Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическое консультирование






К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста.

Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:

- часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;

- подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования; - родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями; - подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

19. Интервью, как основной метод консультативной психологии
Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования.
Существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.
Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.
Психолог, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы.Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).
Пятишаговая модель процесса интервью
Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий:
раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы — основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.
Первая стадия интервью — структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют — «Привет!».
Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента.
Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта.
Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).
Втоая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»
Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.
Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.
После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так — желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью — «Чего вы хотите добиться?»
Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.
Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.
Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии — «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»
Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.
Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.
Пятая стадия интервью — обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа — «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал