Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остановимся на их краткой характеристике, используя для этого таблицу (Абрамова, 2001):
Метод
| Описание метода
| Функция метода во время беседы
|
Интерпре-тация
| Новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога, это основа методов воздействия.
| Альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента.
|
Директива (указание)
| Может быть пожелание, указание на действие или хитроумная техника на основе теории.
| Ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ.
|
Совет (информация)
| Домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя.
| Давать полезную информацию.
|
Самораскры-тие
| Психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента.
| Связан с приемом обратной связи, построен на «Я-предложениях» психолога. Способствует установлению раппорта.
|
Обратная
связь
| Дает возможность понять, как его воспринимает психолог и окружающие.
| Дает конкретные данные для самовосприятия.
|
Логическая последова-тельность
| Объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если, то...».
| Дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий.
|
Воздействую-щее резюме
| Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента.
| Проясняет, что психолог и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь.
|
Открытые вопросы
| «Кто?»- факты, «Как?»- чувства. «Почему?» - причина, «Можно ли?» - общая картина.
| Выяснение основных фактов, облегчающих разговор.
|
Закрытые вопросы
| Содержат частицу «ли», отвечают кратко.
| Сокращают длинный монолог.
|
Пересказ
| Повторение сущности слов клиента и его мыслей, используя его ключевые слова.
| Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания.
|
Отражение чувств
| Обращает внимание на эмоциональное содержание интервью.
| Поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства.
|
Резюме
| В сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента.
| Полезно повторять периодически во время интервью. Поясняет направление беседы.
|