Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система целей в менеджменте. Требования, предъявляемые к целямСтр 1 из 67Следующая ⇒
1. Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремит добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирм! используют для установления стандартов для оценки эффективное т организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может бы т либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. 2. Цели обладают рядом характеристик: * конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримы формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей; * ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных; * достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации; * взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других. З. Понятие " задача" отличается от понятия " цель" следующим образом: задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея). Требования, предъявляемые к целям в менеджменте К целям организации предъявляют следующие требования: • необходимость выведения целей из следующих вопросов: В чем состоит наш бизнес? Чем он будет? Чем он должен быть? Цели не должны быть абстрактными; • операциональность целей. Цели должны преобразоваться в конкретные задачи, рабочие задания. Они должны быть пригодными в качестве базиса и мотивации для исполнения; V нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий. Среди многочисленных целей необходимо выбирать фундаментальные с тем, чтобы сосредоточить для их выполнения имеющиеся ресурсы; • множественность целей. Организации призваны решать большое количество проблем. Следовательно, целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств, необходимых для продолжения деятельности организации, предоставление возможности сотрудникам реализовать себя, достижение передовых позиций на рынке; • формулирование целей во всех областях, от которых зависит выживания организации. Как правило, эти области одни и те же для всех организации (производство, маркетинг, финансы, инновации, персонал, менеджмент). Цели же в этих областях зависят от конкретной стратегии. Типология целей Все многообразие целей, которые организация преследует в своей деятельности, может быть типизировано по следующим критериям: • период установления, стратегические, тактические, оперативные; • содержание: экономические, социальные, организационные, политические, научные; • сфера действия: маркетинговые, производственные, инновационные финансовые, кадровые, административные; • среда: внутренние, внешние; • приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, прочие; • измеримость: количественные, качественные; • повторяемость: постоянные, разовые; • иерархия: цели организации, структурных подразделений; • стадия жизненного цикла: проектирование и создание объекта, рост зрелость, завершение. Дерево целей как инструмент обеспечения соподчиненности и развертываемости целей менеджмента Количество и разнообразие целей и задач менеджмента требует системного подхода к определению их состава. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей.
|