Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация бухгалтерских документов
В бухгалтерском учете применяется много различных документов, которые классифицируются по следующим основным признакам: 1) по назначению; 2) по месту составления; 3) по степени обобщения; 4) по способу (количеству) охватываемых операций; 5) по содержанию. Рассмотрим, как же классифицируются документы по каждому из этих признаков. 1. По назначению документы делятся на распорядительные, исполнительные (оправдательные), комбинированные и документы бухгалтерского оформления. В распорядительных документах содержится распоряжение, приказ, задание на совершение хозяйственной операции. Эти документы служат основанием для приема и выдачи денег и товарно-материальных ценностей. Они подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером. Сюда относятся приказы, распоряжения, доверенности. Они дают основание для совершения хозяйственной операции, но не могут служить основанием для отражения их в системе бухгалтерского учета. Исполнительные (оправдательные) документы – это такие документы, которые свидетельствуют о совершении факта хозяйственной жизни. Они непосредственно служат основанием для совершения учетных записей и оправданием для расходования и получения материальных ценностей, денежных средств и других активов. Это накладные, лимитно-заборные карты, акты, путевые листы и т.д. Комбинированные документы выполняют функции распоряжения и исполнения. Это расходные кассовые ордера, приходные кассовые ордера, наряды на сдельную работу и т.д. Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бухгалтерии с целью чисто технической подготовки учетной информации. Как правило, такие документы не могут служить основанием для совершения хозяйственных операций, так как составляются на основании ранее составленных. Например, сюда относятся расчеты (калькуляции) фактической стоимости, отклонений плановой себестоимости от фактической. В отдельных случаях документы бухгалтерского оформления используются для составления учетных записей и несут самостоятельное значение, например, при составлении бухгалтерских справок на закрытие операционных счетов. 2. По месту составления (использования) документы делятся на внутренние и внешние. Внутренние – это такие документы, которые составляются и используются в пределах данного предприятия. к ним относятся приходные и расходные кассовые ордера, наряды, авансовые отчеты и т.д. Внешние документы составляются в одном предприятии, а используются в другом. Они выходят за пределы предприятия. К ним относятся счета, счета-фактуры, платежные требования, накладные, акты приема выполненных работ и т.п. 3. По степени обобщения документы делятся на первичные и сводные. Первичные – это документы, которые составляются на совершаемую хозяйственную операцию. Они имеют большое значение в бухгалтерском учете, так как являются основой всех последующих записей в регистрах бухгалтерского учета. Имеют также и юридическую силу, являясь основанием для разрешения различных споров в арбитраже и т.п. Сводные документы фиксируют ряд однородных операций по мере их совершения или содержат сведения ряда первичных документов. В качестве примера можно выделить ведомости движения готовой продукции, отчеты о движении материальных ценностей. 4. По способу (количеству) охватываемых операций классифицируются только первичные документы. В каждом первичном документе в зависимости от ряда обстоятельств отражается либо одна, либо несколько однородных операций. В зависимости от количества операций документы делятся на разовые и накопительные. Разовые применяются для отражения одного факта хозяйственной деятельности и используются в случаях, где необходимо строгое их разграничение. Это приходные и расходные кассовые ордера и т.д. Накопительные документы применяются для отражения ряда однородных, повторяющихся операций, которые записываются постепенно по мере их совершения (например, лимитно-заборные карты, реестры). 5. По содержанию документы делятся: по учету основных средств и нематериальных активов, по учету продукции и материалов, по учету труда и заработной платы, по учету денежных средств и расчетов. Документы по учету основных средств и нематериальных активов являются основанием для оприходования и списания основных средств и нематериальных активов, например, акт о приеме-передаче объекта основных средств, акт о списании объекта основных средств и др. Документы по учету продукции и материалов служат для оформления поступления и расходования материальных ценностей. Это приходные ордера, накладные, лимитно-заборные карты и т.д. Документы по учету денежных средств и расчетов служат для учета движения денежных средств. Сюда относятся приходные и расходные кассовые ордера, банковские расчетные документы, счета, счета-фактуры. Документы по учету труда и заработной платы применяются для учета выработки, контроля трудовой дисциплины и для учета отработанного времени. К данной группе можно отнести наряды на сдельную работу, ведомости учета выработки, табель учета рабочего времени.
|