Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка






Гиперопекающая позиция родителя опасна и тем, что часто приводит к неправильной оценке собственного ребенка: родитель начинает воспринимать его поведение как ненормальное, вызывающее серьезные опасения и т.п. Порою клиент, обращаясь за помощью, выдвигает настолько неадекватные аргументы, что они начинают казаться просто абсурдными. Дальнейшая работа с клиентом зависит от того, насколько реальны страхи и соображения, высказываемые клиентом. Если оснований для них нет, причина обращения к психологу чаще всего связана с проблемами самого родителя, жалобы же на детей в такой ситуации выступают как своего рода социально приемлемый повод прихода.

Направление к специалисту человека, по каким-либо причинам боящегося соответствующей консультации, задача довольно сложная. Родитель, направляющий своего ребенка к специалисту, в такой ситуации часто не может найти правильного тона и способов мотивации. Основное, что нужно сделать консультанту, независимо от того, будут ли в процессе беседы анализироваться причины происходящего или нет, это переориентировать клиента с позиции обвинения и недовольства, которую он чаще всего осознанно или неосознанно занимает, на позицию принятия и поддержки.

Консультанту нередко приходится выступать в роли своеобразного переводчика и толкователя смысла того, что говорит и делает ребенок, и объяснять клиенту, как тяжело ребенку, доказывать, что вспыльчивость и негативизм в поведении свидетельствуют не о неуважении и наглости, а о тяжести переживаний и отсутствии возможности кому-либо рассказать о них.

Если отношения родителя с ребенком к моменту прихода в консультацию уже достаточно сильно нарушены, можно обсудить специальные меры, направленные на их нормализацию -- акции доверия, откровенный разговор др.

Заключение Важными моментами в постановке точного психологического диагноза, позволяющего выдвигать и формулировать дальнейшие гипотезы, являются:

а) выяснение того, насколько серьезна причина беспокойства родителя по поводу ребенка,

б) понимание того, какова действительно позиция родителя по отношению к ребенку, что лежит в основе прихода в консультацию -- собственные проблемы или беспокойство за сына (дочь), стремление помочь ему (ей) или желание обрести помощь и поддержку для себя и избавиться от собственных страхов, переживаний вины, ненужности и т.д.

Нередко встречаются ситуации, когда верно и то и другое, тем более, что неблагополучие, неуверенность в себе, неадекватность позиции самого родителя -- это всегда основания для того, чтобы у ребенка в жизни также были трудности и проблемы. Но поскольку реальным клиентом, обратившимся за консультацией, все же является родитель, основное внимание консультанта всегда должно быть направлено на то, чтобы помочь ему разобраться в собственных страхах и проблемах, понять, насколько уместны и целесообразны переживания за ребенка.

 

 

  1. Ошибки в интервью и пути их профилактики.

 

Ошибки Профилактика
1. Отсутствие личностного обращения к интервьюируемому. 1. Четкое знакомство с именем, использование имени в ходе интервью.
2. Поучения, очевидные и банальные. 2. Освоение предмета профессиональной деятельности, принятие профессиональных ограничений.
3. Избыточная личная заинтересованность в содержании интервью. 3. Освоение профессиональной позиции и профессиональной
4. Уход от профессионального взаимодействия в бытовое. 4. Рефлексия на содержание профессиональной деятельности.
5. Использование специальной, редко употребляемой в быту терминологии. 5. Говорить простым, четким, литературным языком.
6. Стремление интервьюера занять собой, своими личными проблемами и высказываниями большую часть времени. 6.Организация профессионального пространства, контроль за временем своих высказываний.
7. Навязывание своего мнения интервьюируемому. 7. Контроль за соответствием задаче клиента.
8. Эмоциональное воздействие через оценку качеств клиента. 8. Безоценочное общение.
9. Отсутствие четких целей интервью. 9. Владение предмета интервью.
10. Уличение клиента в неискренности, стремление «поймать» его. 10. Следование предмету интервью.
11. Постоянные аппеляции к мнению других людей. 11. Цель интервью — мнение, проблема и т. п. — в логике индивидуальной судьбы человека.
12. Отказ от взаимовлияния людей в процессе интервью. 12. Самоконтроль за профессиональным развитием.

Немов предлагает следующую классификацию ошибок и способов их устранения.

1.Неверное заключение психолога-консультан­та о сути проблемы клиента. Это тот случай, при котором психолог-консультант или нс видит реальной проблемы у клиента, или приписывает клиенту пробле­му, которой у него в действительности нет.Консультант со своей стороны время от времени может проверять клиента, повторно прося его сооб­щить о том, о чем он раньше уже говорил и что у психолога-консультанта в силу тех или иных причин вызвало сомнение.: время от времени в ходе исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

Выработка психологом-консуль­тантом у себя привычки внимательно слушать кли­ента, не упуская ни одной сообщенной им детали, —единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту. В данном слу­чае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но пред­лагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению — такие, реализация которых в дейст­вительности ничего или почти ничего полезного кли­енту не даст. необходи­мо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни

3. Неправильные действия клиента по выполне­нию рекомендаций, полученных от психолога-кон­сультанта. Это тот тип ошибок в консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была определена правильно и ко­торому были даны верные рекомендации по ее реше­нию, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы. Устранить эту ошибку можно следующим спосо­бом: работая с клиентом, на каждом этапе психологи­ческого консультирования проверять правильность понимания клиентом того, что ему говорит психолог-консультант. Этого, в частности, можно добиться за счет постановки перед клиентом продуманных и правиль­но сформулированных вопросов. Данная ошибка может быть исключена из практи­ки психологического консультирования, если консуль­тант, прежде чем давать рекомендации клиенту, по­интересуется его условиями жизни и личным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполнять полученные рекомендации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал