Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бунташный век»: восстания в русском государстве в XVII столетии






XVII в. вошел в историю России как «бунташный», поскольку начался он со Смутного времени, продолжился городскими восстаниями середины столетия, расколом русской православной церкви, народным движением под предводительством Степана Разина, а закончился стрелецкими бунтами в Москве.

Череду социальных конфликтов второй половины XVII в. открывает Соляной бунт. Желая пополнить казну, московское правительство решило заменить некоторые прямые налоги косвенными и в 1646 г. обложило дополнительными пошлинами соль. В результате цены на соль увеличились в 4 раза. Предполагалось, что косвенный налог равномерно «ляжет» на все население, и казна получит дополнительные деньги. Но на практике получилось иначе. Платежеспособность населения была очень низка, и значительная его часть просто перестала покупать соль, а также продукты, для приготовления которых соль требовалась. Это больно ударило по экономике: громадные запасы выловленной рыбы сгнили, так как солить ее было невыгодно, было заготовлено намного меньше солонины (соленого мяса) и т.д. Возникла обширная контрабанда соли, которую продавали нелегально на «черном рынке».

Налог на соль был столь непопулярен, что уже в декабре 1647 г. правительство вынуждено было его отменить и вернуться к прежней налоговой системе. Началось жесткое выколачивание недоимок по прямым налогам, что сказалось прежде всего на жителях «черных слобод», так как жители «белых слобод» были освобождены от посадского тягла (налогов). Также в целях экономии правительство уменьшило жалованье служилым людям. Недовольство городского населения нарастало. Ситуация для властей предержащих усугублялась и тем, что в оппозиции к ним оказалось мелкое служилое дворянство, страдавшее от боярского произвола и стремившееся к расширению владельческих прав на свои поместья. Кроме того, дворяне требовали введения неограниченного срока сыска беглых крестьян.

1 июня 1648 г., когда царь Алексей Михайлович возвращался в Москву с богомолья, толпа попыталась подать ему челобитную, содержащую жалобы на притеснения. Однако стрельцы разогнали толпу. 2 июня в Москве начались погромы дворов некоторых представителей высшей власти. При этом был убит думный дьяк Назарий Чистой, которого считали инициатором введения соляного налога. Одновременно с этим толпа ворвалась в Кремль и попыталась вновь подать челобитную. Боярин Б.И. Морозов приказал стрельцам стрелять в толпу, но те отказались. Фактически в ходе восстания сложился своеобразный союз дворян, посадских людей и стрельцов. Столица оказалась в руках восставших. Царь был страшно напуган и согласился созвать Земский собор для рассмотрения всех предъявленных требований. Кроме того, восставшие потребовали выдачи наиболее ненавистных им лиц из правительства: Л.С. Плещеева, П.Т. Траханиотова и боярина Морозова. Царь сумел спасти лишь Морозова, который был выслан в Кирилло-Белозерский монастырь. Плещеевым и Траханиотовым пришлось пожертвовать – они были казнены. Также специальным указом было прекращено взыскание недоимок. Таким образом, фактически все требования восставших были выполнены, и волнения прекратились.

В 1650 г. крупные восстания произошли в Новгороде и в Пскове. Их причиной явилось резкое повышение цен на хлеб, поэтому в исторической литературе эти выступления называют «хлебными бунтами». Русское правительство, выполняя обязательства перед Швецией, стало поставлять ей хлеб. Это была компенсация за людей, бежавших в Россию с территорий, отошедших шведам по Столбовскому миру 1617 г. Закупки хлеба для поставок в Швецию привели к его дефициту и взвинчиванию цен. Это значительно ухудшило положение городского населения Северо-Запада и вызвало волнения в Новгороде и Пскове.

В обоих городах воеводы были изгнаны, и власть перешла к горожанам. Беспорядки в Новгороде продолжались недолго: с марта по апрель 1650 г. Восставшие не проявили достаточной стойкости и открыли ворота правительственным войскам князя И.Н. Хованского. В Пскове восстание носило гораздо более организованный и упорный характер и длилось с конца апреля по август. Воевода Пскова Н.С. Собакин был отстранен и бежал, власть оказалась в руках «всегородской избы», являвшейся органом земского самоуправления. В восстании принимали участие представители различных слоев населения. В отличие от новгородцев, псковичи не впустили войска князя Хованского в город и оказали им серьезное сопротивление. Осада города затянулась на три месяца.

Правительство было очень обеспокоено событиями в Пскове. Для решения этого вопроса в Москве даже был созван экстренный Земский собор, на котором утвердили состав делегации для переговоров с псковичами. Обещание правительства даровать прощение всем участникам бунта, в том числе и его руководителям, а также раздоры в среде восставших привели к прекращению восстания.

В 1662 г. в Москве произошло еще одно восстание, вошедшее в историю под названием Медного бунта. Проведение активной внешней политики (в 1654 г. началась затяжная война с Речью Посполитой) потребовало огромных финансовых затрат. Стремясь пополнить казну, правительство в 1656 г. перешло к выпуску медных денег, приравняв их по курсу к серебряным. Сначала казалось, что реформа удалась и медные деньги «приживутся». Однако вскоре по целому ряду причин ситуация стала меняться. Во-первых, правительство платило жалованье служилым людям медными деньгами, а налоги собирало серебряными, стремясь сосредоточить все серебро в своих руках. Во-вторых, русские купцы покупали товары у иностранцев, не признававших медной монеты, за серебро, а перепродавать вынуждены были за медь. В-третьих, государство выпустило слишком много медных денег, и началась инфляция. В-четвертых, поскольку медные деньги было легче подделать, в оборот было пущено большое количество фальшивой монеты, что еще больше усилило инфляцию.

Все это привело к тому, что стала стремительно расти диспропорция между реальной стоимостью медных и серебряных денег. За серебряный рубль в конце 1660 г. давали два медных, а в начале 60-х гг. – уже 12 и даже 15. В соответствии с этим дорожали и все товары. Положение населения резко ухудшилось, что неизбежно усилило недовольство властью.

25 июля 1662 г. в Москве на людных местах были расклеены «воровские письма», в которых были перечислены имена «изменников», повинных в злоупотреблениях при проведении денежной реформы. В собравшейся толпе стали раздаваться крики о том, что надо идти к царю и требовать выдачи виновных. Так началось восстание. Часть восставших отправилась громить дворы знати, а другая двинулась в село Коломенское, где находился Алексей Михайлович, и потребовала у него выдачи бояр и купцов, повинных в злоупотреблениях.

Царь вступил в переговоры с бунтовщиками, обещая им лично разобраться во всем. После этого толпа, казалось, поверив государю, стала возвращаться в Москву, но по дороге встретилась с другой толпой, шедшей из города. Обе толпы объединились и двинулись обратно к царю. Тем временем в Коломенское прибыли стрелецкие полки, которым было приказано «тех людей бити и рубити до смерти», что и было исполнено. В результате жестокой расправы многие бунтовщики погибли, других схватили. Был учрежден сыск, после чего зачинщиков казнили, прочих же участников восстания сослали. Однако от чеканки медных денег правительству пришлось отказаться. Их даже стали обменивать на серебро из расчета две серебряные деньги за медный рубль (1%, так как деньга являлась полукопейкой).

Непросто складывались и отношения Москвы с Доном. В XVII в. донское казачество стало именоваться Войском Донским. Во главе его стоял выборный атаман, обладавший исполнительной властью. Выборной была и казацкая старшина: атаманы, есаулы, сотники и др. Высшим органом Войска Донского был войсковой круг, собиравшийся в столице казачества – Черкасске. Казаки занимались охотой, рыболовством, скотоводством. Земледелием не занимались, поскольку считали, что «там, где зелено пашут, там и баре появляются». Важным источником существования казаков являлись так называемые «походы за зипунами» – по сути, грабительские набеги за добычей. Основными объектами этих набегов были побережье Азовского и Черного морей, т.е. территории Крымского ханства и Турции.

Фактически казаки жили в условиях своеобразной военной демократии, хотя уже в первой половине XVII в. они все больше стали превращаться в служилое сословие, несущее пограничную службу на южных рубежах России и выполняющее функцию заслона от набегов крымских татар. При Михаиле Федоровиче Романове правительство, понимая, что с помощью казаков можно с наименьшими затратами укрепить южную границу, пошло на признание автономии Дона и стало выплачивать донцам хлебное и денежное довольствие, а также снабжать их боеприпасами. В целом отношения казачества и Москвы носили двойственный характер: казаки нуждались в поддержке царя, а царь нуждался в казаках, однако при этом казаки хотели сохранить свою независимость (вольность), в то время как правительство стремилось поставить их под свой контроль.

В первой половине XVII в. численность донского казачества значительно возросла за счет населения, бежавшего от крепостного гнета – на Дону действовал принцип казацкой вольности: «с Дона выдачи нет». Среди казаков все отчетливей проявлялось социальное расслоение. В низовьях Дона жили старожилы, зажиточная часть казачества – «домовитые» или «низовые» казаки. Им принадлежали наиболее плодородные пастбища и богатые рыбные промыслы, занимались они и торговлей. Центр казачества – Черкасск, также находился в низовьях Дона, и именно низовые казаки составляли большую часть войсковой старшины. В верховьях обитала беднейшая часть донцов – так называемое «голутвенное» или «верховое» казачество. В основном это были люди, недавно прибывшие на Дон.

К середине XVII в. положение донских казаков осложнилось, так как после «азовского осадного сидения» (в 1637 г. казаки захватили и до начала 1642 г. удерживали турецкую крепость Азов) турки перетянули Дон цепями, и проникать в Азовское море становилось все труднее. В поисках добычи донцы стали чаще выходить на Волгу и грабить там купеческие суда, что привело к ухудшению отношений с Москвой. Вместе с тем, приток беглых на Дон не прекращался, а даже наоборот, усилился. В этих условиях и началось восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина.

В мае 1667 г. отряд казаков Разина примерно в тысячу человек двинулся с Дона в «поход за зипунами». Сам Разин родился в станице Зимовейская и принадлежал к числу потомственных домовитых казаков, но большинство отряда составляли голутвенные казаки. Вначале разинцы попытались прорваться в Азовское море, однако сделать это не удалось, и тогда казаки двинулись на Волгу, где начали грабить караваны судов. Против разгулявшейся вольницы был направлен отряд царских войск, но казаки сумели разбить его. Затем Разин спустился по Волге и вышел в Каспийское море. Имея уже около тридцати судов, он морским путем двинулся на Яик и захватил Яицкий городок. Здесь казаки перезимовали и в марте 1668 г. вновь вышли в море. Со своим отрядом, увеличившимся до двух тысяч, атаман стал грабить западное побережье Каспийского моря от Дербента до Баку, принадлежавшее тогда Персии. Повсюду разинцы освобождали русских пленников, которые вливались в их ряды. Персидский шах направил против казаков большой флот, но они разгромили его. Весной 1669 г. с богатой добычей Разин поплыл к Астрахани и прибыл туда в конце августа. Из Астрахани он ушел на Дон, его отряд обосновался в так называемом Кагальницком городке, на острове Кагальник. Там они готовились к новому походу на Волгу, теперь уже против «изменников-бояр». В Кагальницкий городок к удачливому и щедрому атаману стали стекаться голутвенные казаки, волжский работный люд, беглые.

В апреле 1670 г. Разин с 7-тысячным войском подошел к Царицыну, жители которого сами открыли ему ворота. В городе было введено новое правление по казацкому образцу. Посланный из Астрахани отряд стрельцов под командованием князя С. Львова перешел на сторону восставших. Из Царицына разинцы двинулись в низовья Волги. Им без боя удалось овладеть Черным Яром, и в июне Разин подступил к Астрахани. Это была мощная крепость, однако штурмовать ее не пришлось – астраханский люд впустил казаков в город, и в нем также утвердилось казацкое управление.

Обеспечив себе тылы, Разин во главе разросшегося войска двинулся вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших, но в Симбирске воевода князь И. Милославский с ратными людьми оказал разинцам серьезное сопротивление. Осада крепости продолжалась около месяца, ее защитники сумели отбить четыре яростных штурма.

Помимо основных сил разинцев, осаждавших Симбирск, в стране действовали и другие отряды повстанцев: Фрола Разина (брата Степана Тимофеевича), атаманши Алены, Максима Осипова и др. Повсюду рассылались «прелестные письма», в которых Разин призывал выступить против «изменников-бояр» и обещал всем хорошую жизнь. Восстание охватывало все новые территории. При этом среди восставших господствовали монархические иллюзии, они верили в «доброго царя». В войске Разина было два струга – один был обит красным бархатом, и на нем якобы плыл царевич Алексей (умерший уже к тому времени сын царя Алексея Михайловича), а на другом, обитом черным бархатом, якобы находился бывший патриарх Никон.

Правительство было встревожено восстанием, и уже в августе 1670 г. был объявлен сбор дворянского ополчения. Царь лично напутствовал 60-тысячное войско, двинувшееся на подавление бунтовщиков. В начале октября царская армия под командованием князя Ю. Барятинского разгромила под Симбирском
20-тысячное войско повстанцев. Раненый в бою С. Разин вместе со своими уцелевшими соратниками ушел на Дон, намереваясь собрать новую рать и продолжить борьбу. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом К. Яковлевым схватили Разина и выдали правительству. Руководителя восстания вместе с его братом Фролом доставили в Москву, где после жестоких пыток он был четвертован в июне 1671 г. Фрола Разина казнили через несколько лет. После разгрома основных сил разинцев восстание пошло на убыль и было подавлено, хотя отдельные его очаги наблюдались вплоть до осени 1671 г.

Литература

Буганов, В.И. Московское восстание 1662 г. / В.И. Буганов. – М.: Наука, 1964.

Буганов, В.И. Разин и разинцы / В.И. Буганов. – М.: Наука, 1995.

Карцов, В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России / В.Г. Карцов. – Калинин: КГУ, 1971.

Куц, О.Ю. Донское казачество в период от взятия Азова до выступления С. Разина (1637–1667) / О.Ю. Куц. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2009.

Лукин, П.В. Народные представления о государственной власти в России XVII века / П.В. Лукин. – М.: Наука, 2000.

Ляпин, Д.А. Волнения в российских городах в середине XVII в. / Д.А. Ляпин // Вопросы истории. – 2010. – №4.

Пушкарев, Л.Н. Общественно-политическая мысль России: Вторая половина XVII в. / Л.Н. Пушкарев. – М.: Наука, 1982.

Сахаров, А.Н. Степан Разин / А.Н. Сахаров. – М.: Молодая гвардия, 2010.

Соловьев, В.М. Анатомия русского бунта: Степан Разин: Мифы и реальность / В.М Соловьев. – М.: ТИМР, 1994.

Степанов, И.В. Крестьянская война в России в 1670–1671 гг.: Восстание Степана Разина: В 2-х тт. / И.В. Степанов. – Л.: ЛГУ, 1966–1972.

Тихомиров, М.Н. Классовая борьба в России XVII в. / М.Н. Тихомиров. – М.: Наука, 1969.

Усенко, О.Г. Разин и разинщина / О.Г. Усенко // Родина. – 2006. – №11.

Чистякова, Е.В. Городские восстания в России в первой половине XVII века (30–40-е годы) / Е.В. Чистякова. – Воронеж, ВГУ, 1975.

Чумичева, О.В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг. / О.В. Чумичева. – М.: ОГИ, 2009.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал