Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогическое консультирование
К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.
В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста.
Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:
- часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;
- подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования; - родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями; - подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.
Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.
Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.
19. Интервью, как основной метод консультативной психологии Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Существенно важным, для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения клиента и психолога, будет внутренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным. Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, Восстановление контекста появления темы отличает интервью от других методов психологической помощи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы. Психолог, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личные проекции на содержание темы.Это ситуации, когда во взаимодействии с клиентом в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей личности и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы). Пятишаговая модель процесса интервью Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий: раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы — основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью. Первая стадия интервью — структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют — «Привет!». Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента. Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта. Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент). Втоая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема?» Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы. Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы. После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так — желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью — «Чего вы хотите добиться?» Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут. Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно. Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии — «Что еще мы можем сделать по этому поводу?» Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным. Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации. Пятая стадия интервью — обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа — «Вы будете делать это?». Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью.
|