Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система арт-терапевтических занятий 5 страница






По мнению специалистов (Л. А. Абрамян, А. И. Заха­ров и др.), процесс перевоплощения — важное условие перестройки эмоциональной сферы личности. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное пере­живание: он «лепит образ», преобразуя самого себя, и, наблюдая как бы со стороны, радуется изменению в игре, обнаруживая при этом определенные отношения к свое­му персонажу.

Доказано, что любое изображение страхов (игра, рас­сказ, лепка, рисунок) вызывает чувственный ответ, эмо­циональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты. Графическое изображение страхов требует волевых усилий, снижает тревожные ожидания их реализации.

Первичная диагностика эмоционально-аффективной сферы ребенка осуществляется, как правило, с помощью проективных рисуночных тестов и беседы:

— Скажи, пожалуйста, боишься ты или нет... (оста­ваться дома один, заболеть, темноты, страшных снов, взрослых, сверстников, пожара, воров...)?

— Нарисуй себя в темной комнате.

— Изобрази одного себя в лесу.

— Представь, что тебе страшно и ты спрятался. Где и от кого?

Обычно для выявления у ребенка разнообразных страхов используется форма анонимной анкеты с подоб­ными вопросами. Многочисленные фобии расценивают­ся как показатель преневротического состояния лично­сти, что служит основанием для специальной коррекционной работы.

Приведу пример протокола одного из занятий, пост­роенного на сочетании разнообразных приемов.

Форма работы — индивидуальная. Основная пробле­ма шестилетнего мальчика Балеры — патологический страх любой высоты.

На первой встрече, после этапа настроя, психолог попросил ребенка на листе бумаги формата А4 изобра­зить животное, которое чего-либо боялось. Был пред­ставлен набор карандашей.

Рисунок 1.

Валера выбрал простой карандаш, нарисовал петуха и лестницу, идущую вверх. Сказал, что он, вернее, петух, хотел бы подняться по лестнице высоко-высоко, но очень боится упасть, наверное, потому что болеет.

Психолог предложил мальчику изобразить лекарство.

Ребенок на самой верхней ступеньке лестницы нари­совал «аптечку».

Далее обсуждалась возникшая проблемная ситуация, как достать лекарство, чтобы помочь больному. В итоге, было принято решение: изобразить петуха, прыгающего по ступенькам вверх.

В процессе работы выяснилось, что в деревенском доме, где мальчик проводит каждое лето, два этажа. Од­нако на второй этаж он самостоятельно не поднимается из-за того, что деревянная лестница очень непрочная, скрипит и шатается.

Рисунок 2.

Валера нарисовал высотное четырнадцатиэтажное здание, на крыше которого примостился тот самый пе­тух из первого рисунка.

Мальчик сказал, что подняться было нетрудно, даже интересно, но теперь страшно смотреть вниз.

Психолог предложил ребенку придумать и нарисо­вать, что мог увидеть петух около дома, если бы все-таки решился посмотреть на землю с «высоты птичьего поле­та». Валера нарисовал троллейбус, детей, играющих в мяч, длинную пожарную лестницу, по которой один из мальчиков поднимется на крышу за петухом, только очень медленно, с маминой поддержкой. Как это может произойти, психолог вместе с мальчиком проделали, передвигая карандаш со ступеньки на ступеньку. Перво­начально воображаемый подъем «в сопровождении мамы» был осуществлен только до 8-го этажа, на кото­ром живет бабушка. Далее путь вверх и вниз мальчик совершал самостоятельно (на рисунке — многочислен­ные линии поперек ступенек лестницы). Ему понрави­лась игра, поэтому движение карандашом до 14-го эта­жа и обратно повторялось несколько раз. Лист для следующего рисунка Валера попросил сам.

Рисунок 3.

На крыше дома изображен радостный мальчик, ко­торый кричит оттуда:

— Мама, я не боюсь!

В ответ на просьбу психолога показать, как громко и весело кричал тот мальчик, Валера залез на стул, встал во весь рост. (Обычно он предпочитал сидеть на стуле или, в крайнем случае, стоять на коленях.) Затем ребе­нок с удовольствием несколько раз повторил, как про­исходили нарисованные им события.

Рисунок 4.

На следующем листе бумаге предлагалось вновь на­рисовать высотный дом, в котором живет смелый мальчик.

Валера сообщил, что он теперь живет на самом верх­нем этаже, и это ему очень нравится.

На завершающем этапе занятия психолог и мальчик играли в «петуха» в соответствии с нарисованными сю­жетами. Валера с удовольствием поднимался на низкие табуретки и стулья. Постепенно удалось «взять высоту» стола. Однако залезать на подоконник он по-прежнему отказывался. Преодолеть боязнь этой «вершины» уда­лось только единожды, после повторного воспроизведе­ния победы храброго мальчика на рисунках.

Терапевтическая функция данного этапа состоит в со­здании условий и ситуаций для эмоционального и мотор­ного самовыражения, отреагирования напряжения, стра­хов, фантазий в ином восприятии и в новых формах поведения. Благополучный конец истории, придуманной и воспроизведенной ребенком в рисунках и действиях, способствовал развитию уверенности в себе, осознанию возможной победы над тревогами, страхами. В процессе игры был получен ценный опыт одновременного пережи­вания условности и реальности создавшейся ситуации.

Во время игры также использовались различные при­емы, повышающие «смелость». Это были воображаемые зрители, которые с восхищением смотрели на успехи Валеры, «волшебные сухарики», есть которые можно лишь по одному, чтобы не потерять чувства осторожно­сти от излишней храбрости.

В конечном итоге, вся система работы (рисование страха и его преодоления, вербализация эмоциональных состояний, игра, позитивная эмоциональная атмосфера) в данном случае позволила успешно начать психологи­ческое лечение патологической боязни высоты.

Очевидно, что психокоррекция страхов не должна ог­раничиваться работой с симптомами. В частности, если возникновение фобических состояний связано с семейной ситуацией (конфликтами, эмоциональным неприятием ребенка родителями, глубинными аффективными пере­живаниями и т. п.), дополнительно необходимы специаль­ные меры по преодолению причин. Иначе на смену одно­му страху, вполне вероятно, придет какой-либо иной.

Занятие 7. «Рисуем агрессию...»

Общие замечания. Приоритетные цели

Основная цель предлагаемого занятия — работа с аг­рессивными эмоциями, которые нередко лежат в основе безнравственных поступков и отклонений в поведении. Задача — способствовать осознанию мотивов поведения.

Методика подходит для индивидуальных занятии и работы в группе до 12 человек.

Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Необходимо свободное

 

 

Литература

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и тех­ники / Пер. с англ. Е. Петровой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2002. С. 416.

2. Бахтин М. М. Человек в мире слова / Сост., пре-дисл., примеч. О. Е. Осовского. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та. 1995. С. 140.

3. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Алик-сеанеровской психиатрической больнице Мюн-стера // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. № 1, 1999. С. 42-58.

4. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс. 2002. С. 256: ил.

5. Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1991.С. 143.

6. Божович Л. И. Избранные психологические тру­ды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия. 1995.С. 209.

7. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...» / Пер. с англ. Г. А. Павлова. М.: Незави­симая фирма «Класс». 1996.С. 224.

8. Бурно Е. М. Терапия творческим самовыраже­нием. М.: Медицина. 1989. С. 303.

9. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учи­телей и родителей. М.: Просвещение. 1988. С. 207.

10. Ветлу гипа Н. А. Художественный образ и детс­кое творчество // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика. 1972. С. 22-37.

11. Винникотт Д. Разговор с родителями / Пер. с англ. М. И. Почукаевой, В. В. Тимофеева. М.: Независимая фирма «Класс». 1994. С. 112.

12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в

детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учи­теля. 3-е изд. М.: Просвещение. 1991. С. 92.

13. Выготский Л. С. Психология искусства / [Пре-дисл. А.Н. Леонтьева; Ред. В. Иванов]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство. 1968.С. 576.

14. Гантт Л. Арт-терапевтические исследования / / Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии.

1998. №3, Т. II. С. 24-36.

15. Гудман Р. Обсуждение и создание детских ри­сунков // Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000. С. 136-157.

16. Денисова 3. В. Детский рисунок в физиологичес­кой интерпретации. Л.: Наука, 1974.С. 199.

17. Джайнотт X. Д. Родители и дети. М.: Знание, 1986.С. 94.

18. ДилеоД. Детский рисунок: диагностика и интер­претация. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 272: ил.

19. Дрезнина М. Т. Игры на листе бумаги: Открой в себе художника. М.: Искатель. 1998. С. 79.

20. Жвитиашвили Н., Платонова О. Рисунок не бывает неправильным: Арттерапия в музей­ной педагогике // Три ключа. Пед. вестник. М: Издат. дом Ш. Амонашвили. 2000. Вып. 4. С. 60-62.

21. Захаров А. И. Как предупредить страхи у детей. М.: Просвещение, 1986. С. 112.

22. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Прак­тикум по креативной терапии. СПб.: Изд-во «Речь». 2001. С. 400: ил.

23. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной де­ятельности детей. 2-е изд., доп. М.: Учпедгиз. 1961. С. 223.

24. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится го­ворить. Пальчиковый игротренинг. СПб., ИД «МиМ». 1998. С. 192.

25. КопытинА. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань.

1999. С. 256.

26. Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: Практичес­кая психология для взрослых и детей. М.: Коге-лет. 2001. С. 48.

27. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество де­тей. М.: Просвещение, 1965. С. 207: ил.

28. Лебедева Л. Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе // Школьные технологии. 2000. №6, С. 200-205.

29. Лебедева Л. Д. Арт-терапия детской агрессивно­сти // Начальная школа. 2001. №2, С. 26-30.

30. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Пе­дагогика. 2000. № 9, С. 27-34.

31. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в системе психологи­ческой помощи учителям с дефицитом здоровья // Народное образование. 2001. № 1, С. 166-171.

32. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-тера­пии: [Монография]. СПб.: ЛОИРО, 2000. С. 200.

33. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-тера­пии в образовании: [Монография]. СПб.: ЛО­ИРО, 2001. С. 318.

34. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вести. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1979. №2. С. 3-13.

35. Лотте Д. С. Вопросы заимствования и упоря­дочения заимствованных терминов и термино-элементов. М.: Наука, 1982. С. 149.

36. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отно­шений [Пер. с англ. / Авт. предисл. А. Я. Вар­га]. М.: Междунар. пед. акад., 1994. С. 365.

37. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ре­бенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. С. 239: ил.

38. Назлоян Г. Зеркальный двойник. М.: Друза, 1994.

39. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Рук-во по дет­ской психотерапии / Пер. с англ. М.: Независи­мая фирма «Класс», 1997. С. 336: ил.

я в ни.

40. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. по­собие для студентов спец. учеб, заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 512.

41. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: Ме­тод, пособие. М.: Информ. центр психолог, куль­туры, 2000. С. 184.

42. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 528.

43. Полуянов Ю. А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). М.: Педагогика, 1988. С. 176: ил.

44. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Ко-пытина. СПб.: Питер, 2000. С. 444.

45. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер, 1999. С.752.

46. Реформатский А. А. Введение в языкознание: Учеб. для вузов / Ред. В. А. Виноградов. М.: Ас­пект Пресс, 1999. С. 536: ил., портр.

47. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становле­ние человека: Пер. с англ. М. М. Исениной; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 480.

48. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-цен-трированная терапия на основе экспрессив­ных искусств. Alien Art Studio, 1997. https:// www.ipk.alien.ru/copyright.html

49. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. СПб: Речь, 2002. С. 416

50. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 384.

51. Сибгатуллина И., Салахова Л., Насыбуллина Н. О возможности использования детского рисун­ка в диагностике и оценке здоровья ребенка // Прикладная психология. 2000. №3. С. 56-65.

52. Смирнов А. А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /

Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1980. Т. I. С. 53-63.

53. Собчик Л. Н. Введение в психологию индиви­дуальности. Теория и практика психодиагнос­тики. СПб: Речь, 2003.

54. Соколова Е. Т. Проективные методы исследова­ния личности: [Учеб. пособ.] М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 174.

55. Степанов С. С. Диагностика интеллекта мето­дом рисуночного теста. М.: МИП «NB Ма­гистр», 1994. С. 62.

56. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 451.

57. Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2000. №2. С. 16-34.

58. Ферс Г. М. Тайный мир рисунка: Исцеление че­рез искусство. СПб.: Европейский Дом, 2000. С. 176: ил.

59. Флоренская Т. А. Мир дому твоему. Человек в человеке // Воспитание школьников. 1999. № 1, С. 34-39; №2, С. 27-31; №4, С. 37-40.

60. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999. С. 256: ил.

61. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений: [Перевод]. М.: Просвещение, 1989. С. 448.

62. Шванцара Л., Шванцара И. Развитие детских графических проявлений // Альманах психо­логических тестов. Рисуночные тесты. М.: «КСП», 1997. С. 286-309.

63. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальтте-рапии. СПб.: Изд-во Пирожкова, 2001. С. 220.

64. Юнг К. Архетип и символ: [Перевод]. М.: Ренес­санс, 1991. С. 297.

65. Ялом И. Д. Теория и практика групповой психо­терапии: [Пер. с англ.]. СПб.: Питер, 2000. С. 640.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал