Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соседи восточных славян






Восточные славяне к VIII–IX вв. расселились на огромной территории и соседствовали с различными народами. Отношения с соседями складывались неоднозначно, особенно там, где славянские земли граничили со степью.

В VI в. тюркоязычные кочевники авары, повторив в значительной степени путь гуннов, вторглись из Азии в Центральную Европу. Обосновавшись в Среднедунайской низменности между Дунаем и Карпатами, авары создали свое государство – Аварский каганат. При этом они подчинили местное население, в том числе дулебов – племенной союз восточных славян, живших в Прикарпатье. Сведения об этом содержатся в «Повести временных лет», в которой авары именуются «обрами». Летописец сообщает, что обры «примучили дулебов», и добавляет, что завоеватели, стремясь унизить славян, впрягали в телеги славянских женщин и заставляли возить себя.

История Аварского каганата – это история непрерывных грабительских походов против всех соседей, постоянных военных столкновений с Византией и другими государствами Европы. В конце VIII в. авары были разбиты королем франков Карлом Великим. Некогда могущественное объединение перестало существовать, и авары навсегда исчезли с исторической арены. Русский летописец пишет по этому поводу: «И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли как обры», – их же нет ни племени, ни потомства».

В середине VII в. племена тюркоязычных кочевников болгар, обитавшие в Приазовских степях, объединяются в некое подобие государства, называемое Великой Болгарией. Это образование было не слишком прочным, и уже во второй половине VII в. из-за внутренних неурядиц, а также давления извне – со стороны других тюркоязычных кочевников – хазар, Великая Болгария распалась на четыре орды. Две из них продолжали кочевать в Приазовье. Третья – орда хана Аспаруха – откочевала на Дунай. Подчинив здесь местные славянские племена, болгары создали новое государственное объединение – Дунайскую Болгарию. Постепенно кочевники-болгары слились с оседлым славянским населением, переняв его язык и культуру. Так возник новый этнос – болгары, ставший одним из южнославянских народов. В 864–865 гг. Дунайская Болгария приняла христианство от Константинополя. В то же время Болгарское царство оставалось основным соперником Византии на Балканах, что приводило к ожесточенным конфликтам. В эту борьбу был втянут и киевский князь Святослав, вторгшийся в 967 г. по просьбе императора в болгарские земли. В целом же отношения восточных славян с дунайскими болгарами носили мирный характер.

Четвертая группа кочевников-болгар под предводительством хана Батбая двинулась на северо-восток и обосновалась на Нижней Каме и Средней Волге. Покорив жившие в этом регионе угро-финские народы, болгары создали государство – Волжско-Камскую Болгарию (Булгарию). Через какое-то время волжские болгары также перешли к оседлому образу жизни. Но, в отличие от Дунайской Болгарии, здесь пришлецы ассимилировали коренное население – в Волжской Болгарии сохранились тюркские культурные традиции, и тюркский язык оставался господствующим. Государственной религией Булгарии с X в. стал ислам.

Волжские болгары поначалу находились под влиянием Хазарского каганата и платили ему дань, а сын болгарского правителя был заложником при хазарском дворе. Волжская Болгария пыталась освободиться от власти хазар, но окончательно смогла это сделать лишь во второй половине X в., после разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом.

Волжская Болгария долгое время соседствовала с русскими землями. Ее отношения с Русью складывались неоднозначно: от совместной торговли до военных столкновений. В 1236 г. это государство было разгромлено монголо-татарами. Впоследствии волжские болгары приняли участие в формировании таких ныне живущих на территории нашей страны народов, как татары Среднего Поволжья и чуваши.

Тюрки-кочевники хазары, обитавшие первоначально в Прикаспийских степях, во второй половине VII в. разгромили Великую Болгарию. Часть болгар откочевала на юг и северо-восток, о чем уже говорилось выше, а часть была покорена хазарами. Объединение хазарских орд и подвластных им этносов постепенно превратилось в сильную державу – Хазарский каганат. Она обладала обширной территорией, в которую входили степные пространства между Каспийским и Азовским морями, Северный Кавказ, Северное Причерноморье, часть Крыма.

Следует отметить, что по своей сути Хазарский каганат, как и большинство кочевых государств, являлся полупаразитическим образованием – хазары ходили в набеги на другие народы, грабили их, обкладывали данью. Среди данников хазар были и некоторые племенные союзы восточных славян. Кроме того, хазары перекрыли многие важные торговые пути, например, Волжский, и взимали с купцов большие торговые пошлины.

Хазарский каганат был полиэтническим государством. В его состав входил ряд общностей, отличавшихся как по языку и культуре, так и антропологически. Пестрым был и конфессиональный облик страны: верхушка каганата приняла иудаизм, но основная масса населения оставалась языческой, некоторая часть исповедовала ислам, были и христиане. Принятие иудаизма ослабило государство, поскольку усилило разрыв между верхушкой каганата и остальным населением. Постоянные войны с соседями, особенно арабами, и внутренние противоречия привели каганат к упадку и гибели. В 60-е гг. X в. киевский князь Святослав положил конец этому государству.

В начале Х в. на границах Руси появились новые опасные соседи – печенеги, первое упоминание о которых в летописи датируется 915 г. Эти тюркоязычные кочевники первоначально обитали между Волгой и Аральским морем, но затем под давлением хазар откочевали в Северное Причерноморье, заняв степи от Дона до Дуная.

Отношения Руси с печенегами, как и с другими кочевниками, можно охарактеризовать как противоречивые. Одним из источников богатства кочевой знати были грабительские набеги, поэтому всегда можно было ожидать, что из степи появятся лихие конники, которые будут грабить, убивать, уводить в плен всех, кто попадется на пути. Русь, Византия и другие страны становились объектом хищнических походов печенегов. Для русских земель опасность возрастала и в связи с тем, что степняков часто использовали для ослабления Руси враждебные государства, например, Византия. Наконец, печенеги, а затем и другие кочевники, мешали торговле Руси, так как могли перекрыть торговые пути, «отрезая» русские земли от юга, от Черного и Каспийского морей. Поэтому Руси, а затем и России, приходилось вести постоянную изнурительную борьбу со степью, причем эта борьба принимала иногда драматический характер и требовала мобилизации всех сил. Тысячи и тысячи русских людей погибли от стрел и сабель кочевников или были угнаны в полон и проданы в рабство.

И все же, несмотря на это, отношения Руси с кочевым миром было бы неверно представлять только в виде военных столкновений. Они имели и другие формы. С кочевниками велась торговля, заключались брачные альянсы, договоры о совместных походах. Например, те же печенеги участвовали в походе Игоря на Константинополь в 944 г. и в походе Святослава на Хазарский каганат. Русские князья приглашали печенегов, а затем и половцев, в качестве военной силы для участия в междоусобной борьбе.

Следует помнить, что в самой степи происходили постоянные миграции кочевых народов, сопровождавшиеся ожесточенной борьбой за выживание. Одни кочевники истребляли и вытесняли других, занимая их место. С конца VII до середины X в. в южнорусских степях доминировали хазары, затем, до середины XI в. – печенеги, хотя в это же время там обитали и другие тюркоязычные кочевники: торки, берендеи, ковуи. Во второй половине XI в. все они были вытеснены из степи новыми тюркоязычными племенами – половцами.

Половцы, которых также называли кипчаками и куманами, первоначально кочевали в районе нынешнего Казахстана, но с X в. стали продвигаться к степям Северного Причерноморья. Вскоре они уже безраздельно господствовали на огромных просторах от реки Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная, получивших название Половецкой степи. Господство половцев продолжалось здесь до XIII в., т.е. вплоть до появления монголов.

Первое упоминание о половцах в русских летописях датируется 1054 г., а уже в 1061 г. отмечается их набег на Русь. Так началось русско-половецкое военное противостояние, продолжавшееся остаток XI и весь XII в. В ходе этой борьбы часть степняков – торков, берендеев и печенегов, не выдержавших конкуренции в степи и вытесненных оттуда половцами, была привлечена русскими князьями для обороны Руси. Их расселили в окраинных областях, и они несли там пограничную службу по защите русских рубежей, а также в качестве легкой конницы участвовали в походах русских князей в степь. Таких кочевников на Руси обобщенно называли «черными клобуками» (т.е. «черными шапками», тюркский вариант – «каракалпаки») или «своими погаными» (русское «поганый» произошло от латинского «paganus» – «язычник»). Некоторые из них впоследствии слились с русским народом.

В начале XIII в. борьба Руси с половцами стала затихать. Сказывалось длительное соседство двух народов: среди русской знати нередкими стали браки с половчанками, половецкие ханы все чаще принимали православие; активизировался культурный обмен. Успешные походы русских князей в степь вынудили кипчаков отказаться от грабительских набегов на Русь. Правда, половцы оставались неизменными участниками междоусобной борьбы, продолжая разорять русские земли уже в качестве союзников того или иного князя.

Разгром половцев монголами положил конец самостоятельному существованию этого народа. Осколки кипчакских орд рассеялись по миру – одни ушли в Венгрию и на Балканы, другие – в Галицкую Русь, третьи – на Кавказ и Ближний Восток. Основная же масса подчинилась монгольским завоевателям и со временем ассимилировала их.

Оценивая в целом влияние степи на развитие Руси, а позже России, можно сделать вывод, что степь всегда оставалась для восточнославянских земель реальной угрозой, с которой необходимо было считаться, которая накладывала негативный отпечаток на повседневную жизнь и отрицательно сказалась на историческом развитии страны.

На западе соседями восточных славян были западнославянские племена, объединившиеся впоследствии в Польское государство. Южнее Польши с IX в. восточные славяне граничили с венграми (самоназвание – мадьяры, русские летописи именуют их «уграми»). Этот народ финно-угорского происхождения пришел из-за Урала, прокочевал через причерноморские степи и прочно обосновался в Европе на месте Аварского каганата. Отношения Руси с Польшей и Венгрией были переменчивыми, войны из-за пограничных территорий и взаимное вмешательство во внутренние распри перемежались договорами и альянсами.

На южном побережье Балтийского моря соседями славян являлись балтские народы: пруссы, предки литовцев (жемайты, аукштайты) и латышей (курши, земгалы, латгалы). Отношения с ними носили в целом мирный характер.

На огромных просторах от Прибалтики (ливы, эсты) до Оки (мещера, мурома, мордва, марийцы) соседями восточнославянских племен были финно-угры. Отношения с ними также в основном складывались мирно. В процессе расселения славян часть балтов и финно-угров была ассимилирована. При этом проникновение славян в занимаемые упомянутыми народами земли, как правило, не носило характер завоеваний. Скорее этот процесс можно назвать постепенной инфильтрацией. Плотность населения в лесной части Восточной Европы была чрезвычайно низкой, было очень много свободных земель, которые и осваивались пришлецами. Еще очень долгое время славянские поселения соседствовали с балтскими и финно-угорскими, однако постепенно балты и финно-угры растворялись в славянской среде. Это объясняется тем, что славян было значительно больше, а также и тем, что славяне находились на более высокой стадии социально-культурного развития. Таким образом, в процессе формирования древнерусской народности приняли участие балтские и финно-угорские племена.

На северо-западе серьезную опасность для восточнославянских земель представляли норманны («северные люди», «северяне») – так в Европе называли предков нынешних скандинавов (датчан, норвежцев и шведов).

Конец VIII – первая половина XI вв. вошли в европейскую историю как эпоха викингов. Она характеризовалась широкой экспансией скандинавов в Европе. Историки называют разные причины, вызвавшие эту экспансию. Но несомненно, что среди причин были торговые интересы северян, перенаселенность и скудность земель в Скандинавии. Происхождение слова «викинг» до сих пор остается предметом дискуссии. Известный английский историк Питер Сойер отмечает, что во времена викингов «слово «викинг» означало пирата, грабителя, приплывающего с моря». В современной литературе викингами обычно называют скандинавских воинов, дружины которых под руководством своих предводителей-конунгов бороздили моря и океаны в поисках славы, добычи и лучшей доли. Они занимались грабежами на суше, пиратствовали на море, торговали или нанимались на военную службу. Вмешательство норманнов в дела Западной Европы было весьма ощутимым. Северяне совершали дерзкие набеги практически на все европейские страны, в некоторых местах им даже удалось создать свои колонии и княжества (на Британских островах, в Северной Франции, на Сицилии и т.д.). Довольно скоро норманны, осевшие на этих землях, смешались с местным населением и были ассимилированы.

Хорошо знали норманнов и на Руси, где их называли варягами. В IX в. варяги нередко нападали на славянские земли, но постепенно основной сферой их деятельности стала торговля и служба в дружинах у местных князей или в качестве наемников во время войн. Наемные отряды варягов представляли серьезную силу и принимали участие в походах русских правителей против соседних стран и в междоусобицах. На протяжении IX – начала XI вв. часть варягов осела на Руси и подверглась ассимиляции славянами.

Если говорить о роли норманнов в формировании государственности у восточных славян, то следует отметить, что к моменту появления варягов государственность на Руси уже самостоятельно прошла довольно долгий путь. Однако при этом нельзя отрицать и то, что присутствие варяжских дружин на восточнославянских землях и их деятельность наложили определенный отпечаток на процесс зарождения и развития русского государства.

Литература

Гимбутас, М. Балты. Люди янтарного моря / М. Гимбутас. – М.: Центрполиграф, 2004.

Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев. – СПб.: Кристалл, 2001.

Ивик, О. Хазары / О. Ивик, В. Ключников. – М.: Ломоносовъ, 2013.

Каргалов, В.В. Русь и кочевники / В.В. Каргалов. – М.: Вече, 2008.

Клейн, Л.С. Спор о варягах: История противостояния и аргументы сторон / Л.С. Клейн. – СПб.: Евразия, 2009.

Князький, И.О. Русь и степь / И.О. Князький. – М.: Наука, 1996.

Королюк, В.Д. Западные славяне и Киевская Русь в X–XI вв. / В.Д. Королюк. – М.: Наука, 1964.

Лебедев, Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси / Г.С. Лебедев. – СПб.: Евразия, 2005.

Ловмяньский, Х. Русь и норманны / Х. Ловмяньский. – М.: Прогресс, 1985.

Мельникова, Е.А. Древняя Русь и Скандинавия: Избранные труды / Е.А. Мельникова. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011.

Пашуто, В.Т. Внешняя политика Древней Руси / В.Т. Пашуто. – М.: Наука, 1968.

Плетнева, С.А. Половцы / С.А. Плетнева. – М.: Наука, 1990.

Плетнева, С.А. Хазары / С.А. Плетнева. – М.: Наука, 1986.

Рябинин, Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки / Е.А. Рябинин. – СПб.: СПбГУ, 1997.

Сойер, П. Эпоха викингов / П. Сойер. – СПб.: Евразия, 2002.

Толочко, П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь / П.П. Толочко. – К.: Абрис, 1999.

Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Под ред. В.В. Седова. – М.: Наука, 1987.

Хазанов, А.М. Кочевники и внешний мир / А.М. Хазанов. – Алматы: Дайк-Пресс, 2002.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал