Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррупция в России в XIII–XVII ВВ.






Коррупция в России, так же как и в других странах, имеет свои давние корни и специфику. На Руси исторически сложились два основных понятия, обозначающие коррупционную деятельность: мздоимство, если речь шла о получении неправомерных преимуществ за совершение законных действий, и лихоимство, если совершаемые за взятку действия были незаконными.

Становление российской государственности происходило в очень сложных условиях. Нашествие монголо-татар, а затем установление их ига над северо-восточными и северо-западными землями Руси привело к тому, что произошел разрыв в естественном историческом развитии русских земель. Сложилась качественно новая ситуация: демократические вечевые традиции уходили в прошлое, и теперь русские князья должны были считаться не с мнением народного собрания (веча), а с мнением золотоордынских ханов и их наместников в русских землях – баскаков. От их расположения зависело, получит русский князь ярлык на свое княжение или нет. За ярлыком приходилось ехать в Сарай – столицу Золотой Орды, причем ехать туда без подарков для хана и чиновников было нельзя. Фактически эти подарки были взятками, и такая практика стала обычным делом. Все хорошо понимали, что чем богаче князь одарит ордынскую администрацию, тем больше шанс, что его просьба будет решена положительно, особенно если речь шла о получении ярлыка на Великое княжение Владимирское. Важную роль при решении вопроса о получении ярлыка играло и то, сколько денег (дани) претендент обещал выплачивать Орде в будущем. Таким образом, возникла ситуация, при которой для получения властных полномочий надо было платить, и это отрицательно сказывалось на менталитете русской элиты. Князь и его окружение, вынужденные постоянно возить подарки в Орду, стали воспринимать это как норму, и, привыкнув давать взятки, сами не прочь были их получать. Практика подношений дорогих даров тем, кто был обличен властными полномочиями, превратилась в обязательное правило и воспринималась уже не как взятка, а как своего рода знак уважения.

Специфика формирования единого Русского государства заключалась еще и в том, что политические предпосылки объединения русских земель явно опережали экономические. Необходимо было как можно скорее сплотиться, чтобы свергнуть иго Орды, поэтому при «собирании Руси» доминировали насильственные методы. Причем объединительный процесс на рубеже XV–XVI вв. происходил очень быстро. К началу вступления на престол Ивана III (1462–1505) территория Московского государства, по подсчетам историков, составляла 430 тыс. кв. километров, а к концу правления Василия III (1505–1533) она выросла в шесть раз. На карте Европы появилась мощная держава, которая оказывала все большее влияние на международную политику. При этом, хотя политический строй Московского государства развивался в сторону централизации, достаточно оформленного административного аппарата еще не было. Административно-территориальное деление оставалось архаичным. Власть на местах была передана в руки наместников и волостелей, которые управляли отдельными территориями (уездами, волостями). За выполнение административных и судебных функций они получали в свое распоряжение судебные пошлины и часть налогов с населения, собранных сверх установленных податей в казну, т.е. как бы «кормились» за счет управляемых ими земель. Такая служба и называлась «кормлениями».

Наместники и волостели назначались из Москвы. Кормления по своей сути были вознаграждением за прошлую военную службу, поэтому кормленщики старались получить с населения как можно больше доходов в свою пользу. К тому же подчиненные им органы управления состояли не из государственных чиновников, а из их собственных слуг. В результате произвол со стороны кормленщиков и их людей был довольно обычным делом. Правительство стремилось ограничить злоупотребления наместников и волостелей, несколько ослабить их власть, поскольку население страдало от их поборов и жаловалось центральным властям. Государство пыталось поставить деятельность кормленщиков под контроль как «снизу», со стороны выборных представителей местного населения, так и «сверху», со стороны центральных государственных органов. Однако эти попытки не увенчались успехом, потому что сама система кормлений создавала благоприятную почву для коррупции. В 1555 г. эта система была официально отменена. Впрочем, на практике она в той или иной форме продолжала существовать вплоть до XVIII в.

По мере развития Московского государства формировались и центральные органы власти, среди которых особое место занимали приказы. Во второй половине XVI в. в стране сложилась довольно разветвленная приказная система. Ее особенностью было то, что почти каждый приказ выполнял не только управленческие функции, но и судебные. Постепенно приказная бюрократия также стала пользоваться служебным положением в собственных интересах.

Весьма благоприятно на развитии политической системы и на борьбе с коррупцией сказались реформы Избранной Рады – правительственного кружка, сложившегося в конце 40-х гг. XVI в. вокруг молодого царя Ивана Грозного. Избранная Рада провела в период своего существования, т.е. до конца 50-х гг., ряд важных преобразований, способствующих политической централизации страны и в значительной степени ограничивающих злоупотребления людей, облеченных властью. В 1550 г. был издан новый свод законов, известный как «Судебник Ивана IV» или «Царский судебник». Основное внимание в нем уделялось проблемам управления и суда. Согласно судебнику усиливалась роль центральных судебных органов, возрастало значение царского суда. Впервые вводились наказания для взяточников – бояр и дьяков.

Несомненно, дальнейшее осуществление реформ благотворно отразилось бы на российской государственности. Но этого не произошло. Избранная Рада прекратила свое существование, ведущие ее члены подверглись репрессиям, а Иван Грозный стал проводить новую внутреннюю политику, получившую название опричнины и направленную на укрепление его личной власти. Основным методом опричнины был террор. Осуществлявшие его опричники, подчиняясь только царю, пользовались полной безнаказанностью. Опричнина в сочетании с затяжной Ливонской войной, длившейся 25 лет и закончившейся поражением России, подорвала нравственные устои русского общества, создала благоприятные условия для процветания беззакония и коррупции.

Ситуация еще более усугубилась в период Смутного времени, когда возникла реальная угроза потери национальной независимости. Последствия этих потрясений давали знать о себе еще очень долго. Фактически приходилось восстанавливать не только разрушенную экономику, но и государственность. Это восстановление шло по пути дальнейшей централизации. Система местного самоуправления, сформировавшаяся в результате реформ Избранной Рады, была ликвидирована, и по сути произошел возврат к системе кормлений. В XVII в. власть на местах сосредоточилась в руках воевод, назначаемых из центра. Это были отставные военные, их служба не оплачивалась государством. Воеводу и его людей содержало местное население. Контроль над деятельностью воевод был слабым, особенно в отдаленных уездах, что создавало благодатную почву для злоупотреблений.

Усилилась коррупция и в центральных органах власти. Бюрократический аппарат заметно разросся: если при Иване III в нем насчитывалось не более 200 человек, то в XVII в. – уже 4, 5 тыс. человек. При этом приказная система была весьма запутанной, приказы часто дублировали деятельность друг друга, поэтому одно и то же дело могло находиться в разных приказах. Сказывалось также несовершенство судопроизводства и законодательства. Государство стремилось сосредоточить большую часть судебных дел в центре, воеводы на местах решали лишь самые незначительные судебные случаи. В результате судящимся приходилось ехать в Москву, а столичные приказы оказались буквально завалены нерешенными судебными делами. Их прохождение двигалось очень медленно, они «волочились», откуда и произошло выражение «московская волокита». Служащие приказов, дьяки и подьячие, рассматривали в первую очередь дела тех, кто давал взятку, а кто не имел такой возможности, тот вынужден был томиться в ожидании неопределенно долгое время.

Московские цари предпринимали попытки ограничить взяточничество и казнокрадство, но преодолеть их так и не смогли. Одной из мер по усилению контроля за приказной системой было создание при царе Алексее Михайловиче Тайного приказа (Приказа тайных дел). Он был полностью подчинен царю и состоял только из дьяков и подьячих, бояре в него не входили. Приказ призван был сосредоточить в руках царя все нити государственного управления. По словам современника, Приказ тайных дел был создан «для того, чтобы царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали». Однако вскоре после смерти Алексея Михайловича Тайный приказ был закрыт.

Распространение взяточничества и казнокрадства подрывало доверие к власти и принципам государственного управления, вызывало серьезные социальные потрясения. Ярким примером того, к каким последствиям может привести коррупция в сложное для государства время, является Соляной бунт 1648 г. в Москве. Его причиной стали непопулярные меры правительства в налоговой системе, усугубленные лихоимством высокопоставленных чиновников. Особенно «отличились» возглавлявший Земский приказ Л.С. Плещеев, который по ложным обвинениям сажал людей в тюрьму и освобождал только за взятку, а также руководитель Пушкарского приказа П.Т. Траханиотов, который присваивал жалованье служилых людей. Поэтому во время бунта восставшие потребовали выдать упомянутых лихоимцев народу, что и было сделано. Палач вывел Плещеева на площадь, и толпа буквально растерзала взяточника. На следующий день печальная участь постигла и Траханиотова. Его водили с колодкой на шее по столице, а затем казнили. Это послужило хорошим уроком для других чиновников, хотя взяточничество и не прекратилось.

Литература

Акимова, Н.В. Истоки коррупции и особенности борьбы с ней в России XIV–XVII веков / Н.В. Акимова // История государства и права. – 2008. – №8.

Астанин, В.В. Борьба с коррупцией в России XVI–XX веков: развитие системного подхода / В.В. Астанин. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.

Гриб, В.Г. Противодействие коррупции: Учебное пособие / В.Г. Гриб, Л.Е. Окс. – М.: МФПА, 2011.

Гуркин, А.Б. Из истории возникновения и развития коррупции в мире и в России // Гуркин, А.Б. Возникновение и развитие коррупции в мире / А.Б. Гуркин, П.А. Гостенков, И.П. Потехина, К.Н. Скворцов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2009.

История коррупции в России / Под ред. Н.И. Серьгова. – М.: МОСУ, 1999.

Кабанов, П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты / П.А. Кабанов. – Нижнекамск: ИПЦ «Гузель», 1995.

Кирпичников, А.И. Российская коррупция/ А.И. Кирпичников. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Константинов, А.Д. Коррумпированная Россия / А.Д. Константинов. – М.: Олма-Пресс, 2006.

Манько, А.В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни / А.В. Манько. – М.: Аграф, 2012.

Решетников, М.М. Психология коррупции. Утопия и антиутопия / М.М. Решетников. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2008.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал