Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие управления. Виды разделения управленческого труда.






 

Окружающий человека мир принято делить на неживую природу, живую природу и человеческое общество. Соответственно выделяют управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин), управление биологическими системами и управление социальными системами (человеком, семьей, фирмой, отраслью, муниципальным образованием, регионом, государством и т.д.), или иными словами социальное управление. В изучаемом курсе нас будет интересовать общая теория управления. Поскольку управление связано с организацией людей, социальных групп и других общностей по " производству" и воспроизводству самих себя, то его можно рассматривать как социальное управление. Ведь управление прямо обращено к человеку, его природе, организации и самоорганизации.

Существует множество определений что такое управление. В толковом словаре В. Даля термин " управлять" означает править, давать ход, направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-то, порядничать[18]. В. И Кнорринг считает, что управление в широком понимании этого термина – непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов[19]. На взгляд других авторов, управление – свойство систем различной природы сохранять свою целостность, структурное единство и добиваться достижения поставленных целей[20]. Заслуживает внимания точка зрения, рассматривающая управление как особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования[21]

В качестве рабочего понятия курса автор предлагает взгляд, согласно которому управление рассматривается как воздействие на отношения между людьми в целях согласования и объединения их совместного труда по созданию благоприятных условий жизнедеятельности. В данном контексте управление рассматривается в качестве ключа к формированию и функционированию рациональных общественных отношений.

Понятие " управление" используется в следующих значениях:

1) управление как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;

2) управление как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Как заметили Кунц и О Доннел " Управление – это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащие в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяют его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата". Различие между наукой и искусством Клаузевиц видел так: цель науки – знание, цель искусства – умение;

3) управление как функция - деятельность направленная на по своему назначению и содержанию принципиально отличается от производственной функции;

4) управление как процесс – определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на " входе" в продукцию или услуг на " выходе" системы (функциональный подход); совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их решения и организацией выполнения принятых решений[22];

5) управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.

Необходимость управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в производственных коллективах, в масштабе всего государства и необходимостью его координации. Анализируя формы общественного труда К. Маркс пришел к важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: " Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере" [23].

Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – профессиональных управляющих.

По сравнению с другимы видами труда, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

-он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

-участвует в созании материальных благ и оказании услуг опосредовано, через труд других работников;

-предметом труда является информация;

-средством труда – организационная и вычислительная техника;

-результатом труда – управленческое решение.

Со временем в целях повышения результативности управления появилось разделение труда профессиональных управляющих. Выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих[24]:

-функциональное - основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции управления: планирование, организация, контроль и т.д.;

-структурное - строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика;

-вертикальное – построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся управляющие, имеющие в подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Средний уровень – составляет по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала и включает управляющих ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Указанные подразделения состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц). Высший уровень – это администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом. На этом уровне занято 3-7% управленческого персонала;

-горизонтальное – разделение труда по функциям;

-технологическое – учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей прежде всего сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением управленческого процесса.

Ключевое понятие управления – воздействие. Оно связано с деятельностью субъекта управления по переводу объекта управления в новое желаемое состояние. Причем воздействие может быть разным по объему, содержанию, направленности, методам. В зависимости от этого меняется сущность процесса управления.

В содержании управления основное значение имеет то, насколько точно и полно в управленческой деятельности выражаются коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных групп и индивидов.

Некоторые авторы связывают управление с манипулированием сознанием людей, т.е. с обманом. На их взгляд, исходным, основополагающим тезисом теории управления следует считать утверждение, что всякая манипуляция человеком, его активностью начинается с определенного воздействия на него[25]

В процессе управленческой деятельности субъекты и объекты управления взаимодействуют между собой. Помимо отношений субординации типа " руководители - подчиненные", в управленческих отношениях присутствуют элементы сотрудничества, взаимопомощи. Причем значение последних в современных условиях возростает. Следует согласиться с П. Друкером, который считает, что в современных условиях взаимоотношения " начальника" и " подчиненного" больше напоминают взаимоотношения дирижера оркестра и музыканта, а не традиционную схему " я начальник, ты дурак". Все чаще " служащими" следует управлять как " партнерами", а партнерство уже исключает " управление", поскольку предполагает равенство участников. Партнеры не могут приказывать друг другу. Они могут только убеждать друг друга Следовательно, можно сказать, что менеджмнт все больше становится похожим на " маркетинговую деятельность". А в маркетинге никто не начинает с вопросов: " Чего мы хотим? ". Все начинается с вопросов: " Чего хочет другая сторона? Каковы ее ценности? В чем состоят ее цели? Каких результатов она хочет достичь? ". И тут уже не подходит ни " теория Х", ни " теория Y", ни любая другая теория управления персоналом[26].

В теории управления выделяют управление функционированием и управление развитием[27]. Эти два аспекта управления, как правило, присутствуют в любой управленческой деятельности. Например, на уровне региона выделяют управление функционированием региональных служб и управление развитием региона. В последнем случае это может быть связано с привлечением новых видов бизнеса, развитием телекоммуникаций и т.д.

Под развитием понимается изменение характеристик управляемой системы. Эти изменения могут носить как количественный так и качественный характер. В последнем случае говорят или об структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении управляемой системой новых характеристик.

Управление развитием любой системы отличается от управления функционированием. Управление развитием связано прежде всего с выявлением прогрессивных тенденций, определением целей и задач, преобразованием управляемой системы. Управление развитием в отличие от управления функционирования носит более творческий характер. Управление развитием требует нового типа менеджера, который способен не только трансформировать объект управления, но и сам положительно изменяться в процессе управленческой деятельности. В наибольшей степени управление развитием проявляется в стратегическом планировании, поиске новых организационных структур, развитии культуры системы.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую логикой развития, естественной эволюцией или целенаправленными усилиями. Когда эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о прогрессивном развитии; если же она отрицательная, то речь идет о регрессе или деградации.

Управление развитием требует выделения долгосрочных и краткосрочных целей и разработку соответствующих им критериев. Среди долгосрочных целей, как правило, выделяют повышение уровня жизни населения. В качестве краткосрочных целей рассматривается преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового внутреннего продукта. Кроме того, иногда выделяют тактические цели развития. Они могут быть связаны с развитием новых видов бизнеса, повышения уровня занятости населения и т.д.

Для оценки динамики развития необходимо использовать показатели характеризующие темпы изменения отдельных характеристик управляемой системы. Если это касается страны, то речь в первую очередь идет о темпах роста душевого дохода, производительности труда, темпах структурной трансформации производства и общества.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал