где МR — предельный доход; D ТR — приращение общего дохода; D Q — приращение выпуска продукции на одну единицу. В условиях совершенно конкурентного рынка, где на цену не влияет количество единиц продукции, выпускаемой фирмой, предельный доход будет равен цене единицы продукции (МR =- Р), так как D ТR = Р х D Q, поэтому MR = (P x DQ) / DQ =P Используя данные формулы, рассчитаем размеры совокупного, среднего и предельного доходов, полученных конкурентной фирмой (таблица). Таблица Совокупный, средний и предельный доходы конкурентной фирмы
Как видно из таблицы, TR увеличивается на постоянную величину, равную цене единицы продукции, так как при условии совершенной конкуренции дополнительные единицы продаются по постоянной рыночной цене. Графически это утверждение будет выглядеть следующим образом: Поскольку фирма может продавать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая же валового дохода фирмы (ТR) имеет вид прямой восходящей линии, так как этот показатель увеличивается на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж. 6.4 Прибыль как основной показатель деятельности предприятия. Балансовая и чистая прибыль. Рентабельность. Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства (труда, земли, капитала и предпринимательского фактора). До сих пор нет однозначного толкования сущности и форм прибыли. К. Маркс определял прибыль как внешнюю форму проявления буржуазных производственных отношений. В основе такой трактовки лежит признание эксплуатации наемного труда. В экономической литературе также встречаются следующие концепции прибыли: * плата за услуги предпринимательской деятельности; * плата за новаторство; * плата за риск; * порождение монопольного положения производителя (продавца) на рынке. Подходы к определению прибыли: Балансовая прибыль — это общая сумма прибыли предприятия, характеризующая конечный финансовый результат его производственной и непроизводственной деятельности за определенный период и отражающаяся в бухгалтерском балансе. В балансовую прибыль, например, промышленного предприятия включается: * прибыль от реализации товарной продукции, работ и услуг промышленного характера (включая платные услуги населению); * прибыль от реализации других материальных ценностей, продукции и услуг промышленного характера (подсобное хозяйство); * доходы от внереализационных операций за вычетом расходов по этим операциям; * сальдо непланируемых доходов, расходов и потерь. Чтобы определить балансовую прибыль предприятия, необходимо из его совокупного дохода вычесть полную себестоимость и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизный налог и др.). Чистая прибыль – прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей. Для определения налогооб-лагаемой прибыли из балансовой прибыли вычитают налог на недвижимость и размер льготируемой прибыли. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется путем уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму налога на прибыль и налога на доходы. Прибыль на нужды предприятия будет меньше прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на сумму штрафов за превышение допустимых выбросов, госпошлины, местных налогов и сборов, уплачиваемых за счет прибыли, отчислений в централизованные фонды и др.
Абсолютная величина прибыли характеризует эффективность деятельности предприятия с точки зрения динамики. Но она не дает возможности сопоставлять и оценивать деятельность двух хозяйствующих субъектов, поскольку у них имеются различные стартовые возможности. Пожтому рассчитывают показатель «норма прибыли», который рассчитывается по формуле НП = П / Сб х 100 %
где НП - норма прибыли; П — масса прибыли; Сб - себестоимость продукции. Одним из вариантов этого показателя является рентабельность, которая выступает как рентабельность производства и рентабельность продукции. Рентабельность производства отражает задачу авансированных в него средств и исчисляется как отношение балансовой прибыли (Пб) к величине основных производственных фондов (Оф) и собственных оборотных средств (Ос): Рп = Пб / (Оф + Ос) х 100 % Рентабельность продукции показывает степень выгодности производства того или иного вида изделия. Она рассчитывается путем соотношения балансовой прибыли к текущим затратам на производство и реализацию продукции в форме полной себестоимости (Сб): Рпрод = Пб / Сб х 100 % 6.5 Определение оптимального объема выпуска. Максимизация прибыли конкурентной фирмы. В краткосрочном периоде конкурентная фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства. Для определения его оптимального значения используются два подхода:
|