Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система арт-терапевтических занятий 1 страница






Каждое из предложенных занятии является много­целевым и может стать основой для системы арт-тера-певтической работы с одной из наиболее часто встреча­ющихся личностных проблем. Среди них: страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения, внутригруппового взаимодействия, взаимоот­ношений с окружающими и многие другие.

Вместе с тем система занятий в предлагаемой после­довательности представляет модель краткосрочной те­матически-ориентированной арт-терапии. При этом основной акцент смещается с лечебных и коррекционных целей на цели психопрофилактические, социально-тера­певтические, воспитательные, развивающие, диагности­ческие.

Длительность одной встречи с группой составляет 30-120 минут (в зависимости от арт-терапевтической цели, логики работы и возраста участников). Периодич­ность: 1-2 раза в неделю.

Тема, четко выраженная структура, определенное содержание каждого этапа занятия задают организа­ционную упорядоченность, некоторую директивность. Однако по стилю психотерапевтических отношений, эмоциональной атмосфере арт-терапевтическое взаи­модействие отличается демократичностью, творчес­ким гуманистическим характером, личностно ориен­тировано.

Предложенные техники довольно универсальны и подходят для работы со всеми возрастными группами: от младших школьников, начиная с семи лет, до взрос­лых и людей преклонного возраста. Могут быть адапти­рованы для индивидуальной арт-терапии.

 

Занятие I. «Рисуем круги...»

Общие замечания. Приоритетные цели

Данное занятие подходит для начала и завершения АТ работы. Оно способствует разви­тию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить лич­ностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; вы­являет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования груп­повой сплоченности.

Оптимальное число участников — 14-16 человек (две малые группы). АТ пространство орга­низуется следующим образом: два больших стола (мож­но составить ученические парты), вокруг которых рас­ставлены стулья и стол арт-терапевта.

Материалы:

Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бу­маги длиной около 2 м каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобрази­тельные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, мас­ляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется са­мостоятельно каждым участником). Для младших школьников желательны нарукавники, фартуки, халаты.

Многие дети очень переживают и расстраиваются, если в процессе работы проливают воду, пачкают одеж­ду краской. Чтобы такие досадные случайности не огра­ничивали спонтанности и свободы творчества и не сни­жали терапевтического эффекта занятия, необходимо заранее позаботиться об удобной спецодежде.

Основные процедуры. Этапы

(Инструкции для участников выделены курсивом.)

1. Настрой («разогрев»). Варианты упражнений:

Каракули.

Передача листа по кругу.

Рисунок по кругу.

2. Индивидуальная работа.

• Займите место за одним из столов. При жела­нии свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

• Нарисуйте кружок желаемого размера понра­вившимся цветом.

• Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображе­ния со стороны.

• Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в простран­стве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

• Обведите контуры рисунков.

• Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представь­те, что прокладываете дороги.

• Заполните пространство каждого из своих кру­гов сюжетными рисунками, значками, символа­ми, т. е. придайте им индивидуальность.

3. Коллективная работа.

• Походите вокруг листа-картины, вниматель­но рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участ­ников, попробуйте с ними об этом договориться.

• С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понра­вились. Будьте бережны к пространству и чув­ствам других!

• Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участни­ками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

4. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает соб­ственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые по­желания, которые ему написали другие участники.

Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации

Для этой техники выбран именно круг как мифологи­ческий символ гармоний. Считается, что круг из-за отсут­ствия острых углов — самая «доброжелательная» из всех гео­метрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность, ифивость.

Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объе­диняет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений.

Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, пред­почитают окружности всем другим фигурам. Это, види­мо, связано с простотой круглой формы.

Рисовальщик, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность ли­ста до самого края, словно открывая их для себя. Мно­жество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекаю­щимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой са­модостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание [3].

Рисование в круге принято называть техникой рису­ночной мавдалы («магический круг»). Как следует из пси­хологического словаря, мандала — символический рису­нок, обычно квадрат внутри круга или круг внутри квадрата, с каким-либо символом в центре. Это — своеоб­разный мостик между внутренним и внешним мирами, он позволяет изобразить в виде рисунка самость, целостную личность, ее гармоничное состояние, а также тонкие, не­выразимые обычными средствами переживания (К. Юнг). В последние годы эта техника стала применяться и как проективный психодиагностический инструмент.

Предложенный вариант занятия в некотором смыс­ле сходен с социометрическими методиками, имеет зна­чительную диагностическую ценность.

Одна из задач 1 этапа состоит в знакомстве и/или сближении участников группы посредством совместных действий. Для этого, по словам Р. Гудман, особенно подходит упражнение «Передача листа». Оно ценно тем, что рисунок не имеет авторства, а потому не может стать предметом для адресной иронии и критики.

Каждому из присутствующих предлагается нарисо­вать на своем листе бумаги какой-либо простой и знако­мый всем образ, а затем отдать рисунок соседу справа. Тот что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу. Работа заканчивается, когда каждый рисунок возвратится к своему первому автору. Далее участники обмениваются впечатлениями. Обычно скла­дывается благоприятная творческая атмосфера, способ­ствующая проявлению творческой активности и спон­танности на следующих этапах работы.

Модификацией данного упражнения является созда­ние единого группового рисунка. В этом случае по кругу передается только один лист бумаги, на котором каждый участник по очереди изображает что-либо по собственно­му замыслу или дополняет работу предыдущих авторов.

Упражнение интересно, особенно в быстром темпе, но малоэффективно в больших группах, а также с младши­ми школьниками и детьми, имеющими отклонения в во­левой сфере, поскольку те, кто уже завершил работу, ожидая следующую инструкцию, могут отвлекаться, вмешиваться в творческий процесс других, комментиро­вать, советовать, иронизировать. Самые нетерпеливые задают вопросы типа: «А что дальше? А можно я...». По­этому в подобных упражнениях на этапе настроя необ­ходимы ограничения по времени. Психолог может рег­ламентировать продолжительность работы каждого участника, например, по секундомеру или прерывать ри­сование хлопком.

Этап индивидуальной работы обладает значитель­ным диагностическим потенциалом. Информативны ме­стоположение круга, его размеры, толщина контура, а также цветовой выбор и формальные характеристики со­единительных линий. Важно обратить внимание на со­держание, символику, особенности сюжетного рисунка внутри круга. По названным признакам нетрудно составить первоначальное впечатление о том, как субъект ви­дит и воспринимает личное пространство, каковы его притязания, самооценка, индивидуально-личностные особенности. К примеру, наличие сильной штриховки, маленькие размеры изображения, предположительно, свидетельствуют о неблагоприятном физическом и/или психологическом состоянии ребенка, высокой степени напряженности, скованности, тревожности. Напротив, большие размеры, применение ярких цветовых оттенков расцениваются как индикаторы хорошего самочувствия, раскованности, отсутствия напряженности и утомления.

Не менее важно понаблюдать, как ведет себя человек во время творческой работы, как воспринимает инструк­ции и следует ли им, насколько бережно относится к творчеству других, удаются ли ему коммуникативные контакты с группой.

Некоторые дети (и взрослые тоже), не имея каранда­шей предпочитаемого цвета, даже не пытаются обратить­ся с соответствующей просьбой к кому-либо из присут­ствующих. Желательно, по возможности, прояснить ситуацию, а также деликатно уточнить, что именно субъект предпочел бы изменить в совместной групповой деятельности.

Ценная для диагностики информация может быть по­лучена и при выполнении инструкции: «Соедините по­средством линий нарисованные вами круги с теми, ко­торые особенно понравились». Это своеобразная модель социометрического выбора, поскольку участники зачас­тую ориентируются не на внешнюю привлекательность рисунка, а на авторство. Бывает также, что линии-»до-роги» по пути к цели пересекают некоторые изображен­ные объекты. Важно обратить внимание на реакцию тех, чьи рисунки испорчены. Продолжают ли они работать, огорчаются, портят в отместку рисунки обидчиков, «зах­ватывают» новое пространство, ведут себя как-то ина­че? Есть ли такие, кто не провел ни одной линии от сво­их рисунков? Есть ли изображения, которые не соединены с остальными? Если таковые имеются, надо предложить «заземлить» их с помощью линии, проведен­ных к краю листа. Иначе у автора может возникнуть чув­ство отверженности группой (Е. Р. Кузьмина) [26].

Поэтомузадача этапа коллективной работы — созда­ние ситуации гуманного взаимодействия и взаимопомо­щи. Благодаря совместным усилиям, неприметные ра­нее рисунки к удовольствию автора приобретают более привлекательный вид. Как правило, складывается атмос­фера взаимной симпатии и «заражения» положительны­ми эмоциями.

Дети, да и многие взрослые, с удовольствием рисуют в чужих тетрадях. Важно понять, с какими намерениями че­ловек внедряется на «территорию» другого, насколько доброжелательно это сотрудничество. Иногда, несмотря на уговоры, некоторые участники не соглашаются ни на какие изменения в своем рисунке, порой даже проявляют агрессивность. В таких ситуациях нельзя настаивать.

Бывает, что некоторые участники стирают линии и другие изображения вокруг своих кругов, очерчивают, обособляют выбранное для работы место на общем лис­те. Подобные ситуации, безусловно, информативны в диагностическом плане, а также в контексте бережного отношения к личному пространству другого человека.

Следующая инструкция (нарисовать фон) предпола­гает организацию коллективного изобразительного твор­чества на свободном пространстве листа. Психолог дол­жен наблюдать за тем, как участники договариваются о содержании и способах выполнения задания: работают ли все вместе, создавая однообразный фон; делят лист на части и работают малыми группами; рисуют индиви­дуально собственный вариант узора, обособляя тем са­мым территорию своих кругов? Есть ли лидеры и недо­вольные в этой работе?

На заключительном этапе происходит вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникали в процес­се индивидуальной и коллективной работы. Человек, интерпретируя свой рисунок, может словами дополнить, «подправить» и объяснить то, что не удалось изобразить.

При этом реализуется потребность быть понятым и при­нятым группой.

Как правило, на занятии создается доброжелатель­ная обстановка. В процессе обсуждения участники ин­туитивно используют прием «психологического погла­живания». Хвалят все рисунки, уточняют замысел, оказывают эмоциональную поддержку. К примеру, на одном из занятий студентка, показывая свои круги на листе бумаги, несколько раз извинялась за то, что не умеет рисовать: даже щеки у матрешки получились раз­ного оттенка. Но группа тут же нашла другую причи­ну — просто свет неудачно падает, а рисунок очень хо­роший.

Завершая занятие, стоит подчеркнуть успех всех и ин­дивидуальную неповторимость каждого. В детских груп­пах желательно также отметить, что благодаря сотвор­честву обычный рулон бумаги превратился в нарядное, декоративное полотно, на котором все круги взаимосвя­заны, им надежно и уютно вместе.

И дети, и взрослые после завершения занятия беспо­коятся о дальнейшей судьбе своих «картин». Желатель­но оставить их прикрепленными к стене (в кабинете, рек­реации) как бы продлевая арт-терапевтический эффект еще на какое-то время.

Итак, данная арт-терапевтическая техника достовер­но выявляет место каждого участника в общей палитре взаимоотношений.

Модификации занятия «Рисуем круги...»

1. Свободный рисунок в круге

Каждому участнику для индивидуальной работы предлагается выбрать один или несколько кругов любо­го размера. (Шаблоны диметром от 3 до 30 см из плот­ной бумаги необходимо подготовить заранее.)

После того, как рисование в кругах завершено, учас­тники объединяются в малые группы по 5-7 человек и создают общую композицию на листе ватмана, исполь­зуя в качестве основы свои творческие работы.

ИЗ

Далее «картины» прикрепляют к стене (доске), рас­сматривают, обмениваются впечатлениями. Занятие за­вершается рефлексивным анализом. Обсуждаются осо­бенности индивидуальной работы и внутригруппового взаимодействия. Можно предложить участникам сочи­нить истории к рисункам.

2. Тематический рисунок в круге

Для создания композиции в круге задается тема. На­пример, «Белое и черное», «Счастье и горе», «День и ночь», «Хорошее и плохое», «Половинки моего «Я» и т. д. Главное, чтобы формулировки задания заключали в себе альтернативные понятия, контрасты, отражали двой­ственность, скрытые противоречия целого, «две сторо­ны одной медали». Подобная работа побуждает челове­ка к исследованию и осознанию собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей.

3. Рисунок вдвоем в пространстве круга Участникам предлагается объединиться попарно,

выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции.

Понятно, что не всем удается создать гармоничный рисунок, особенно, если пары были образованы по слу­чайному признаку, состояли из малознакомых друг дру­гу партнеров.

В этом упражнении ярко проявляются особенности межличностного взаимодействия, тенденции к лидер­ству или подчинению, доминирующие стили поведения участников, что представляет собой большую ценность для диагностики.

Не менее интересна и информативна групповая ра­бота в пространстве одного большого круга.

4. Рисунок в круге как диагностическая методика

В статье президента Американской арт-терапевтичес-кой ассоциации Робин Гудман описана техника рисования в круге с целью диагностики родительско-детских отноше­ний. Испытуемым предлагается изобразить себя самих и своих родителей с помощью кругов различного размера, расположив их на листе, на определенном расстоянии друг от друга. Полученные результаты в значительной мере сви­детельствуют о степени эмоциональной близости и значи­мости для ребенка каждого члена семьи [15].

5. Создание мандалы.

Интересен вариант занятия, когда участники по со­ответствующим правилам рисуют символические «ма­гические круги» — мандалы на плотном картоне, а затем дарят их друг другу как счастливые талисманы, обереги. Зачастую такие подарки бережно хранят долгие годы.

 

Занятие 2. «Рисуем деревья...»

Общие замечания. Приоритетные цели

Занятие позволяет развивать чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелатель­ные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Со­четание изобразительного творчества и музыки побуж­дает к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

Оптимальное число участников от 8 до 12 человек.

Пространство арт-терапевтического взаимодействия необходимо организовать таким образом, чтобы в поме­щении получились три условных круга: свободная от мебели территория, на которой можно легко перемещать­ся, танцевать; круг из стульев (в количестве равном чис­лу присутствующих на занятии); столы для работы, рас­положенные по кругу. Для детей при работе с красками необходимо предусмотреть спецодежду.

Материалы:

Масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь — по желанию, бумага формата А4, большой лист ватмана. Техническое средство для вос­произведения музыки. Записи музыкальных композиций.

Основные процедуры. Этапы

(Инструкции участникам арт-терапевтического заня­тия выделены курсивом).

1. Настрой («разогрев») Активизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений

Участникам предлагается занять удобное для себя по­ложение (встать, присесть, сесть на пол, если есть соот­ветствующие условия, — по желанию).

• Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мело­дию, движения, с помощью которых можно было бы выразить собственное состояние < < здесъ и теперь».

• Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения.

2. Поиск образа посредством движений под музыку

Звучит медленная, мелодичная музыкальная компо­зиция (без слов).

• Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес.

• Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев.

Далее предлагается выбрать в пространстве аудито­рии подходящее место, где «дереву» удобно качать вет­вями, расти вверх и даже танцевать.

• Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует.

• Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Толи дело, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько ро­щиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками — листочками.

У психолога есть возможность обратить внимание на эффект социометрического выбора.

• Попробуем все вместе создать образ очень силь­ного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, пе-реплетаясъ между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиноче­ства.

Психологу важно понаблюдать, в каком из предло­женных образов участник арт-терапевтического занятия чувствует себя более комфортно и уверенно.

3. Индивидуальная работа

Инструкции к этому этапу надо сообщить заранее, чтобы не нарушить возникшее у человека эмоциональ­ное состояние.

Каждому участнику предлагается занять выбранное им место за рабочим столом.

• На листе бумаги с помощью любых изобразитель­ных средств нарисуйте представленные вами об­разы одного или нескольких деревьев и возникшие ассоциации.

• Придумайте рисунку название и историю, кото­рую «дерево» хотело бы рассказать от первого лица.

4. Этап вербализации

Участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмот­реть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисун­ке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можно попытать­ся деликатно расспросить, например, о чувствах, надеж­дах, мечтах, желаниях дерева-образа. Настаивать одна­ко не стоит.

Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, пси­холог и другие участники групповой работы могут до­полнительно задавать корректные косвенные вопросы:

• Где твоему дереву хотелось бы расти: на опуш -ке или среди других деревьев?

• Есть ли у него друзья и враги?

• Боится ли чего-нибудь это дерево?

• Грозят ли ему какие-либо опасности?

• О чем мечтает это дерево?

• Какое настроение у твоего дерева?

• Это дерево скорее счастливо или несчастно?

• Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

• За что его любят люди?

• Что снится дереву?

• Какой бы подарок его обрадовал?

• Как можно спасти, чем помочь, если дерево бо­леет?

Большинство детей с удовольствием рассказывают будто бы про дерево, сообщая учителю много важных све­дений о себе, своих переживаниях, сомнениях, проблемах.

Далее участникам предлагается следующая инст­рукция.

Необходимо отделить образ дерева от фона. Оторви­те по контуру изображения дерева внешнюю (лишнюю) часть рисунка. (Работа выполняется пальцами, ножни­цами пользоваться нельзя.)

5. Коллективная работа

• Представьте, что большой лист ватмана на полу — это поляна, на которой «вырастут» ваши деревья. Каждый вправе решать, где удоб­нее разместить рисунки: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или оставить в одиночестве (говоря образно).

• Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа.

• При желании, измените первоначальное место­положение вашего рисунка.

На этом этапе особенно значимо состояние уверен­ности, ощущение принятия и защищенности. Поэтому рисунки можно перемещать многократно. Больший те­рапевтический эффект достигается в случае, если лист имеет форму круга или эллипса.

6. Заключительный

Занятие завершается взаимными подарками и добры­ми пожеланиями.

• Вы можете обратиться друг к другу, например, с такими словами: «Пожалуйста, подари мне на память твое дерево» или «Позволь мне пода­рить свой рисунок на память тебе». Пусть эти подарки станут вашими счастливыми талис­манами.

Участники обмениваются творческими работами. «В лесу» (на листе бумаги) не должно остаться оди­ноких деревьев, которые никто не выбрал. В этом слу­чае психолог может попросить разрешения автора взять рисунок себе, непременно с автографом. Необходимо корректно помочь человеку выйти из затруднительно­го положения, если тот по какой-либо причине стесня­ется сам сделать подарок. Важно, чтобы у каждого ос­тался рисунок на память.

Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации

На первом этапе «Настроя» для облегчения верба­лизации возникших у участников визуальных образов можно использовать различные приемы. Пример 1.

Необходимо заранее приготовить одинаковые по фор­ме, размеру листы картона (бумаги, ткани) нескольких цветов. Разложить их на стульях на достаточном рассто­янии друг от друга. Получится, условно говоря, цветное пространство: зеленое, желтое, красное, голубое и др.

Далее каждому участнику предлагается свободно по­ходить по кабинет}', прислушиваясь к себе, к своим эмо­циям, и остановиться в пространстве того цвета, кото­рый в данный момент наиболее созвучен собственному настроению.

В итоге, участники объединяются по цветовому вы­бору. Следовательно, можно говорить о собирательном образе настроения малой группы.

Как известно, музыка оказывает заметное влияние на эмоциональное состояние человека. Поэтому если для психолога важна диагностическая информация, музыку использовать не следует.

Пример 2.

В работе с участниками, имеющими коммуникатив­ные проблемы, наибольшие затруднения возникают на этапе вербализации возникших ассоциаций, образов.

Можно воспользоваться следующим приемом.

На пол, в центр условного круга надо положить ка­кой-либо предмет.округлой формы (мячик, помпончик). Далее каждому участнику предлагается приблизиться к нему на желаемое расстояние. Получается некая модель по образу солнечной системы. Расстояние до центра — своеобразный индикатор готовности человека к откры­тому обсуждению своих чувств. Начинает тот, кто бли­же всего к игрушке.

Участники, которые заняли периферийную область круга, при желании могут не включаться в работу на эта­пе вербализации, а только наблюдать. Позже им предла­гается присоединиться к тем, чей рассказ вызвал наиболь­ший эмоциональный отклик, созвучен или похож на собственную историю. Посредством такого выбора чело­век в некоторой степени обозначает личную проблему.

Методика второго этапа занятия служит примером использования направленной визуализации, способству­ющей формированию групповой сплоченности.

В качестве иллюстрации на рисунке 10 представлена серия образов-ассоциаций: «Я одна», «Возьмитесь за руки», «Мы вместе».

Возможен другой вариант данного этапа.

Участникам предлагается слушать музыку, выполняя при желании спонтанные танцевальные движения. Ника­ких дополнительных словесных инструкций не дается. Тем самым создаются условия для расширения диапазона об­разов и эмоциональных реакций, в которых проявляются разнообразные глубинные переживания личности.

Успех занятия во многом зависит от поведения пси­холога. Выбор эффективной тактики определяется уров­нем доверия в группе, степенью открытости, возрастом участников и т. д. Иногда полезно танцевать вместе с группой. В иных случаях лучше отвернуться к окну, как

 

 

Рис. 10. «Я одна», «Возьмитесь за руки», «Мы вместе». (Работа студентки, 20 лет)

бы «задуматься», отстраниться от происходящего или даже на некоторое время выйти. Важно так организовать деятельность группы, чтобы каждому было комфортно. При этом, чем легче и естественнее преодолевается внут­реннее смущение, тем быстрее достигается терапевтичес­кий эффект.

Третий этап занятия также имеет несколько вариан­тов и может различаться по целям и содержанию.

Так, если приоритет отдается терапевтической и вос­питательной задачам, не следует ограничивать выбор изобразительных средств и сюжета. Можно рисовать красками, карандашами, фломастерами, мелками, ис­пользуя столько цветов и оттенков, сколько необходимо для выражения своего внутреннего состояния. То же са­мое можно сказать и о количестве деревьев, рисунков, дополнительных деталях.

Однако, если основная цель — диагностическая, при­дется следовать правилам проективного тестирования. Например, использовать лишь один цвет для изображе­ния только одного дерева, в частности, по методике Дж. -Бука — простой карандаш. Хотя именно на арт-терапев-тических занятиях, в отличие от проективных методов, многие участники испытывают столь сильные чувства и переживания, что плохо слышат и/или не воспринима­ют инструкцию, не следуют ей.

Значимым моментом четвертого этапа является, так называемая, ситуация откровения. Участники занятия сопереживают друг другу, стараясь оказать поддержку одобрением, сочувствием, «понимающей» мимикой, взглядом, жестами.

Если между участниками установилась подлинная, эмоциональная связь, группа старается помочь «больно­му дереву». Дети, к примеру, рисуют дятлов, «делают прививки» здоровых веток, «поливают» и т. п. В итоге, создается среда, близкая к терапевтической.

На пятом этапе занятия детям предлагается отде­лить фигуру от фона, причем выполнить эту работу пальцами, без помощи ножниц. Как известно, отрыва­ние бумаги пальцами («выщипывание» изображения), во-первых, способствует развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности, во-вторых, как бы опос­редованно подправляет облик «проблемных» деревьев. При этом улучшается эмоциональное состояние рисо­вальщика и группы в целом. Обратитесь, например, к рис.11. Если разделить изображения дерева и лесору­ба, т. е., образно говоря, отделить лесоруба с топором от дерева, то и опасность будто бы исчезает. (Сравните рис. Ни 12.)

Рис. I I

Рис. 12

На заключительном этапе возможны проявления «неравенства» в распределении подарков: одним участ­никам дарят охотнее, нежели другим. Поэтому психоло­гу важно заранее подготовить несколько рисунков, со­проводив их добрыми словами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал