![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структурированные и неструктурированные управленческие решения.
Структурированные управленческие решения- содержат как количественные, так и качественные характеристики. Последние нередко доминируют. Примером таких УР является формирование портфеля заказов на продукцию и услуги предприятия. Некоторые проблемы очень просты. Цель лица, принимающего решение, ясна; проблема знакома, а информация о ней четкая и имеется в полном объеме. Примером проблем данного типа могут служить желание покупателя вернуть покупку в магазин, задержка поставщиком важной поставки, реакция группы журналистов на неожиданные и быстро развивающиеся события, желание студента выйти из класса и т.д. Такие ситуации называют структурированными проблемами. Решения превращаются в программируемые по мере того, как их характер становится повторяющимся и привычным, в результате чего вырабатывается определенный подход к их принятию. Поскольку проблема в данном случае имеет четкую структуру, менеджеру не приходится тратить силы и средства на разработку сложного процесса ее решения. Принятие программируемых решений относительно просто и в значительной мере основывается на предыдущих случаях возникновения подобной проблемы. Стадии " исследования вариантов" в процессе принятия таких решений либо не существует, либо же ей уделяется очень незначительное внимание. Потому что если структурированная проблема определена, ее решение, как правило, совершенно очевидно или, по крайней мере, сведено к выбору одного из нескольких хорошо знакомых вариантов, правильность которых неоднократно подтверждена в прошлом. Во многих случаях принятие программируемых решений заключается в приятии решения на основе прецедентов. Менеджеры просто делают то, что делали и они, и другие люди раньше, в подобных ситуациях. Пролитый на пиджак посетителя напиток не требует от менеджера ресторана определения критериев, способных повлиять на его решение, их классификации по степени важности или исследования длинного перечня возможных вариантов решения данной проблемы. В подобной ситуации управленец, по-видимому, скорее всего, обратится к привычным процедурам, правилам или политике. Неструктурированные – характеризуются лишь качественным описанием состава некоторых целей и условий их достижения. Количественные характеристики тут не определены. Примерамы таких УР являются проектирование принципиально новых организационных систем(финансово- промышленных групп и т.д.), согласование интересов, выход на зарубежные рынки и др. Решение неструктурированных УР осуществляется на интуиции лица принимающего решение. Не все проблемы, с которыми сталкиваются менеджеры, хорошо структурированы или легко решаются с помощью программируемых решений. Многие ситуации в организациях связаны с неструктурированными проблемами, а это обычно совершенно новые или нестандартные. Информация о таких проблемах неоднозначна или неполна. Примером неструктурированной проблемы может служить выбор архитектора при проектировании здания для нового главного офиса корпорации. К ним также можно отнести такие решения, как, например, не следует ли инвестировать средства в новую неиспытанную технологию, либо не стоит ли сократить убыточное подразделение предприятия. Когда проблема неструктурированная, менеджеру приходится принимать непрограммируемые решения, чтобы выявить и проанализировать различные варианты. Непрограммируемые решения уникальны и не повторяются. Когда менеджер решает неструктурированную либо какую-либо остро специфическую проблему, готового решения не существует. Проблемы данного типа требуют уникальной, нестандартной реакции, позволяющей принять непрограммируемое решение. 11. «Дерево целей» в процессе принятия управленческих решений. Дерево решений - способ отображения информации, имеющих много различных уровней и связей. Обычно представляет построенную по иерархическому принципу:
|