![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система арт-терапевтических занятий 2 страница
Такое завершение арт-терапевтической сессии больше подходит для старших школьников, студентов и взрослых. В работе с младшими школьниками интересен следующий вариант заключительного этапа занятия. Можно прикрепить рисунки деревьев к листу ватмана или бархатной бумаги, фланели, создать фон, оставить «лес» в классе и несколько дней (недель) поиграть с ним. Например, перемещать нарисованные деревья в зависимости от настроения, «поселить» игрушечных птиц, животных, устраивать приятные сюрпризы, особенно около работ отвергаемых детей. В этом случае арт-терапевтический процесс продолжается и в период между специальными занятиями. В качестве иллюстрации приведу пример, когда на рисунок мальчика, который тяжело переживал потерю родителей, дети прикрепили небольшое «гнездо» из ниток, в которое незаметно подкладывали конфетки. Позже подобные подарки стали возникать и около других деревьев. Часто в историях «от лица» дерева, участники открыто идентифицируют себя с изображением на рисунке. Причем это явление характерно для всех возрастных групп. Из рассказов третьеклассников: «Я — засохшее дерево. Мне очень одиноко». «Около домика нарисованы цветы. Вот этот тюльпан — я, а рядом мой братишка. Его собирается сорвать садовник для букета». «Наверное, это кот. Его все любят, гладят, вкусно кормят. Нет, пусть лучше это буду я». «Я — береза, укрытая снегом. Мечтаю, чтобы зимой деревья не умирали...> >. А вот подобные, созвучные детским, высказывания студентов: «Я — фантастическое дерево». «Мне — иве очень больно». «У моего дерева много проблем. Его никто не любит». Психологу надо быть особенно внимательным и корректным к авторам необычных работ. К примеру, рисунок черного дерева с дуплами, отмирающими ветками, которые съедали черви. На фоне черного солнца — зигзаги молний. (См. рис. 13, 14. Оба автора — девятилетние мальчики из обычного класса возрастной нормы). Или изображение красной елки, которая, по словам автора, охвачена пламенем. Другая «ель» темно-синего цвета, нарисованная исключительно прямыми линиями, символизировала погибшее в пожаре растение, у которого все-таки есть надежда на возрождение. Встречаются рисунки больных или искалеченных (человеком, молнией, стихией) деревьев. Иногда вместо дерева рисуют пень с отростками, низкорослый кустар- Рис. 13 Рис. 14 ник, деревянный мостик через речку. Данные работы свидетельствуют об особом, вероятно, неблагоприятном психологическом самочувствии авторов. В таких случаях желательно использовать дополнительные диагностические методики, а также индивидуальную арт-терапию. Темы для рисунков выбираются в соответствии с наметившейся проблемой. Примерные инструкции: • «Представьте себя в образе дерева. Нарисуйте окружающий пейзаж». • «Представьте себя в образе дерева. Нарисуйте его прошлое, настоящее, будущее». • «Нарисуйте молодое, здоровое, жизнерадостное дерево (или замерзшее, грустное, больное и др.)». Бывает, что в процессе арт-терапии выявляются глубинные психологические проблемы, психотравмы, пограничные состояния личности. Безусловно, при этом требуется специальная консультация у психотерапевта (психиатра). Итак, рисунок, движение, танец, вербализация переживаний — «инструменты» гармоничного сочетания гуманной диагностики и арт-терапии. Занятие 3. «Куклотерапия» Общие замечания. Приоритетные цели «Пальчиковые куклы — стилизации» выполняются из бумажных цилиндров (по размеру пальца) или лоскутка ткани треугольной формы в виде косынки, которая укрепляется на пальце с помощью резинового кольца. Процесс изготовления занимает всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения, а также с терапевтическими и психопрофилактическими целями. Изготовление «пальчиковых кукол» и театрализация позволяют исследовать глубинные проблемы, чувства, переживания личности. Многоцелевая методика «широкого действия» предназначена для групповой работы. Может быть адаптирована для индивидуальных занятий, а также использоваться в семейной арт-терапии, эффективна в коррекции коммуникативных проблем, страхов, агрессивности и др. Сценарий заранее не планируется. Его придумывают участники в процессе спонтанной игры с «пальчиковыми» куклами. Психолог, при необходимости, включается в театрализацию, направляя развитие сюжета на достижение коррек-ционного, терапевтического, воспитательного эффектов. В числе приоритетных целей можно выделить такую, как: содействие расширению ролевого репертуара и ролевой гибкости участников. В самом общем виде этапы занятия следующие: игровые изобразительные упражнения для настроя на творческую деятельность; изготовление одной или нескольких «пальчиковых» кукол из бумаги и/или лоскутков материи; придумывание сюжета и постановка импровизированного спектакля; рефлексивный анализ. Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев, персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Материалы: Различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника (сторона ребра - 6-8 см). Каждому участнику предоставляется набор из 8 лоскутков ткани восьми цветов: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый (по М. Люшеру). Резиновые колечки для укрепления лоскутка на пальце в виде косынки. Плотная бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы, скотч. Основные процедуры. Этап (Инструкции для участников арт-терапии выделены курсивом.) 1. Настрой («разогрев») Каждому участнику предлагается занять место за столом, приготовить бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования. • Возьмите карандаш (фломастер, краску, пастельные мелки или другие изобразительные материалы, по желанию), закройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивайте движения руки. Можно просто «калякатъ». • Рассмотрите свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделайте это. • Возьмите другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный момент соответствует настроению, и снова нарисуйте «каракули», только теперь с открытыми глазами. Подойдите с рисунком к любому из участников группы и предложите дополнить его таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение. Считается, что подобные упражнения стимулируют спонтанное самовыражение, помогая лучше настроиться на свой внутренний мир. 2. Активизация коммуникации Участникам группы предлагается сесть в круг, внутри которого, на полу разложить рисунки, чтобы их можно было рассмотреть. Далее желающие рассказывают о спонтанном замысле, сюжете, своих чувствах, настроении. На данном этапе нередко возникают ситуации, когда необходимо проявить сочувствие и сопереживание другому человеку. В детских группах важно использовать воспитательные возможности таких ситуаций. Завершить этот этап желательно взаимными подарками рисунков с добрыми пожеланиями на память. 3. Индивидуальная работа Каждому необходимо выбрать один из восьми предложенных ему лоскутков ткани и закрепить его с помощью резинового кольца в виде косынки на любом пальце левой руки. • Внимательно рассмотрите забавную куколку, представьте выражение лица, характер придуманного персонажа. (Какой он: добрый, злой, трусливый, смелый или...?) • Нарисуйте подходящее по размерам лицо, вырежьте ножницами и вставьте в овал, образованный косынкой. При желании для куклы можно сделать одежду. 4. Этап вербализации и кукольной театрализации • Придумайте историю, которую кукла непременно хотела бырассказатъ о себе. Если длямаленъкого спектакля необходимы другие персонажи, сделайте их. • При желании, обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли. Таким образом, каждый может выбрать для себя комфортную «дозу» коммуникативного участия. 5. Заключительный Каждому участнику группы вновь предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце. (Изменение цвета лоскутка в сравнении с первоначальным выбором — своеобразный индикатор динамики настроения и эмоционального самочувствия за период занятия.) Кукла (без лица), по желанию, может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впечатлениями, задать вопрос, рассказать о произошедших в ней изменениях. Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации Процессы изготовления кукол и манипулирование ими являются психотерапевтическими. Самодельная кукла, надетая на палец, — своеобразный портрет «художника». Она помогает рассказать какую-либо историю, используя при этом художественные образы и собственное воображение, и как бы не от первого лица сообщить о значимых проблемах, переживаниях. В данном случае бумажная куколка становится продолжением руки, от чего активизируются механизмы проекции и идентификации. Человек неосознанно наделяет ее особыми чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица, что создает условия для моделирования различных эмоций, образов «плохих» и «хороших» героев. Психологическая «мудрость» такого приема состоит в том, что одна и та же кукла из отрицательного персонажа превращается в положительный, из трусишки в — храбреца и т. п. Следовательно, так может происходить и в жизни. Психоаналитики отмечают благотворность процесса отождествления с удачливым героем в рассказе, подчеркивают катарсический эффект безопасного признания ребенком подавляемых чувств и эмоций. Изготовление куклы без лица позволяет фантазировать и быстро изменять ее настроение, роли. В то же время, такая кукла помогает скрыть собственные чувства и переживания, становясь средством психологической защиты в конкретной ситуации. Отсутствие лица у кукольного персонажа на заключительном этапе занятия помогает человеку «снять» с себя роли, гармонизировать эмоции. Диагностическими индикаторами служат цвет ткани для косынки, особенности взаимодействия с другими (социометрический выбор), характер проявления эмоций, образ и содержание рассказа от имени куклы, а также ее лицо, нарисованное на бумаге. Оно может «сообщить» дополнительную информацию о личности «рисовальщика». Замечу, что выбор фактуры ткани (гладкая или ворсистая поверхность) во многом определяется доминирующими в данный момент чувствами. Поскольку у застенчивых, замкнутых, тревожных детей с избирательным мутизмом затруднены вербальная коммуникация и межличностное взаимодействие, на этапе «Настроя» полезно использовать различные тематические, индивидуальные задания. Например, нарисовать молчаливого человечка и его альтернативу, а потом — себя (или персону, похожую на себя). Такие рисунки содержат диагностическую информацию. Сравнивая повторяющиеся элементы и цвета во всех трех изображениях человека, нетрудно увидеть, с каким (отрицательным или положительным) персонажем ребенок себя идентифицирует, как оценивает, в чем видит проблему. В этом смысле наиболее информативны творческие работы по темам: «Молчание», «Одиночество», «Добро» и др. Важно заранее продумать разнообразные способы включения детей в коммуникативный процесс. В частности, эффективен игровой прием с условным названием «Обет молчания». После того, как изготовлены куклы и каждой из них предстоит встреча с волшебником, наступает действие правила молчания. Все дети в кругу пытаются договориться, чья кукла в этой театрализации не участвует. Как правило, на первых занятиях желающих принять «обет молчания» довольно много. Застенчивые и тревожные дети обычно предпочитают наблюдать за происходящим, хотя некоторые из них все же пытаются установить с психологом невербальный контакт. Манипулируя своей куклой, молчуны стремятся обратить на себя внимание, увидеть знаки заинтересованности, получить похвалу. На последующих занятиях принявших «обет молчания» участников становится все меньше. В конце концов, дети с удовольствием отводят эту роль психологу, ревностно наблюдая за исполнением правил. Отмечу, что запрет на разговоры особенно эффективен в случае проявления негативизма. На этапе настроя можно предложить участникам разделиться на пары, по секрету от всех договориться, какое животное или птицу они собираются нарисовать. Остальные дети с помощью косвенных вопросов должны догадаться об их замысле. В случае, если молчун с интересом участвует в творческой изобразительной работе, но при этом все-таки отказывается от вербальной коммуникации, нередко помогает педагогический метод «мнимого безразличия». Главное, не заставлять. Сам факт того, что ребенок приходит на групповые занятия и выполняет некоторые задания, уже свидетельствует о положительном сдвиге в коррекционном процессе. Активизировать вербальное общение обычно удается с помощью приема с условным названием «Фоторобот». Психолог делает из ткани собственную куклу боль-шого размера и просит ребят придумать для нее необычное лицо. Чтобы все дети участвовали в работе, каждому предлагается нарисовать несколько вариантов какой-либо одной детали (глаза различной формы и размера, брови, нос, рот). Затем в процессе коллективного обсуждения создается целостный образ. Выбранные части лица наклеиваются на бумагу. К общению побуждает и подбор имени для куклы. Желательно напомнить детям, что куклы, вероятно, говорят своими особыми, кукольными голосами, поэтому человеческий голос надо постараться изменить до неузнаваемости. Такое предложение вызывает интерес даже у самых застенчивых, и они с удовольствием включаются в общение. Особенно, если говорить надо в масках, из-за ширмы, из коробки, из шкафа и т. п. Например, два-три участника занятия могут спрятаться за занавес. Затем кто-нибудь из них громко шепчет, а остальные дети пытаются отгадать, кому принадлежит голос. Итак, на подобных занятиях используются разнообразные приемы, побуждающие ребенка к вербальной коммуникации в благоприятной атмосфере взаимного принятия и доверия. Это способствует выработке необходимых навыков общения, формированию уверенности, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, помогает приобрести опыт гармоничных отношений со сверстниками и взрослыми. Безусловно, для коррекции коммуникативных проблем, в том числе такой сложной из них как избирательный му-тизм, требуется длительная арт-терапевтическая работа. Занятие 4. «Домашняя куклотерапия» Наилучший способ помочь детям — это помочь их родителям. Томас А. Харрис Общие замечания. Приоритетные цели Продолжить предыдущее занятие полезно в домашних условиях. Несомненно, инициатором может стать кто-нибудь из взрослых. Хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковые куклы» своим близким родственникам. Однако и в том, и в другом случаях родителей необходимо подготовить к домашней арт-терапев-тической работе. Это могут быть индивидуальные консультации и/или тематические родительские собрания. Нетрудно заметить, что данная техника в определенной степени сходна со старинными народными играми и забавами, имевшими, как известно, огромный воспитательный потенциал. Куклотерапия издавна широко используется специалистами для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, заикания, нарушенного поведения, а также в работе с детьми, получившими эмоциональную травму. Основная идея предлагаемых занятий — изготовление и манипулирование бумажными «пальчиковыми» куклами. Самодельная кукла помогает автору поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими. «Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Для взрослого — это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей. Данная методика так же, как и проективные тесты, позволяет получить представление о субъективной оценке ребенком родительской семьи, своего места в ней, о взаимодействии с другими ее членами. Замечено, что рассказы детей из благополучных семей обычно жизнерадостны, отличаются развернутостью повествования, верностью психологических характеристик, отсутствием субъективных искажений. В них много сочувствия действующим лицам. Дети из явно неблагополучных семей дают невыразительные, односложные рассказы, описывая лишь внешние стороны изображаемого и те переживания, которые ближе им самим: тягостные, грустные, тревожные (Т. А. Флоренская, Н. Е. Щуркова и др.). Болезненный опыт семейных отношений, как отмечают специалисты, отягощает внутренний мир ребенка, создает постоянное напряжение, тревожность. Восприятие фокусируется на травмирующих переживаниях, становится суженным, односторонним, искаженным. Мир представляется ребенку сообразно его опыту общения с людьми, близкими ему. Чем труднее и болезненнее этот опыт, тем сильнее печать душевных травм на его впечатлениях. Сказанное особенно ярко выражается в рисунках и спонтанных играх-театрализациях. Техника с бумажными «пальчиковыми» куклами проста в исполнении и доступна в домашних условиях. Причем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам процесс творческой деятельности. При этом и у ребенка, и у взрослых, благодаря игровой ситуации, есть возможность искренне выразить свои чувства, узнать подлинные переживания друг друга, образно рассказать о себе и своих проблемах. Постепенно будет изменяться стиль взаимоотношений между членами семьи и, соответственно, поведение детей. Ребенок становится более успешным, чувствует себя защищенным и уверенным, когда его понимают и любят. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает спою бумажную куколку, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими. Материалы: Листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства (по желанию участников). Стирательная резинка, клей, ножницы, нитки, скотч. Основные процедуры. Этапы (Порядок действий разъясняет ведущий занятия, являясь при этом равноправным участником. Инструкции выделены курсивом.) 1. Индивидуальная работа • На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу. • Склейте бумагу в виде цилиндра. • При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары. 2. Этап вербализации и кукольной театрализации (драматизации) • Наденьте получившуюся куколку на палец. • Придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жила-была кукла, похожая на меня...». Начало рассказа словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик), похожий на меня...» усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. По словам Д. Бретт, такие рассказы можно назвать психотерапевтическими [7]. Далее все участники занятия по кругу рассказывают свои истории. 3. Заключительный этап. Рефлексивный анализ Занятие завершается обсуждением происходящего. «Куклам» можно задавать вопросы. Дарить их друг другу. Если хочется — сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и выдумки участников. Главное, серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле. Ведь это персонифицированный образ автора. Темы домашних занятий могут выбираться произвольно или в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции. Например: «Когдая был маленьким...», «Когда я стану взрослым...», «Мне приснился сон...», «Однажды в школе...», «Моя кукла очень боялась...», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания...». На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько — в зависимости от желания ребенка. Играть с ними можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за ширмы, манипулировать в воздухе и т. п. Важно, чтобы куклы были продолжением руки. Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми. Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации Проблемы понимания и взаимопонимания актуальны в любом возрасте. — Может ли взрослый помочь ребенку справиться с проблемой? — спросили как-то у школьников. — Может, если поймет проблему так же, как ребенок, — был ответ. Перескажу одну историю. Однажды предприимчивые люди в поисках популярно -сти решили открыть новое кафе «Гулливер»-. Вся мебель там была такой огромной, что даже самый высокий человек, сидя на стуле, не доставал ногами до пола. Трудно было дотянуться до края стола, а разглядеть потолок и вовсе не удавалось — так он был далеко. Люди чувствовали себя неуверенными, беззащитными, жалкими и вскоре перестали ходить в кафе. Они не хотели быть маленькими. Вывод очевиден и известен — взрослым стоит почаще вспоминать, как это — быть детьми. Несомненно, в понимании детских проблем немаловажное значение имеет интуиция. Однако определенные психологические сведения родителям все же необходимы. Полезно в общих чертах познакомиться с основами цветового теста Люшера, а также с графическими индикаторами рисуночных проективных методик. Эти знания и консультации психолога помогут родителям изготовить «терапевтическую» куклу-героя, про которую ребенок может придумывать истории со счастливым концом. Лучше, чтобы «хорошая», как ее часто называют дети, кукла была по размеру крупнее остальных, больше ладони. Важно подчеркнуть, что гиперактивные дети часто уничтожают неудавшиеся рисунки кукол (рвут на мелкие кусочки, стирают изображение, мнут, выбрасывают), обещая сделать лучше. Таким образом они как бы «тера-пируют» сами себя, пытаясь через образ куклы подправить свой собственный образ в представлениях других людей. Нередко дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки. Как известно, именно перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ — один из важных коррекционных механизмов. Куклотерапевтическая работа содействует включению всех сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической, полимодальной. Занятия с «пальчиковыми» бумажными куклами способствуют развитию мелкой моторики руки, творческого воображения и речи. Доказано, что прикосновение к пальцу — стимул, усиливающий сенсорное и моторное внимание (П. Роланд и др.). Теоретически и практически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев (М. М. Кольцова, М. С. Рузинаидр.). Эффект домашних занятий заметно возрастает, если «родительская» кукла но вечерам разговаривает с ребенком. Дорис Бретт, клинический психолог и детский психотерапевт из Австралии, предложила использовать истории, подобные персонализированным, очеловеченным сказкам [7]. Их герои наделены характерными чертами ребенка и имеют такие же проблемы. В конце рассказа они находят пути и способы понимания, разрешения своих трудностей и конфликтов. Действующими лицами могут быть как реальные персонажи, так и герои из мира фантазии и волшебства. Главное, чтобы содержание проблемных ситуаций было сходным с реальностью. В своей книге «Жила-была девочка, похожая на тебя...» Д. Бретт в качестве примеров приводит истории, сочиненные ею для дочери. Моделирование историй «про Энни», по словам автора, должно происходить по образу ребенка, для которого предназначен рассказ. В частности: содержать описание его личностных качеств, черт характера, переживаний, тревог, опасений, надежд. Даже в имени должно быть сходство. Это позволяет ребенку отождествить себя с героем и воспринимать его проблемы и ситуации как собственные. И, соответственно, располагает к внимательному, продуктивному слушанию. Важно, чтобы язык рассказа был понятен ребенку. Описывая неприглядные качества, необходимо подчеркнуть достоинства и сильные стороны личности. Напряженные состояния, беспокойства, страхи заметно уменьшаются, если рассказ включает шутки, забавные эпизоды, юмор. В том случае, когда взрослый не может придумать окончания рассказа, следует обратиться к ребенку: — Как ты считаешь, о чем подумала Энни, что сделала, как себя вела? Если ребенок отвечает, что не знает, ему можно предложить отгадать. Это своеобразный диагностический прием. Угадывая «про Энни», ребенок рассказывает нечто важное о себе. Слушать историю о девочке или мальчике, таком же, как он сам, приятно: не читают наставлений, не обвиняют, не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах. Так создается своеобразная зона психологической безопасности. При этом родитель как бы не вмешивается во внутренний мир маленького человека. А ребенок получает возможность безбоязненно задавать вопросы на волнующую тему. Не секрет, что даже взрослые, обращаясь за советом или помощью по деликатному вопросу, нередко прибегают к опосредованному рассказу: «У моего знакомого проблема...». Тем более дети, которые чувствуют себя виноватыми или испытывают смущение из-за своих проблем. Им трудно говорить об этом открыто. К примеру, если ребенок предложит придумать историю про то, как с девочкой (мальчиком) не играют другие дети, родителям станут понятны причины его беспокойства и тревоги. Итак: • У терапевтических историй обязательно должен быть благополучный конец. Герой, а значит, и ребенок, непременно найдет выход из своего затруднения. Счастливое окончание придает ребенку уверенность, что надо не сдаваться. • Слушая рассказ, ребенок сосредотачивает внимание на том, что в данный момент для него актуально. Осознание и принятие нового воспринимается им как собственное достижение, как результат самостоятельных усилий (не потому, что велела мама, а потому, что он сам так решил). • Истории создают добрую и уютную атмосферу сказки перед сном, чем успокаивают не только ребенка, но и рассказчика-родителя. • Рассказ историй «про Энни» может сопровождаться рисованием, лепкой из глины и т. п. Это прекрасная возможность выразить и воспроизвести то, что беспокоит ребенка, а потом символически расправиться, победить проблему. (Так, дети с удовольствием уничтожают рисунки собственных страхов.) Известно, что интерпретация событий взрослыми заметно отличается от детской интерпретации. Если, по словам родителей, ребенок говорит глупости, поскольку страшилищ в реальной жизни не бывает, маленький человек переживает чувство непонимания. Это усиливает его страх, уменьшает откровенность, усложняет общение. Персонифицированные терапевтические истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, обсуждать трудные и щекотливые темы безопасным путем, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении. Этапы сочинения историй (по Д. Бретт): 1. Обдумайте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с детской точки зрения. 2. Сформулируйте основную идею рассказа. Определите, какие мысли и решения хотите сообщить ребенку. 3. Начните рассказ с представления героя, который живет в похожем доме, имеет сходные с ребенком проблемы. 4. Расскажите о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка. 5. В начале истории опишите конфликт, а затем расскажите, как его удалось успешно разрешить. 6. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, оставаться безучастным или наоборот «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать. 7. Стремитесь к простоте выражений. Содержание должно быть понятным, а длительность рассказа определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка. 8. В конце истории обязательно подчеркните, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе. Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление в работе с детьми. Так, Р. М. Стирцингер (1983) предложил метод «общего сочинения истории» ребенком и взрослым с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликтов, связанных с нарушениями поведения. Сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый. Его задача включить в повествование «более здоровые» способы выхода из конфликтных ситуаций, нежели те, что были предложены ребенком. Данный метод, по утверждению автора, помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его. Обычно истории начинаются со слов: «Однажды...», «Давным-давно...», «Когда-то...», «Далеко-далеко...». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. Заглавие рассказа, придуманное ребенком, помогает взрослому прояснить наиболее важные аспекты детской проблемы.
|