Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные концепции и подходы к менеджменту






Становление школы науки управления связано с раз­витием математики, статистики, инженерных наук и дру­гих смежных с ними областей знаний. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных на­правления:

1. Рассмотрение производства как «социальной сис­темы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем управления на основе сис­темного анализа и использования кибернетиче­ского подхода, включая применение математиче­ских методов и ЭВМ.

За период, предшествующий формированию школы науки управления, была создана теория управления, ко­торая в состоянии не только объяснить практику, но и дать конкретные рекомендации по совершенствованию действий для управляющих. Было разработано большое количество «принципов», «заповедей», «правил», «памя­ток» и т. д. Однако управляющие далеко не всегда при­бегали к использованию этих советов, так как зачастую они оказывались абстрактными и трудно применимыми на практике. Отдельные положения теории представля­ли собой только научную ценность. Очень часто это мало заботило исследователей. Такой подход к управ­ленческим проблемам получил название эмпирическо­го. Главным его содержанием является утверждение, что эффективность управления зависит от умения управ­лять людьми.

Школа науки управления в своих исследованиях опирается на три методологических подхода — систем­ный, процессный и ситуационный, которые сформирова­лись на основе эмпирического подхода.

Системный подход позволяет рассматривать организа­цию как систему, состоящую из определенного количе­ства взаимосвязанных элементов.

Первоначально теория систем применялась в точных науках и в технике. В управлении теория систем стала применяться в конце 50-х гг., что явилось значительным успехом школы науки управления.

Исходным положением системного подхода является понятие цели. Наличие конкретной цели является пер­вым и важнейшим признаком организации. По этому признаку данная система отличается от других, окру­жающих ее систем. Задачей управления является ком­плексный процесс для достижения целей, стоящих перед системой.

Системный подход предполагает, что каждый из эле­ментов, составляющих систему, имеет свои определен­ные цели. Системный подход направлен на повышение эффективности работы организации в целом.

Содержание системного подхода сводится к следую­щему:

• четкое определение целей и установление их ие­рархии;

• достижение наилучших результатов при наимень­ших затратах: используя сравнительный анализ вы­бора альтернативных путей достигать поставленных целей;

• широкая всесторонняя оценка всех возможных ре­зультатов деятельности на основе количественной оценки целей, методов и средств их достижения.

Системный подход предполагает широкое использо­вание системного анализа.

Школа науки управления исследует вопросы, кото­рые прежними школами не рассматривались. Она изуча­ет важнейшие подсистемы, характер их взаимоотноше­ний, структуру и цели системы, координирование всех элементов системы.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Выход из строя любой части, входящей в систему, приводит к нарушению рабо­ты всей системы. В управлении все организации рас­сматриваются как системы.

Системы делятся на два вида: открытые и закрытые. Закрытые системы относительно независимы от окружаю­щей среды, в то время как на открытую систему оказывают воздействие факторы внешней среды. Теория социальных систем рассматривает организацию как открытую систему, как многофакторное и многоцелевое образование.

Основными элементами системы являются: цели, зада­чи, структура, техника и технология, люди. Человек в социальной системе рассматривается как «социально-ориентированное и направляемое существо», обладаю­щее многочисленными потребностями, которые воздей­ствуют на производственную среду и, в свою очередь, испытывают обратное влияние с ее стороны.

Важное значение в управлении имеет понятие под­системы. Организации состоят из нескольких взаимоза­висимых подсистем. Так, производственная организация имеет социальную и техническую подсистемы. Подсис­темы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем. Так как все они взаимосвязаны, неправиль­ное функционирование даже самой маленькой подсис­темы (отдельного отдела или работника) может повлиять на систему в целом.

Процессный подход как концепция управленческой мысли был впервые предложен классической (админист­ративной) школой управления, которая сформулировала и описала содержание функций управления, как не зави­сящих друг от друга. Процессный подход с позиций школы науки управления рассматривает функции управ­ления как взаимосвязанные. Процессный подход к управлению — подход..., основывающийся на концеп­ции, согласно которой управление есть непрерывная се­рия взаимосвязанных действий или функций.

Автором концепции процессного подхода является Файоль, который считал, что «управлять означает пред­сказывать и планировать, организовывать, распоряжать­ся, координировать и контролировать.

Впоследствии различными авторами предлагались разные классификации управленческих функций. Так, Мескон считает, что «процесс управления состоит из че­тырех взаимосвязанных функций: планирования, органи­зации, мотивации и контроля». Эти функции объедине­ны связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, направленная на дости­жение целей организации.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Важным вкладом школы науки управления является разработка в конце 60-х гг. ситуационного подхода, пер­воначальное упоминание о котором было сделано еще в 20-е гг. Фоллетт, открывшей «закон ситуации».

Ситуационный подход непосредственно связан с сис­темным и процессным подходами и расширяет их при­менение на практике. Ситуационный подход часто назы­вают ситуационным мышлением об организационных проблемах и их решениях.

Сущность ситуационного подхода заключается в опре­делении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказы­вающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководи­телю подобрать наилучшие способы и методы достижения целей организации, соответствующие этой ситуации.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

К основным внутренним переменным организации относятся ситуационные факторы, действующие внутри организации. Это — цели, задачи, структура, техника и технология, люди. Внутренние переменные являются ре­зультатом управленческих решений, принятых людьми, создавшими организацию.

Внутренние переменные изучались различными шко­лами, при этом каждая школа акцентировала свое вни­мание на разных факторах внутренней среды организа­ции. Так, например, школа научного управления обра­щала основное внимание на задачи и технологию управления; школа психологии и человеческих отноше­ний — на трудовые ресурсы (людей) организации; класси­ческая (административная) школа — на структуру управле­ния. По мнению представителей этих школ, достижение целей организации полностью зависело от внутренних переменных и поэтому они не уделяли никакого внима­ния факторам, находящимся вне организации.

Ситуационный подход определил внешние перемен­ные: факторы, находящиеся вне организации, которые оказывают серьезное влияние на ее успех. Впоследствии все факторы внешней среды были разделены на две группы: переменные прямого воздействия — поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, законы и государственные органы и пере­менные косвенного воздействия — состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы (жизненные установки, традиции, обычаи и др.), поли­тические факторы, международные события. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на опера­ции организации и испытывают на себе прямое же влия­ние операций организации. Факторы косвенного воздей­ствия не оказывают немедленного воздействия на опера­ции, но тем не менее их следует учитывать. Степень их влияния определяется сферой деятельности и внутрен­ними возможностями организации.

Школа науки управления установила, что все пере­менные (факторы) как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение в одной из них вызывает изменения во всех других.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал